Следуй стезей закона, а не колеей экстремизма

Хамзат Фаргиев
Кто для других законы составляет,
пусть те законы первым соблюдает.
Джеффри Чосер

Именитый государственный деятель Германии Отто фон Бисмарк писал: «Если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы». Такое отношение к правовым актам о реабилитации репрессированных народов сложилось в РФ. Если исходить из позиций Конституции РФ, правовых актов о реабилитации репрессированных народов, вердиктов Конституционного Суда РФ и закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. подобное отношение к «наказанным народам» однозначно относится к экстремистским деяниям.

Для властей репрессированных народов, их депутатского корпуса такое отношение к правовым актам о их реабилитации недопустимо вдвойне. Оно неприемлемо с позиций российского права. Во-вторых, оно аморально и не имеет никакого оправдания ни перед законом, ни перед памятью предков, усеявших дорогу смерти в ходе депортации, сгинувших в Казахстане, Средней Азии и других регионах СССР от голода, болезней, тюремного прозябания и гнетущей тоски по Родине. В-четвертых, такие экстремистские деяния также недопустимы перед лицом депортированных народов, которые более 80-ти лет влачат на себе тяжое бремя государственной аморальности, душегубства, грабежа, беззакония и произвола, совершенного сталинщиной и хрущевской кликой.

Вышеизложенные тягостные факты и аргументы вынудили Демсоюз Ингушетии «Нийсхо» составить нижеследующее Обращение к власть имущим Ингушетии. В нем ДСИ «Нийсхо» настоятельно просит их во исполнение ст. 11 Конституции РИ и в соответстви с российским правом принять должные меры для возвращения на государственный уровень вопроса о территориальной, политической и культурной реабилитации «наказанных народов».

Хамзат Фаргиев

8 июня 2022,
в редакции от 14 декабря 2023
https://stihi.ru/2022/09/14/2700

***

ОБРАЩЕНИЕ

Главе Ингушетии М-А. М. Калиматову,
Главе Правительства РИ Сластенину В. В.,
Главе Парламента РИ Тумгоеву М.,
членам Совета Федерации от РИ:
М. Барахоеву, Б. Б. Хамчиеву;
членам Госдумы РФ от РИ:
Б. А. Барахоеву, М. Б. Татриеву.

Демсоюз Ингушетии «Нийсхо» крайне озабочен тем фактором, что спустя 31 год после принятия законов РФ «О реабилитации репрессированных народов», «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ», Решения Конституционного Суда РФ от 16 сентября 1993 г. № 73-р и Определения Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2005 г. № 365-О о соответствии территориальной реабилитации Конституции РФ нет никакого продвижения в ее реализации.

ДСИ «Нийсхо» считает, что Глава Республики Ингушетия, Председатель Правительства и Председатель Народного Собрания озаботятся этим фактом неисполнения Конституции РФ и законов. Данная их обязанность вытекает из Конституции РИ. Она обязывает все ветви власти РИ соблюдать Конституцию РИ и законы: «Органы государственной власти и управления, должностные лица... ответственны за соблюдение Конституции и законов Ингушетии...» (ст. 8).

Во-вторых, важнейшая норма Конституции РИ для ингушского народа - это нравственный долг, политическая и правовая обязанность всех ветвей власти РИ добиваться: «Возвращения политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории...» (ст. 11). Эта обязанность объявлена Конституцией РИ «важнейшей задачей государства».

В-третьих, Конституция РИ обязывает госорганы «охранять достоинство личности» (ст. 20). Но в реальности они не стоят на страже достоинства личности 700 тысяч ингушей, проживающих в Ингушетии (515 тысяч чел.), других субъектах РФ и в мире. Отсутствие территориальной реабилитации является несомненным признаком аморального и незаконного неуважения достоинства личности 700 тысяч ингушей.

