Синие лягушки

Михеева Ирина Фирсовна
На берегах Волги.
Часть семнадцатая.  Синие лягушки
Последняя учебная четверть считалась самой короткой, но только в понимании учителей. В понимании же детей каждый день — это целое событие! Ведь это целый, целый день, а тем более четверть, а в ней так много дней. Поэтому, учеба нам казалась длинной и даже бесконечной.
В школу нас теперь возили. Правда, мы очень радовались, когда это была машина, ведь на лошади поездки по раскисшей весенней дороге доставляли мало радости.
Во-первых телега, не сани, которые легко и плавно скользят по снежной дороге. Телега — это невыносимая тряска на каждой дорожной кочке. Это постоянный риск соскользнуть с телеги в дорожную лужу, особенно, когда колесо вдруг заезжало в колею, залитую водой.
Мальчишки обычно, бросив свои портфели на телегу, шли рядом. Девчонки упрямо сидели на ароматном сене по краям телеги, свесив с нее ноги, и дружно визжали, когда телега кренилась, попав в глубокую лужу, а старательная лошадка, напрягая все свои силы, быстренько выдергивала телегу из лужи. От резкого толчка мы вместе с сеном съезжали то к одному, то к другому краю телеги.
Мальчишки хохотали над нами, предлагая идти рядом с ними. Но хлюпать ногами по грязи не хотелось, и мы оставались на телеге. За нашими спинами размещались кучка портфелей, и на них, при желании, можно было привалиться, чтобы посмотреть в лазурное весеннее небо где, кружа над полянками, взахлеб пели жаворонки.
На повороте к деревне, где дорога огибала небольшое болотце — еще один, но давно заросший барский пруд, в высоких деревьях упоительно пел славка. Это такая птичка, песня которой очень похожа на соловья.
- Удивляюсь, почему люди отдают предпочтение песне соловья, нежели славки, - говорил наш возница, останавливая на немного лошадь, чтобы послушать крылатого певца. - Вот послушайте, песня у славки мягкая, переливчатая. Слушал бы и слушал. А соловей коленцами звенит, как повторяющаяся пластинка. Правда тот всю ночь поет, а этот понемногу. Ну вот, уже и петь закончил.
- А еще, как папа говорит, - вступила в разговор Аня, - славка в благое время поет, а соловей в ночи, когда комары появляются, слушать его не приятно поэтому.
- Верно, - соглашался возница, - в народе говорят: «соловей запел — комар проснулся».
- А нашего Славика в честь этой птички назвали? - спросила я однажды возницу.
- Нет, птичку так назвали от того, что он весну славит, а парня вашего Вячеславом зовут, это вы его Славкой зовете. Вячеслав же короля славит, то есть его высшее собрание, которое в то время Вече звалось.
В это время он дергал передохнувшую лошадку, и мы ехали дальше. Запрыгнувшие для отдыха на телегу мальчишки, вновь спрыгивали и шли рядом. Мы наконец-то доезжали до нашей деревни Молоково до центра и останавливались возле разрушенной церкви, лошадку останавливали, и ребята расходились по своим улицам.
Мы шли к своему дому, огибая по косогору деревню. Я с каждым днем ходила лучше и лучше и уже не отставала от сестры и соседа нашего Славика — хозяина волшебного фонарика, с помощью которого мы когда-то спаслись от волков.
Так было всегда, но однажды, не доезжая поворота, у заросшего барского пруда, телега наша сломалась. До деревни было недалеко, где-то пол километра, поэтому мы решили не дожидаться окончания ремонта, а, разобрав свои портфели, пойти домой.
- Давно хотел посмотреть, что там по берегам этого старого заболоченного пруда, - остановившись, проговорил Славик, - но одному идти не хочется. Да и портфели тащить на болото нет желания.
- А вы на телеге оставьте, - услышав наш разговор, сказал возница, - и сходите на старый пруд. Там с одного края он заболочен и клюква растет. Она после зимы сладкая. Идите, посмотрите, а я пока по ремонтирую. Если раньше справлюсь, позову вас.
Так и решили. Оставив портфели, мы всей группой пошли к заросшему пруду.
- Иринка, ты лучше останься, - остановила меня сестра, - тебе далеко нельзя еще ходить.
Я сильно опечалилась и чуть не заплакала, мне тоже хотелось посмотреть. Но меня выручил возница.
- Пусть пойдет, - увидев слезы на моих глазах, сказал он, - здесь не далеко. И вы сами сильно-то не лазьте там. Весна, воды полно, еще в яму какую попадете.
- Нет, не волнуйтесь, - улыбнулся Славик, - мы с краюшку только посмотрим.
Ребята пошли к пруду, я тоже пошла за ними. Там, как оказалось ничего особенного не было. С одного края холм, поросший в низинке ивняком, а с другой стороны в понижение были те, поросшие мхом кочки, про которые говорил возница. На них встречалась темно-малиновые, сморщенные от недавних зимних морозов, ягодки. Это и была клюква.
Ребята стали друг перед другом собирать их и есть. Ягоды оказались не так уж и сладкими. Абсолютно все ребята морщились от первой ягодки, а потом ничего, привыкали, и ели без каких-либо эмоций.
Они все дальше и дальше уходили вглубь болотца, там ягод было больше. Я не рискнула пойти с ними и осталась доедать мелкие ягоды, как говорили ребята. Правда, отойдя немного в сторону от тропы, я нашла на кочках много крупных, сочных ягод и быстро наелась.
Клюква, даже весенняя, это не летняя малина или земляника, которых можно съесть много. От этой кислой ягоды быстро набивалась оскомина. Поэтому, наевшись, я стала наблюдать за лягушками. Они, распуганные нашим вторжением в их владения, сидели в тени ивового куста и, высунув из воды нос и глаза, наблюдали за нами.
Осознав, что большинство пришельцев ушли далеко, лягушки успокоились, и раздувая свои беловатые щеки, стали квакать на разные голоса. Я присела на сухое сломанное, но пригретое солнцем дерево и стала наблюдать за лягушками, ожидая возвращение ребят.
Лягушки ныряли и плыли в прозрачной воде, вытягиваясь в длинноногих стройных пловцов. Они все большим и большим количеством переплывали на солнечный берег, размещаясь рядом с сухим деревом на котором я сидела.
Возница уже исправил колесо, и направлялся к пруду, как вдруг я заметила, что из воды вынырнули две синие лягушки. Они сели рядом с зелеными и некоторые из них тоже стали синеть. Я замерла от удивления, такого я никогда не видела. Но в это время подошел возница и лягушки попрыгали в воду.
- Я видела синих лягушек! - воскликнула я, показывая на водоем у ивы, - они в воду прыгнули и теперь не видно какого они цвета.
- Да, здесь весной встречаются синие лягушки, - улыбнувшись, ответил возница, - но вот редко кому удается их увидеть. В народе говорят, кто синих лягушек увидит, то счастливым будет.
Вот, дорогие мои, убежали далеко, - уже обратился возница к подходившим ребятам, - а здесь синие лягушки приплывали. Счастье вы свое проморгали. Ну, ладно идемте, я телегу исправил, дальше поедем.
На следующий день в школе у меня даже учительница спросила, как мне удалось синих лягушек увидеть.
Я перед всем классом рассказывала, какие они красивые эти синие лягушки.
- Вот и прекрасно, - улыбнулась учительница, - теперь наш класс тоже будет счастливым. Мы хоть не видели синих лягушек, но из первых уст слышали о них.

Начало: http://proza.ru/2022/03/25/762
Продолжение : http://proza.ru/2022/09/22/548