Как старик чертёнка добру учил

Олег Волков-Казанский
Жил в нашем дворе старик. Невысокого роста. Одинокий. Голову с редкими седыми волосами давно не касались ножницы парикмахера, но это не означает, что соседка его изредка не стригла. Единственное, что его выделяло – это ясные голубые глаза с искорками. Работал в ЖЭКе слесарем, ездил на дачу, заготовки на зиму делал. Активный такой старичок был. Не курил, выпивал только по праздникам. Во дворе его все любили и уважали. Кому кран починит, кому раковину заменит. Бывало женщины к нему заглядывали. Чем он им приглянулся – большой секрет. Была у него раньше супруга, да померла. После этого больше ни с одной не сошелся. Объяснял любопытным соседям, что гадалка нагадала. И было у него два сына. Младшего, Сашеньку, он любил больше, потому что он был похож на него характером. Такой же шебутной, как он в молодости. Старший же Сергей был более основательный. Семью завёл, купил машину, взял ипотеку. И надо же такому горю случиться, умирает его младший от рака. Запил наш старик крепко, а потом жизнь покатилась вниз. Из ЖЭКа его уволили, на дачу ездить перестал, завелись в квартире всякие бомжи. В итоге и сам стал бомжом. Сергей больше к нему не заходил. У него родились дети и он не хотел, чтобы внуки видели дедушку в таком виде. В итоге жизнь старика изменилась. Стал сдавать картон, алюминиевые банки, ходить за бесплатным питанием, когда получал пенсию пропивал её или терял деньги.

Как известно, именно в таких людей, ослабших духом и вселяются черти. Собрался местный совет чертей. Они это дело сразу разнюхали. У них каждый человек под наблюдением. Начали совещаться – что с этим человеком делать, как душу заполучить. Душонка мелкая, не размахнёшься, как говориться. У многих чертей души банкиров, чиновников, полицейских давно проданы. С ними такие дела можно делать. И воровать, и убивать, и насильничать, а этот кому нужен. Беззлобный, необразованный. Без фантазий в голове, короче. Решили отдать его самому бестолковому чертёнку, мол пусть тренируется, а там видно будет. Дали ему методичку по работе с падшими душами и отправили на службу (чуть не сказал «с богом»). В этой методичке подробно расписано, как подтолкнуть человека делать плохие дела, а итогом служил подписанный кровью договор о продаже души ихнему начальнику дьяволу. Чертёнок был до того бестолков и наивен, что сразу и не понял подвоха. Поблагодарил весь совет и отбыл по указанному в методичке адресу. Но в совете люди опытные. Назначили наставника, чтобы приглядывал. Мало ли что. Казалось бы – вот и сказочке конец, имеется в виду конец мужику, но это было только начало.
 
Прибытие незваного гостя почуяла кошка старика. Она выгнула спину и зашипела. Кошки, как известно, чуют нечистую силу. Старик не обратил на это внимание, потому, что был пьян уже неделю. Но в душе образовалось какое-то смятение. Будто борются какие-то силы в нём и просыпаются неведомые раньше желания, тварь какая-то страшная во сне привиделась. Отчего он в ужасе проснулся. Сел на диване. Пот градом. Тут ещё кошка шипит. Утёр лицо ладонью, смотрит – кто-то передним сидит на телевизоре. А глаза-то старческие. Ещё и глаукома на оба глаза. Шесть месяцев ждать до операции. И тут до него с похмелья начало доходить – Сашенька ты это? Сынок, ты откуда взялся? Родной. Голодный, наверное. Я сейчас чайку поставлю. И пошёл на кухню поставить чайник. Чертёнок за ним. Он тоже ничего не понял. Ему объясняли, что люди чертей не видят. А тут не только увидел, но и по имени назвал. Он-то своего имени не знал – поэтому подумал, что старик знает больше, о чём в преисподней утаили. - Саша – так Саша – подумал он. Потом вспомнил про методичку. Надо бы его подговорить какую-нибудь пакость сделать. Зашли они на кухню. А там бомжей за столом шесть человек. И все пьяные спят. – Вот удача – подумал чертёнок Саша – подговорю, чтобы он этих людей всех зарезал. Сразу договор подпишем и дело в шляпе. Начал нашептывать старику на ухо. А тот ничего не слышит, потому, что оглох на одно ухо, в которое чертёнок силился шептать. – Сейчас, Сашенька мы чайку попьём. Устал с дороги? А это кто тут спит? – не узнал он своих собутыльников – сейчас мы их Саша выгоним. Достал скалку из буфета и начал их дубасить, приговаривая – какого чёрта вы здесь сидите. Ко мне сын приехал. Устал с дороги. Те спьяну, ничего не понимая, похватали свои пожитки и убежали вон из квартиры, посчитав, что у старика крыша поехала.
- Хотя бы так. Избил людей. Одно злое дело сделано. Зачтётся – подумал чертёнок.
Старик поставил чайник, насыпал кошке сухого корма в миску, открыл бутылку водки – давай сынок за встречу выпьем. Ой рад-то я как. Чертёнок до этого водку не пил, но все в России знают, что черти водку любят и ещё курят ладан. Выпили они по одной. Чертёнок Саша сразу захмелел и вырубился. Старик с улыбкой долго смотрел на него невидящими глазами, а потом заснул вслед за ним.
 
