Школа на колёсах по Хорде Сурмико

Алексей Ратушный
Идея этого проекта базируется на одном замечании Шамиля.
Я однажды наткнулся на это его замечание и оно крепко зацепилось в моей памяти. Процитировать не могу, поскольку первоисточник мне неведом. Но почему-то я верю, что эту мысль высказал именно Шамиль и именно в той самой ситуации. Когда его везли в Санкт-Петербург он сказал, что если бы он знал, какая она большая – Россия – он никогда ьы не стал с нею воевать. Трудно не понять смысл высказанного, и практически невозможно не верить в то, что такая мысль была высказана. Пока человек своими собственными глазами не увидит всю протяженность России в пространстве, он не в состоянии понять её величину. «Умом Россию не понять! В Россию можно только верить!» Тютчев прав!
Настоящая подлинная Школа это всегда Учитель и Ученик. Глаза в глаза! И «двум совокупно идущим один пред другим измышляет». Перипатетическая парадигма – это совместно движение Учителя и его Учеников вокруг реальных предметов.
Если у Платона в «академической парадигме» тела покоятся вокруг абстрактного объекта а мысль движется в диалоге именно вокруе абстракции, то в перипатетической парадигме Учитель и Ученики перемещаются по миру совместно и рпассматривают наблюдаеимые вещи и предметы с разных точек зрения.
Хорда Сурмико возникла для меня именно как центральный стержень образовательного проекта, в котором ночью Учитель и ученики перемещаются из города в город по Транссибу, а днём знакомятся с этим пунктом и его достопримечательностями, с его историей и его архитектурой и уникальными природными объектами. Общая цель – окунуться в воды всех основных великих рек России от Петербурга до Находки. От Балтийского моря до Японского. От Соловков до Сахалина.
Только что Президент России показал масштаб: урок в Калининграде и занятие в Петропавловске-Камчатском. Так сказать обозначил масштаб проекта в реальном перемещении!
Сурмико – при основании – Сибирско-Уральский межведомственный игротехнический колледж. Это был 1991 год. В 1992 году я осуществил такое путешествие со своим шестнадцатилетним сыном. Хорда = это железнодорожная магистраль от Санкт-Петербурга до Находки и ответвление через Комсомольск-на-Амуре Ванино – паром – Холмск – Южно-Сахалинск.
Я предлагаю рассмотреть версию этого проекта для школьников Донбасса, натерпевшихся уже на своем веку.
Собрать десять плацкартных вагонов по пятьдесят детей и по 4 сопровождающих в вагонах, плюс вагон медицинского обеспечения, плюс вагон-столовая плюс вагон аудитория. Прописать маршрут и обеспечить его выполнение. В каждом городе принимающем состав прописать маршрут посещения, пункты питания, экскурсионное обеспечение и мероприятия и таким образом за пару недель показать детям попавшим в этот уникальный состав всю Россию!
Ночь в дороге и день в путешествии по новому городу!
Такая «Школа на колёсах» запомнится детям на всю жизнь. И они смогут сказать: теперь я знаю, какая она большая и какая она волшебная прекрасная Россия! Великая Россия! Чудесная страна!
И песня «Широка страна моя родная, много в ней лесов, пролей и рек» будет звучать в их сердцах.
Вот примерный маршрут такого состава:
Псков – Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Слюдянка (Байкал) – Улапн-Удэ – Чита – Ерофей Павлович – Хабаровск – Владивосток – Находка – Комсомольск0на Амуре – БАМ – Братск – Екатеринюург – Пермь – Киров – Вологда – Архангельск

Конкретный маршрут для пятисот школьников может быть сокращен и вместо второй трассы можно рассмотреть обратный маршрут авиваперелетами. В каждом городе обязательная часть программы – экскурсия по городу на автобусах, посещение плавательного бассейна, осмотр моста и реки, осмотр военно-исторической панорамы и посещение Музея изобразительного искусства.
Бесспорно это запредельно сложная организационная работа, это тщательный продбор специалистов в каждом из городов по маршруту, это серьезная работа в вагонах в пути следования, и тем не менее это возможно самый прекрасный образовательный проект в истории России.
Я с удовольствием сопровождал бы детей в такой поездке в «Школе на колёсах» и даже мои 69 лет вряд ли стали бы мне помехой.

С уважением и с верой в то, что однажды Россия сможет организовать такую Школу для своих детей.