В-четвертых, Конституция РИ «гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Ингушетии» (ст. 44). Ингушский народ имеет право на территориальную реабилитацию, которая прописана в правовых актах, упомянутых выше.

Кроме указанных статей Конституции РИ, есть нравственные категории чести и совести. Они обязывают представителей власти быть блюстителями                законных интересов ингушского народа, не предавая фактическому забвению трагедию его прошлого аморальным и незаконным отказом от исполнения своих функциональных обязательств по решению проблем территориальной реабилитации.

Однако самым важным является исламский аспект. В соответствии с ним, любой правоверный, в том числе и облечённый властью, обязан любить пророка Мухаммада (САС) и исполнять его назидания. Пророк Мухаммад (САС) наставлял мусульман, в том числе и представителей всех трех ветвей власти РИ: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, несущим ответственность за свою паству...»  (аль-Бухари, Муслим).

ДСИ «Нийсхо», опираясь на вышеизложенные доводы, настоятельно просит Главу Республики, Председателя Народного собрания, Председателя Правительства, членов Совета Федерации РФ и Госдумы РФ от РИ провести совместное заседание по данному вопросу и принять нужные заявления. Их проекты подготовлены аналитическим центром ДСИ «Нийсхо» и прилагаются к данному письму.

Почетный Председатель ДСИ «Нийсхо»,
народный писатель Ингушетии И. А. Кодзоев;

Председатель ДСИ «Нийсхо» А. М. Албагачиев;

Члены Политсовета ДСИ «Нийсхо»:
 
Костоев И. Ю. - экс-депутат Верховного Совета РСФСР, автор проекта закона РФ «О реабилитации репрессированных народов»;
Костоев Х. А. - пресс-секретарь ДСИ «Нийсхо»;
Медов Я. - общественный деятель;
Мережков И. - предприниматель;
Оздоев И. Н. - неофициальный представитель «Нийсхо» в парламенте РСФСР;
Тибоев Р. - общественный деятель;
Ужахов Р. - общественный деятель;
Хадзиев М. - писатель;
Фаргиев Х. А. - экс-депутат Верховного Совета СССР, журналист.

***

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЗАЯВЛЕНИЕ СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ, ЕЕ ГЛАВЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА, МИНИСТРОВ, СЕНАТОРОВ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ И ДЕПУТАТОВ ГОСДУМЫ РФ 

Народное Собрание Ингушетии, ее Глава и Правительство, члены Госдумы РФ и Совета Федерации от РИ вынуждены констатировать: каждая годовщина образования Республики Ингушетия омрачена тем, что она, наряду с этим, является годовщиной незаконно половинчатого исполнения закона РФ «Об образовании Ингушской Республики...» Оно не соответствует духу и букве справедливости и правомерности закона «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г. и вердиктов Конституционного Суда РФ.

Эти законы обрели конституционную силу в решениях Конституционного Суда РФ, соответственно,  от 16 сентября 1993 г. № 73-р и от 1 декабря 2005 г. № 365-О. Но эти правовые акты не исполнены в территориальной, политической и культурной части ни для ингушского, ни других репрессированных народов.

Подобное отношение к законам Государства и вердиктам Конституционного Суда РФ совсем несовместимо с принципами правового демократического государства. Важнейшие из них - это верховенство права и закона, гарантия и незыблемость прав и свобод человека и гражданина, а их «признание, соблюдение и защита - обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ).

Исходя из вышеизложенного и опираясь на правовой принцип о обязанности «органов государственной власти ... должностных лиц ... соблюдать Конституцию РФ и законы» (ч. 2, ст. 15 Конституции РФ),

Народное собрание Ингушетия, ее Глава, Правительство и члены Госдумы РФ, Совета Федерации от РИ настоятельно просят Президента России, Госдуму РФ, Совет Федерации и Правительство рассмотреть вопрос о полномасштабной реализации закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года и «Об образовании Ингушской Республики...» от 4 июня 1992 г. в соответствии с вердиктами Конституционного Суда РФ от 16 сентября 1993 года № 73-р и от 1 декабря 2005 года № 365-О.