Проснулся чертёнок уже в душе старика. Голова болит, а вокруг мрак и тоска, как у них в преисподней. Никакого веселия, куража, как старшие учили. У них-то с этим проблем не было. Иногда такие истории рассказывали – обхохочешься. Сам черт не придумает, что люди вытворяют. Он побрёл по полю этой мёртвой души, через груды бутылок пока не наткнулся на одинокую могилку. Надпись на ней гласила «Здесь покоится Александр Бегунков. 1990-2010», а внизу «Папа всегда будет помнить».
Старик проснулся от запаха гари. Вся кухня была в дыму. На плите плавился забытый спьяну чайник. Быстро выключив газ и открыв окно первой мыслью было – А что с Сашкой? Его в квартире не было. – Значит ушел по делам – подумал он – надо бы новый чайник купить. Этот был совсем старый. И направился в ближайший хозяйственный магазин. Купив чайник, зашел за продуктами, вспомнив, что про еду он совсем позабыл за время пьянки и направился домой. На выходе из магазина его кто-то окликнул. Он повернулся – это была Юлька, его старая знакомая. Женщина лет шестидесяти, но державшая себя в форме. С рыжими некрашеными волосами и следами макияжа. – Вася, ты что тут делаешь? – задала она глупый, но для начала разговора вполне логичный вопрос.

- Как видишь, за продуктами зашел. Давно мы с тобой не встречались.
- Да как тут встретишься, если у тебя в квартире шалман народу – оценивая ситуацию ответила она.
- Вчера всех разогнал. Ко мне сын приехал. Зайдёшь?
- А как же сын – давая понять, что не прочь, спросила она.
- Ушел по делам или к себе уехал. Пойдём, пообщаемся.
- Может прихватим чего-нибудь?
- Можно.

Они взяли водки и направились к нему домой. Чертёнок увидел, что в дальнем крае души затеплился огонёк и поспешил на свет. Ещё не разобравшись в происходящем, заглянул в методичку. - Ага, значит изнасиловать грязным способом, а потом задушить? Понятно. И начал старику на мозги капать.

Поднялась парочка в квартиру. Запах уже выветрился. – Ты пока носик припудри, а я здесь всё приведу в порядок – попросил старик Юлю. И пока та приводила себя в порядок, он навёл на кухне такой шик и блеск, которого давно не было. Тут и Юля появилась. Присели они на угловой диванчик поближе друг к другу. На столе закуски, огурчики-помидорчики, колбаска. выпили по рюмочке, закусили. А в голове у старика чертёнок по методичке наяривает – изнасилуй и убей, изнасилуй и убей, изнасилуй и убей. Старик еще трезвый, думает – какая-то чертовщина в голову лезет. Какое изнасилуй, старенький я, тьфу. Надо в церковь сходить. Давно не был. Приобнял он свою гостью.

И тут Юля задаёт чисто женский вопрос – Вася, а к тебе Сергей с внуками приходил? Их у тебя сколько?
- Какой Сергей, Сашка приехал – без задней мысли ответил старик.
Юлю будто молотком по голове стукнули. Она слышала, что его Саша умер лет десять назад – знаешь Вася пойду я - высвобождаясь от объятий, забыла утюг выключить.
- Юля, куда же ты, посиди. Только начали общаться – с тоской в голосе попросил старик.
- Васечка, дорогой, давай в следующий раз. У меня что-то голова разболелась - и быстро выскочила из квартиры.
Старик посидел в задумчивости. Потом налил стакан водки и вырубился.
Чертёнок в недоумении тоже присел на груду пустых бутылок. Всё вроде правильно делал. По методичке. Но не действуют приёмы. Крепкий старичок попался. Вдруг слышит, зовёт его кто-то – Саша, Саша.

