Спящие боги, гл. 89. Предутренние часы

Владимир Пяцкий
ПРЕДУТРЕННИЕ ЧАСЫ
Поднимаюсь на холм, чтоб в ночной тишине
Прикоснуться рукой к ясной полной луне.
Среди сосен найти так нетрудно покой...
Как суметь мне его не нарушить собой?
Если засыпание произошло до одиннадцати часов, то тело имеет удобную возможность расслабиться и отдохнуть. Это важное, но недостаточное условие для отдыха. Достаточным оно становится если люди ложатся спать в том состоянии ума, которое принесёт им покой и трезвую оценку происходящего при пробуждении. Тогда в предрассветные часы лёгкие наполняются энергией и сновидения становятся прозрачными и отчётливыми. Прозрачность и отчётливость вовсе не обязательно означают приятность и лёгкость. Зачастую предрассветные часы могут быть временем, в которое наиболее остро переживаются отчаяние и недомогание. Однако, вне зависимости от того, приятны или неприятны возникающие ощущения, трезвое и спокойное отношение к ним позволяет извлекать пользу как из приятного, так и из неприятного опыта.
Предрассветные часы имеют особую ценность при тренировке духа. В одну из зим мне пришлось непродолжительное время ухаживать за парализованным молодым человеком. Я должен был приезжать к нему ещё затемно, пересадить его из кровати в кресло для купания, искупать, одеть, пересадить в кресло, в котором он проводил дневные часы и дать завтрак. На всё это уходило около часа. Молодой человек был раздражителен и надменен. Он учился в университете на историческом факультете и не скрывал своё пренебрежительное отношение к тем, кто обслуживал его, считая их глупыми и неспособными к тому, чтобы зарабатывать на хлеб интеллигентным трудом. Его тело было очень жёстким. Он сильно напрягался во время всех процедур и этим затруднял их выполнение. Для работы с ним требовались большие терпение и собранность. Подобные этим переживания я испытал, когда в предутренние часы в приёмном покое больницы присматривал за умственно отсталым парнем, ожидая, пока его госпитализируют. Этот парень был очень крупным и сильным. Он ходил по приёмному покою и не было никакой возможности, что называется, «контролировать» его перемещения и поведение в целом. По большей части мне пришлось просто идти рядом с ним, путаясь под ногами у работников больницы.
Оба этих переживания напомнают мне препятствия, часто встречаемые сознанием в предрассветные часы. Внутренние ещё не собрались в целое под влиянием солнечного света, и неуклюжесть мира чувств явственно предстаёт перед нашим внутренним взором. Ум, привыкший в эти часы самозабвенно блуждать в собственных фантазиях, подобен психически неуравновешенному человеку. Он ведёт себя импульсивно, жёстко и при этом болезненно чувствителен. 
Тренировка тела и ума в предутренние часы не должна происходить с большой затратой усилий; ведь энергия в это время возрождается и ещё некрепка, как энергия новорожденного. Мудрость тренировки без больших усилий – это врождённая мудрость тела, которая проявляется при лежании, поглощении пищи и питья, сидении, стоянии, ходьбе. Созерцатели продолжают терпеливо изучать и совершенствовать эти базисные навыки в течение всей жизни.
Однажды та же врождённая мудрость создаст умирание. Она же способна создать правильное освобождение от неведения.