Магас

 июня 2022

+++

ДЕКЛАРАЦИЯ СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ, ЕЕ ГЛАВЫ,  ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА, МИНИСТРОВ, СЕНАТОРОВ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ И ДЕПУТАТОВ ГОСДУМЫ РФ  «О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ»

Народное Собрание Республики Ингушетия

принимая во внимание и поддерживая гуманные правовые акты СССР и РСФСР о признании незаконности и преступности репрессивных актов против депортированных народов СССР (Декларация Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года, Постановление Верховного Совета СССР от 07. 03. 1991 № 2013-1 «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав"» и Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г. № 1107-I);

отдавая должное беспрецедентному в мировой истории факту добровольного и законодательного признания Парламентами СССР и РСФСР массовых репрессий против депортированных народов актом геноцида, совершенного государством в прошлом;

исходя из Декларации Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» от 14 ноября 1989 г., «осудившей практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшего преступления, противоречащего основам международного права», одна из норм которого осуждает геноцид, преступления против человечества;

основываясь на второй статье закона РФ «О реабилитации репрессированных народов», которая признает, что по отношению к депортированным народам «на государственном уровне проводилась политика клеветы и геноцида»;

учитывая соответствие названных правовых актов СССР и РСФСР определению понятия геноцид Четвертой Гаагской Конвенции от 1907 года, Резолюции ГА ООН 96 (I) от 11 декабря 1946 г., Конвенции ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» от 9 декабря 1948 г.;

опираясь на статьи 3 и 6 закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» о необходимости осуществления территориальной реабилитации;

исходя из того фактора, что депортации народов являются преступлениями коммунистического режима, которые осуждены как вышеупомянутыми, так  нижеследующими правовыми актами СССР и РФ:
а) закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года № 1761-1,
б) Указ Президента РСФСР «О приостановлении деятельности Компартии РСФСР» от 23 августа 1991 г. № 79,
в) Указ Президента РСФСР «О деятельности КПСС и КП РСФСР» от 6 ноября 1991 г. № 16,
г) Постановление Конституционного Суда РФ по «делу КПСС» от 30 ноября 1992 г. № 9-П;

следуя духу и сути резолюций Парламентской Ассамблеи Совета Европы «О мерах по ликвидации наследия бывших коммунистических тоталитарных систем» {1096 (1996)} и «О необходимости осуждения международным сообществом преступлений тоталитарных коммунистических режимов» {1481 (2006)};

констатируя, что реализация Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» коснулась лишь социальной сферы,

считает, что Российское государство игнорирует и не исполняет наиболее важные и уязвимые составляющие указанного закона, как-то: территориальная, политическая и культурная реабилитация депортированных народов.

Отказ от проведения их территориальной, политической и культурной реабилитации используется деструктивными силами внутри государства и за рубежом для расшатывания устоев российской государственности и может стать одной из причин ее распада. Он создает почву для отождествления политики Российского государства в отношении депортированных народов  с произволом коммунистической диктатуры.

Необходимость и правомерность реализации территориальной, политической и культурной реабилитации имеет конституционную опору, которая была создана Конституционным Судом РФ. Во-первых, Решение Конституционного Суда РФ от 16 сентября 1993 г. (№ 73-р) обязало «Государственную правительственную комиссию в срок до 31 декабря 1993 г. внести предложения об определении границ Ингушской Республики».

Высокий суд также обязал реализовать свой вердикт в соответствии с Законом РФ «Об образовании Ингушской Республики…» от 4 июня 1992 г. Тем самым Конституционный Суд опосредованно, но однозначно, заявил о необходимости проведения территориальной реабилитации ингушского народа, так как статья 2 данного закона предписывала осуществление «мероприятий по государственно-территориальному разграничению» в соответствии с Законом «О реабилитации репрессированных народов».