Старик очнулся, видит кто-то сидит напротив на буфете. – Саша ты приехал? А то я зову, зову. Давай присаживайся. У меня гости были, да все разбежались. Рюмочку примешь? Тут закуска, кушай, дорогой.
Выпили они. Чертёнок вырубился вместе со стариком.

Разлепив глаза он увидел, что рядом кто-то стоит. – Ну что протрезвел, алкоголик?
- А ты кто? Извините, Вы? – с недоумением спросил чертёнок, глядя на внушительную фигуру в чёрной мантии и рогами. В руках фигура держала посох, который ещё и дымился.

- Орк в пальто. Твой наставник и учитель Смргд. Заместитель начальника канцелярии. Ты что творишь чертёныш. Выползень ты мелкий из ада. Ты что хочешь, чтобы старик в церковь пошёл? Нашим врагам отдался? Нам статистику портишь.
- Ничего я не порчу. Всё по методичке. Просто клиент крепкий попался.
- Это не он крепкий, а ты тупой. Ты посмотри, что наделал. Вместо злых дел, ты добрые творишь.
- Это как? Клиент драку устроил – устроил, правда никого не убил. А то, что он не изнасиловал женщину, так я не виноват, постоянно на мозги капал, как в методичке написано – от волнения у чертёнка даже хвост зачесался.
- Засунь свою методичку в свою лохматую задницу. Те бомжи были нашими клиентами, а он от них избавился. И учитывай всегда физиологические особенности клиента. Старик почти не видит, глухой на одно ухо, да ещё импотент и алкоголик. Ой тяжело-то как мне с тупой молодёжью. Всё надо объяснять. – А вот с чайником ты хорошо придумал – изменив тон на более миролюбивый, и присев рядом на бутылки, продолжил наставник - Начался бы пожар, много людей пострадало. Его бы прокляли и он к нам, в преисподнюю. Но ты гад, нажрался, а должен был нашептывать ему – спи, всё хорошо – и образы приятные сотворять, женщин обнаженных, водку и тут уж не орать - «изнасилуй и убей», а ласково – «иди ко мне», «выпей, отдохни». Пойми. У нас план. Сроки. Если конечно – немного помолчав продолжил он – есть у нас клиент. Он предложил нашему шефу сделку, что жителей своей страны он в рай отправит, а остальных к нам. Вот сейчас думаем, а стоит ли овчинка выделки. Если согласимся, с кем работать? Короче, даю тебе день на исправление ситуации. Включай мозги, не пей, а то мы тебя убирать после грешников в аду поставим. Понял? Так-то.

И исчез, оставив после себя запах серы и дешевого одеколона. Чертёнок Саша ещё долго сидел в раздумьях в потёмках стариковской души. А тем временем старик очнулся. – Саша, ты дома? Ответом послужила звонкая тишина. Стояла ночь. Волчий час. Когда силы зла выползают из нор и творят свои тёмные дела. Что-то не давало старику покоя. Душа маялась. Будто куда-то тянула. – Может в рюмочную заглянуть – мелькнула мысль – может кому-то тоже не спится. Что он и сделал. Рюмочная с томным название «Лагуна» была в двух шагах от дома. В помещении было два столика. За одним кто-то сидел, но его старик не знал. – Видимо из залётных – подумал он. Где-то под стойкой спала барменша Диляра. – Диляра- осторожно позвал он – налей сто грамм и конфетку. Барменша разлепила глаза - Вась, это ты? Что будешь заказывать? – Сто грамм и конфетку.  Захватив стаканчик с карамелькой он присел за соседний столик, выпил, захрустел закуской и, как обычно делают все посетители рюмочных начал ждать, когда провалится. Тишина, хорошо. Чертёнок в душе тоже прилёг отдохнуть. Внезапно старика окликнули – уважаемый, можно присесть к вашему столику? Поняв, что это тот единственный посетитель ответил – да, присаживайтесь. Меня зовут Василий, а вас?
- Андрей – пожимая руку ответил тот.
Рукопожатие было крепким, а рука на удивление холодная, как лёд – не спится? - спросил старик.
- Есть немного.
- И у меня такое.
Посетитель можно было дать лет пятьдесят. Одет, как и многие посетители таких заведений в куртку неопределённого цвета, на голове кепка. Только вот взгляд, будто заглядывающий в самую душу.
- Может ещё по одной? – предложил незнакомец – а то что-то мне зябко.
- Я не против – согласился старик, только денег нет.
- Не проблема.
Тут у Василия мелькнула мысль, которую он тут же высказал – так если финансы есть, бутылку возьмём и ко мне. Я один живу. С кошкой. Посидим.
- Я не против.

