Об истоках управленческих проблем в России

Азамат Джанымбей
Не просто жалобы, а порой злобное раздражение думающих людей по поводу качества управленческих российских кадров по сути в любых сферах деятельности становится всё более очевидным. Проявляется это, опять же, уже не только в сети интернет, но и программах общественно-политической направленности на ТВ.

Что происходит в кадровой политике сверху донизу? Почему некомпетентность, лихоимство и интеллектуальная серость цветут везде пышным цветом? Не распыляясь на отдельные детали, можно, на мой взгляд, выделить главную проблему. А это СИСТЕМА ОТБОРА в кадровой политике.

Люди поколений заставших времена СССР в зрелом для понимания дел возрасте, особенно те, кто сами побывали на должностях, предполагавших НОМЕНКЛАТУРНЫЙ принцип отбора, подтвердят, что при всех изъянах этой системы она работала весьма эффективно.

Представить себе, что какой-нибудь «мажор» из семьи высокопоставленных партийных или государственных чиновников может занять руководящую должность без прохождения (хотя бы даже формально) предшествующих ей ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ступеней карьерного роста было просто невозможно, так как этого НЕ было.

Что произошло после развала Советского Союза. Номенклатурная система рухнула вместе со страной, так как потеряла гибкость и сама по себе превратилась в своего рода «касту», приведшую страну к развалу. О причинах, при возможности, поговорим отдельно. Однако проблема заключалась в том, что отказ от этой системы стал подобен отказу от автомобиля, который требовал лишь надлежащего ремонта и обслуживания. Вместо этого его просто выбросили и «пошли пешком» …

Номенклатурные принципы отбора, заложенные ещё при Сталине – безупречная биография, профильное образование, прохождение всех ступеней карьерной лестницы и другие, начали подгнивать уже с времен Хрущёва, а затем, в 90-е годы, и вовсе были заменены на принципы в виде личной преданности, семейно-родственных отношений, обязательного наличия компромата и всего прочего, что гарантировало зависимость и преданность назначающему лицу.

Даже на уровне Президента России, по его собственному признанию, самым важным при кадровых назначениях стало наличие факторов, обеспечивающих БЕЗУСЛОВНОЕ выполнение поставленных задач. Как это проявилось на практике?

Государственной идеологии в стране нет. «Руководящей и направляющей» вместо КПСС, по факту, стала партия, состоящая из чиновников, которых, в идеале, она и должна контролировать. Получился сюжет по поговорке - «пчёлы против мёда».

Для компенсации этого чудесного явления Президентом, занимающим вне партийную позицию, был создан Общероссийский Народный Фронт (ОНФ). Однако и он, судя по всему, сам в последнее время вобрал в себя всё худшее от правящей партии – от кадров, до бюрократических методов работы… В меньшей степени, но с тем же «успехом», всё сказанное относится и к официальным молодежным организациям, превратившимся в школы и трамплин для будущей чиновничьей карьеры или обогащения, вплоть до последующего бегства за границу.

В свете сказанного становится понятным и то, почему среди чиновников высшего звена (или их родственников) в Правительстве, а также среди ближайшего окружения Президента, так много людей с миллионными состояниями. Похоже, что способы и условия их обретения, наличие этих состояний, а точнее страха их потерять, и является важнейшим фактором обеспечения «безусловности исполнения» …

Насколько эффективно эта система работает? – это вопрос отдельный. Но, работает. И пока Президент держит её под контролем. Но, как минимум, это ПОКА, и ЭТОТ президент.

Всё б ничего, но вот только последствия работы такого механизма, образно говоря, его «выхлопные газы», постепенно отравляют общество и ведут к коррозии государственного аппарата, накоплению общественного раздражения и недовольства. И самое опасное - такого рода интоксикация рано или поздно неизбежно закончится, если не летальным, то весьма плачевным результатом.

В заключение хотелось бы сказать, что в России всё большую популярность набирает идея (надежда?) на то, что СВО, проводимая на Украине, обнажившая многие безобразные проблемы внутри управленческого аппарата и в обществе, среди его «элит», станет тем событием, которое повлечет оздоровление ситуации в стране, вплоть до смены системы кадровых назначений, принципов формирования и пополнения кадрового резерва на ключевые государственные должности.

Случится ли ЭТО? Покажет ближайшее время, правда осталось его, похоже, уже не так много...

(почти продолжение - "О стержне боеспособности государства и общества" http://proza.ru/2022/10/03/421)