Русь православная. Гл. 29 Серафим Саровский

Лариса Даншина
     Часть 5: Православие и люди в царствование рода Романовых
     Глава 6: Серафим Саровский (1759-1833)

«Якоже ароматы – говорил святитель Платон, митрополит Московский, – чем более растирают руками, тем больше издают благоухания, тако и жития святых, чем более углубляем мы в них своё размышление, тем более открывается святость и слава праведников, и наша польза». («Великие святые»)

«В непродолжительном времени взоры всей верующей России будут привлечены к укрывшейся среди тёмного громадного соснового бора Саровской пустыни. Великое произойдёт там торжество – прославление дивного старца Серафима, которого давно уже святым и чудотворцем нарекла народная молва…

Настал благословенный и всенародный для чтущих память старца день – 19 июля 1902 года, и государю императору в эту сто сорок вторую годовщину рождения отца Серафима благоугодно было воспамянуть и молитвенные подвиги почившего, и всенародное к памяти его усердие и выразить желание, дабы доведено было до конца начатое уже в Святейшем Синоде дело о прославлении благоговейного старца». («Великие святые»)

В 1759 году 19 июля в семье богатого курского купца Исидора Мошнина родился сын, наречённый Прохором. Могли ли предполагать его родители, что их сыну предназначено быть великим избранником Божиим? Ничего удивительного нет, семья Мошниных отличалась благочестием и честностью. Исидор Мошнин имел кирпичные заводы, брал подряды на постройку не только каменных домов, но и церквей. По плану архитектора Растрелли строил храм во имя Преподобного Сергия Радонежского.

В 1762 году закончив нижнюю церковь с престолом во имя Преподобного Сергия, Исидор скончался, передав все дела умной и благочестивой жене Агафии. Ещё пятнадцать лет после смерти мужа достраивала церковь. В 1833 году храм стал кафедральным собором. Агафия отличалась помимо благочестия ещё и милосердием,(1) что передалось и её сыну Прохору. В семье ещё был старший сын Алексей, потомство которого существует по сей день.

Мужа нет, но она не склонилась,
Её сердце не окаменело,
Очень многое сделать сумела,
И беде она не поклонилась.

Много в сына вложила, старалась,
Сердцем добрым, чтоб было хотела,
В благочестии вырос – сумела,
Всё хорошее им принималось.

Семи лет с ним беда приключилась,(2)
С колокольни упал, мать в тревоге…
Невредимым стоял на пороге,
Чуду этому мать удивилась.

Был пытливым, учёба давалась,
Память в этом ему помогала,(3)
Но другая беда прибежала:
Заболел безнадёжно, казалось.

Сердце матери снова в тревоге,
Все родные в печали, молились,
К Богу помыслы их устремились,
Чудо снова уже на пороге.

Богородица как-то приснилась:
«Посещу, исцелю, – обещала, –
Чтобы тело твоё не страдало!»
И надежда в душе возродилась.(4)

Появилось знамение вскоре:
Богородицы лик проносили,(5)
Дождь пошёл, и свой путь изменили,
Радость в сердце – не быть больше горю.

Исцеление, чудо свершилось,
Новый путь он себе избирает,
То решение мать принимает,
Поняла, сына жизнь изменилась.

«Большое влияние на Прохора в эту пору его жизни имел один чтимый в Курске юродивый, имя которого, к сожалению не сохранилось. Часто беседуя с Прохором, он окончательно укрепил его к духовной жизни». («Великие святые»)

Прохор боялся, что мать не примет его решения посвятить себя служению Богу, его решение мать не отвергла. Отпуская, дала приложиться к иконам Спасителю и Божией Матери, благословила медным крестом. Этот крест был с ним до самой его кончины. Для того, чтобы постричься в монастырь, взял увольнение от курского градского общества. Его путь начался с пятью товарищами, которые вместе с ним решили принять иноческую жизнь. Пошли пешком в Киев, чтобы поклониться его святыням.

К Досифею решил обратиться,
И души он своей открыл дверцу,
На коленях поведал всё старцу,(6)
Что не знает, на что же решиться.

Старец мудрый на это ответил:
«Во спасение ты отправляйся
В Саров, этому не удивляйся! –
И улыбкою тёплой приветил. –

Там пребудешь, там жизнь завершится,
Настоятель Пахомий приветит,
И на всё, что тревожит, ответит,
Скоро в жизни твоей всё решится!»

Ненадолго он в Курск возвратился,
Вёл беседы, и книги читались,
Кто послушать пришёл, принимались,
Только в помыслах в Саровск стремился…

Ветер вольный вверху завывает,
Холода, холода наступили,
И монахи, трудясь, мирно жили,(7)
На молитву их звон призывает.