В свою очередь, статьи 3 и 6 последнего закона обязывают государство провести территориальную реабилитацию. В частности, статья 3 предписывает «признать и осуществить права репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ». И она дает право «народам, не имевших ... национально-государственных образований, на возвращение ... в места традиционного проживания...» Указанные положения подтверждены и четко закреплены в статьях 7, 8 и 11, предусматривающих восстановление всех попранных прав репрессированных народов в территориальной, политической и культурной составляющих.

Во-вторых, Определение Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2005 г. № 365-О по запросу парламента Северной Осетии признало территориальные статьи 3 и 6 Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» соответствующими Конституции РФ.

В-третьих, вышеназванный вердикт Конституционного Суда РФ также вынес частное определение в адрес Госдумы РФ относительно всех депортированных народов, указав на то, что «Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" предполагает конкретизацию его положений в законодательстве...» То есть Конституционный суд РФ указал Госдуме России на ее функциональную обязанность принять отдельные законы для каждого репрессированного народа в соответствии со ст. 13 закона «О реабилитации репрессированных народов».

Исходя из правовых и нравственных позиций, Народное Собрание Ингушетии находит неприемлемым и безнравственным приравнивание территориальной, политической и культурной реабилитации репрессированных народов к теме территориальных споров между различными субъектами РФ. Они появились не в результате политики геноцида и насильственной депортации народов, которые проживали в этих субъектах, а в итоге ненасильственного, административного волюнтаризма советских властей.

Территориальная, политическая и культурная реабилитация имеет отношение лишь к внутрироссийским административным границам. Их изменение согласно вышеназванным правовым актам не повлечет за собой ухудшения отношений с другими странами и не приведет к наложению политических и экономических санкций против Российской Федерации.

Парламент Ингушетии считает несостоятельными и недопустимыми заявления некоторых государственных деятелей о том, что реализация территориальной и политической реабилитации может привести к обострению межнациональных противоречий и этническим конфликтам. Народы России, в том числе и русский, сострадательны и милосердны. Но их милосердие и сострадание к «наказанным народам» следует пробуждать словами истины, справедливости и законности, посредством включения на всю мощь мегафона государственной пропаганды во всех видах СМИ. 

Они обязаны периодически раскрывать народам России суть и боль трагедии, пережитой репрессированными народами. Только интенсивнейшая пропаганда позволит навсегда развеять негативное отношение к ним, проявляемое как на обывательском, так и государственном уровне. Только такой пропагандистский подход создаст необходимые условия для осуществления территориальной, политической и культурной реабилитации «наказанных народов». Практически полное отсутствие такой государственного пропагандистского натиска порождает невежество, бессердечие и воинствующий правовой нигилизм, позволяющий аморально и безнаказанно извлекать из сталинско-бериевских идеологических хранилищ лживые мифы о народах-предателях.

Народное Собрание Республики Ингушетия не желает быть сообщником в сохранении наследия сталинщины и хрущевской клики через незаконный отказ от осуществления территориальной, политической и культурной реабилитации депортированных народов. Сбережение государством РФ последствий геноцида является свидетельством его продолжения во всех сферах общественной жизни. Оно проявляется в нравственности, политике, экономике, идеологии и культуре. И это уклонение от нравственности и правовой нигилизм творится в государстве, которое позиционирует себя правовым и демократическим.

Исходя из вышеизложенного и опираясь на правовой принцип об обязанности «органов государственной власти ... должностных лиц ... соблюдать Конституцию РФ и законы» (ч. 2, ст. 15 Конституции РФ), Народное Собрание Республики Ингушетия настоятельно просит Президента РФ, Государственную Думу, Совет Федерации и Правительство РФ вернуть вопрос территориальной, политической и культурной реабилитации депортированных народов в конституционное поле и принять меры для реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в его территориальной, политической и культурной составляющих.

Председатель Народного Собрания
Республики Ингушетия

Магас
июня 2022 г.