Купив спиртное они направились к дому старика. Расположившись на кухне и выпив по рюмке возникла неловкая пауза. В тишине раздалось шипение зашедшей кошки. Гость вздрогнул. - Видимо от неожиданности – подумал Василий.
- Василий Михайлович, а я вас в рюмочной специально ожидал – прервав молчание начал гость
- Не понимаю. Вы меня знаете? – осторожно спросил старик, чувствуя подвох – кто вы? Василий начал перебирать в мыслях что же он натворил спьяну.
- Не волнуйтесь, вы ничего спьяну не натворили, и я не из полиции.
- Тогда кто вы.
- Я чёрт. И не просто чёрт, а архичёрт. У нас много разных должностей. Имени настоящего не назову, пусть останется Андрей.
Неужели я в рюмочной так успел нажраться – подумал старик.
- Нет, вы совершенно трезвый, или точнее слегка выпимши, как у вас у людей это состояние называется.
- Тогда может я ещё, с вашего позволения. Вы и мысли читаете?
- Тогда и мне налейте.
Василий разлил ещё. Они молча выпили. Старик закусил, но гость не присоединился, а внимательно смотрел на Василия черными глазами в которых плясали огненные искры.
- Ну ладно – осмелел Василий – пусть так и будет, как вы сказали, хотя я все же думаю, что вы шутите – тогда зачем я вам нужен.
- Хотел вас поблагодарить.
- За что же? – Удивился Василий – согласитесь, странно, когда черти кого-то благодарят. Обычно бывает наоборот.
- За нашего молодого сотрудника, которому вы урок преподнесли.
- Никого, кроме бомжей у меня не жило. тем более чертей.
- А тот, кого вы Сашей назвали, именем умершего сына.
Тут до Василия начало доходить – это значит, что белочка ко мне пришла, как сейчас, так вот почему Юлька сбежала?
- Называйте как хотите – но вы видели именно нашего молодого сотрудника. Да, кстати, спасибо за имя, которым его нарекли. А то у него не было – и продолжив после короткой паузы – вы показали, как различить эту тонкую грань между добром и злом.
- Это как же – удивился старик. Зло оно и есть зло, как и добро.
- Смею вам возразить. Вот вам пример. Вы избили скалкой ваших друзей и выгнали их прочь, лишив, между прочим крова. Казалось бы, зло сотворили, но сделали вы это ради сына - значит добро. Чтобы творить истинное зло нужно понимать, что такое добро и наоборот. Этому у нас не учат. Бывает наворочает наш сотрудник дел, думая, что это зло, а на деле выходит наоборот. Приходится увольнять. А ваш Саша это понял. Злу мы его научим, не волнуйтесь. Может у вас какая просьба есть? В разумных пределах.

Старик, ещё не до конца понимая, что происходит, налил себе рюмку, выпил залпом – если на то пошло, мне ничего не надо, прошу, воскресите Сашеньку. Я за это всё что угодно сделаю.
 
Тут незнакомец стал на глазах преображаться. Стал выше ростом, куртка превратилась в чёрный плащ, на лбу появились рога, в глазах засверкали молнии, а в руке появился дымящийся посох – душу продашь? – прогремел голос.
Старик от ужаса чуть в штаны не наложил – продам. Ей богу, ой извините, продам к чёртовой матери. На хрена она мне при моей жизни. Итак скоро помру.
 
Внезапно гость принял своё первоначальное обличье – Василий Михайлович, извините за маскарад, но у нас так принято, когда клиент душу продаёт. Нам ваша душа ни к чему. Да и ваше желание исполнить не смогу. Зачем вам зомби в квартире. Обращайтесь в противоположную инстанцию. У нас на сегодня душ хватает. Батальонами продают, полками. Наш договор вместе с контрактом подписывают. Там и насильники, и садисты и душегубы, а ваша душа так – ничего. Вы и комара не обидите. Если честно, не можете вы зла творить. Вон Сашу пригрели. Да и алкоголики нам ни к чему. С ними трудно работать – нажрутся, мозги отключат и до них просто не достучаться. А подарок я все-таки осмелюсь вам сделать.

Сказав это гость исчез, оставив после себя запах серы и дешёвого одеколона. Старик еще какое-то время сидел, затем залудил стакан водки. Когда проснулся, было уже светло. Голова болела. – Пойду пивком похмелюсь – подумал он и открыв дверь увидел пушистого черного щенка. Тот приветливо помахал хвостиком. – Ты ко мне? – спросил старик. И вдруг в голове прогремел голос – А К КОМУ ЖЕ ЕЩЁ!