Музей Баклуши и библиотека Варенья

Сергей Рябцев
Следуя этой осенью по трассе Е115 из Ярославля в Ростов, в районе посёлка Семибратово моё внимание привлёк дорожный указатель. Он указывал, что в четырёх километрах от этого места находится музей Баклуши и библиотека Варенья. Что из себя представляют баклуши, догадывался, то деревянные заготовки для изготовления ложек. Существует даже народная поговорка о том предмете: «Бить баклуши». Так на Руси говорили о лодырях и бездельниках, якобы труд по обработке баклуш самый лёгкий и примитивный. Однако так ли это на самом деле? И чтобы отгадать загадку, свернул по указателю на новую дорогу. Опять же заинтриговала встреча с некой таинственной библиотекой Варенья.

Дорога к музею и библиотеке оказалась совершено пустынной, не попалось ни одного автомобиля, зато виды, что окружали её, были достойны кисти художника. Не обладая талантом живописца, стараюсь восполнять его фотографией, а потому сделал несколько снимков прекрасной природы. Скошенные поля в обрамлении ещё зеленеющих дубрав и низко плывущие облака в синем небе вызывали восторг. Казалось, время остановилось, или вовсе пошло вспять. И здесь как нельзя кстати надобно рассказать, откуда пошло название посёлка — Семибратово.

Существует древняя легенда, что жили в этих краях семь братьев. Отличались молодцы силой недюжинной, правда, куда приложить оную — не ведали, а потому бродили по окрестностям и разбойничали. Доставалось всякому — пешему и конному. Поговаривают, даже сам Алеша Попович, друг Ильи Муромца и Добрыни Никитича, хлебнул от семи братьев лиха. Конфликт произошёл из-за Любавы, единственной сестры братьев. Что и как меж ними было, то молва толкует по разному, одни утверждали, что Алёша Попович некрасиво поступил с девицей, соблазнил оную, да и бросил. Другие, напротив, сказывали, что жениться хотел, но братья помешали, не видели в богатыре достойного претендента. Или ревновали, хоть и по-братски. Как-никак, а единственная сестра.

Прошло некоторое время и братья остепенились, перестали бродяжничать и бить людей, а вместо этого начали бить баклуши и делать ложки, чем и прославились по всей округе, а ещё благодаря этому сильно разбогатели. С тех пор и стало называться село — Семибратово. И сказка появилась - «О семи Симеонах, родных братьях», а ещё былина - «Алёша Попович и сестра Збродовичей». У Пушкина есть подобное произведение - «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Только у Александра Сергеевича главный герой — королевич Елисей, а в Семибратово — Попович Алексей. Позже, уже в наши дни, появился музей Баклуши и библиотека Варенья, куда мы и отправляемся.

При подъезде, за несколько сот метров до музея, у самой развилки трёх дорог, точно вещий камень, была замечена гигантская расписная деревянная ложка. Проехать мимо было невозможно. Указатель недвусмысленно подсказывал, какую дорогу следует выбрать. А вскоре появился и сам музей.

Располагался он в небольшом двухэтажном деревянном доме. Перемещение по музею только в составе группы. Нас собралось пять человек — четверо взрослых и девочка лет семи. Была ещё маленькая собачонка. Такой компанией в сопровождении экскурсовода, женщины средних лет, мы проследовали по всем залам, вернее, комнатам, ибо музей небольшой, но очень уютный и в тоже время — познавательный. Большинство экспонатов можно трогать руками, мало того, колоть топором, крутить специальный барабан для обработки баклуш.

Мы узнали много нового о таком простом, казалось бы, предмете, как ложка. Как её изготавливали на Руси. Как били баклуши. Брали специальную заготовку, чурбачок, чаще берёзовый, но подходила древесина любого плодового дерева.

Затем металлическим теслом придавали нужную форму. После в специальном вращающемся барабане, заполненным грубой шерстью и мелкими камушками, заготовки доводились до ещё боле нужной формы. Бить баклуши доверялось и детям, сызмальства их приучали к труду.