Он в минуты, когда был свободен,
Для молитвы в лесу укрывался,(8)
Красотою вокруг восхищался,
Чуток сердцем был Прохор к природе.

Был послушник, его уважали,
И ценили, но недуг не дремлет,
Слёг надолго, болезнь не приемлет,(9)
Чем могли, тем ему помогали.(10)

Все молились, чтоб он поправлялся,
И болезнь его не одолела,
Его дух покорить не сумела,
После этого вскоре поднялся.

Постриг принял и имя другое – (11)
Серафим, жизнь его продолжалась,
Вера в Бога сильней укреплялась,
И в молитвах искал он покоя!

Жил в лесу, мало спал и постился,
Возле кельи он пчельник устроил,
И ещё огород подготовил,
Ежедневно подолгу молился.

Серафим любил делиться с птицами и животными тем, что имел, они платили ему своей любовью, приходили на его зов. Отца Серафима посещало много людей, приходили за духовным советом и видели рядом с ним огромного медведя, которого кормил хлебом с рук своих.

Однажды в лесу на него напали три крестьянина, требуя деньги, уверенные, что посещающие его миряне оставляли ему их. Но он смиренно ответил, что их не имеет. Не поверив, стали отца Серафима избивать, ударили обухом топора по голове. Разбойники ничего не нашли в келье и испугавшись убежали. Чудом отец Серафим остался жив, очень долго выздоравливал, разбойников нашли, но он их простил.

«Господь сам наказал этих людей: у них сгорели избы. Тогда раскаявшись они пришли к отцу Серафиму и просили у него прощения… Ещё раньше, он как-то во время рубки леса был придавлен упавшим деревом и раньше прямой и стройный, стал теперь согбенным. Теперь же он ещё больше горбился и не мог ходить иначе, как опираясь на палку или топорик». («Великие святые»)

Много людей посещало отца Серафима, в том числе его посетил и царь Александр I. Был покровителем Дивеевской женской обители. Скончался отец Серафим 2 января 1833 года в своей келье во время коленопреклонной молитвы, похоронен у стены Успенского собора.

_________________________________________
1 - …ещё и милосердием… – Агафия любила раздавать милостыню, занималась судьбой девочек-сирот, готовила им приданное, выдавала замуж.
2 - Семи лет с ним беда приключилась – когда Прохору было 7 лет, мать взяла его на стройку церкви, на колокольне, куда они поднялись, ещё не было перил. Забыв, где находится, он неосторожно подошёл к краю и упал с колокольни. Мать в ужасе спустилась вниз, думая, что сын разбился, но он стоял перед нею невредимым. Это было чудо!
3 - Память в этом ему помогала – обладая прекрасной памятью, кротостью и благонравием Прохор хорошо учился, имел острый ум, был впечатлительным.
4 - И надежда в душе возродилась – свой сон утром Прохор рассказал матери, в их сердцах появилась надежда на его выздоровление.
5 - Богородицы лик проносили – в Курске крестным ходом несли чудотворную икону Богоматери, из-за сильного дождя крестный ход прошёл через двор Мошниных, чтобы сократить путь. Мать вынесла больного сына к иконе, её пронесли над Прохором.
6 - На коленях поведал всё старцу – затворник старец Досифей находился в Китаевской обители, прейдя к нему, Прохор на коленях, целуя его ноги, просил указать ему место, где он может поселиться.
7 - И монахи, трудясь, мирно жили –20 ноября 1778 г. накануне праздника Введения во храм Богоматери, 19-летний Прохор пришёл в Саровск. Настоятель Пахомий поручил его казначею Иосифу, в Саровске ему понравилось, не чурался никакой работы.
8 - Для молитвы в лесу укрывался – Прохор брал пример с некоторых иноков, которые в Саровском лесу отшельничали: отец Назарий и отец Марк, самые известные.
9 - Слёг надолго, болезнь не приемлет – т.е. не желает ей поддаваться. В 1780 г. Прохор заболел, недуг длился три года, половину из них провёл в постели. Пользовался всеобщим уважением.
10 - Чем могли, тем ему помогали – «…во время его болезни ходили строитель Пахомий и другие старшие иноки… Прохору предлагали обратиться к врачу, но он отвечал: «Я предал себя, святый отче, истинному врачу души телес, Господу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Его Матери. Если любовь ваша рассудит, снабдите меня духовным врачеством»». («Великие святые»)
11 - Постриг принял и имя другое – в 1786 г. принял монашество (малая схима) и имя Серафим, посвящён в иеродиаконы, в 1793 г. рукоположен в иеромонахи.

Используемая иллюстрация: икона «Преподобный Серафим Саровский»