Ложка также была хорошим воспитательным средством. Балуешься за столом - получи ложкой по лбу. Деревянную ложку дарили на свадьбу. Одну на двоих. Молодые ели ею по очереди. Недаром говорят: «Муж и жена — одна сатана». Родившемуся ребёнку также дарили ложку - «ляльку».

Деревянная ложка считалась символом достатка в доме. Когда что-либо пьёте из чашки или стакана, непременно выньте ложку, положите на блюдечко, в противном случае дом ожидает убыток. Нельзя стучать по столу ложкой, накличешь беду. Если ложка упала на пол — жди гостя. Хотите, чтобы гость не пришёл - не подымайте ложку. А ещё ложка являлась показателем работоспособности.

Принимая на работу, претендента усаживали за стол. То, как он работал ложкой, говорило о его навыках. Если ел кое-как, то и работник никакой. С таким долго не разговаривали — скатертью дорога. Ложка всему голова, она так и выглядит, продолговатая на длинном теле-черенке. Ложка - значимый предмет домашнего обихода. Наполненная дёгтем, она может испортить целую бочку мёда. Это к тому, что никогда не следует терять её, мало ли в какие руки попадет.

Экскурсия по музею подходила к концу, мы увидели множество ложек, на любой вкус и цвет. Простые и расписные, отечественные и заграничные, были даже такие, что принадлежали африканским вождям. Что ели ими аборигены? - сказать не могу, но явно не Кука, тот закончил свои дни в другом месте, да и ложек на тот момент в африканской глубинке практически не встречалось. Бедные люди, им приходилось всё есть руками. А теперь, пожалуй, о самом вкусном, о библиотеке Варенья.

Располагается она на первом этаже, рядом с небольшим читальным залом. Вы заинтригованы? Тогда открою секрет, библиотека — это небольшая комната со стеллажами, на которых стоят банки с различным вареньем. Чего тут только нет. Есть апельсиновое, из одуванчиков, еловых шишек, огурцов и арбузов. И это только малая часть библиотечного фонда. Все экспонаты можно приобрести. А дабы выбор был неслучайным, кому захочется зимним вечером есть невкусное варенье, посетителей приглашают в читальный зал, где в уютной домашней обстановке, сидя за столиком, можно продегустировать несколько видов варенья. Для смены вкусовых рецепторов прилагается чай. Признаться, угадать с первого раза, какое варенье пробуется, не всегда получалось. Это своего рода кулинарный микс из ягод, фруктов и овощей. Сахар, ныне главный ингредиент для производства варенья, появился на Руси давно, где-то в XI веке, но был очень дорог, а потому использовался только знатью. Варенье готовили тогда на меду и патоке.

Женщина-экскурсовод всё подробно рассказала, кто из великих какое варенье любил, и как его готовили. Например, царь Иван Грозный предпочитал варенье из мякоти перезревших огурцов с добавлением различных специй. А Пушкин любил обыкновенное - из крыжовника. Существует даже приворотное варенье. Его готовили девушки, страстно желавшие выйти замуж за князя или былинного богатыря. Каков процент желаемого исхода? - сказать трудно, статистика в те стародавние времена не велась. Рецепт волшебного варенья существует, но оглашать его здесь я не буду. Вдруг он составлен с ошибками, ведь прошло столько времени, буквы и цифры истёрлись, береста потемнела.

Время, проведённое в библиотеке Варенья, прошло с пользой, было испробовано и приобретено некоторое количество ценного пищевого продукта. А ещё получены знания, как и что готовить. И перефразируя одну известную присказку, можно твёрдо сказать: «И я там был, в библиотеке Варенья, всё узнал, всё испробовал, приобрёл кое-что, чего и другим советую».

Ярославская область, посёлок Семибратово, сентябрь 2022 года