Старый Дуралей Рассказ

Людмила Лукьянцева
Часть первая
   
   Сегодня к нам на дачу приедет погостить из своего села Полысаево мой дедушка Михаил Дмитриевич Богатырёв.  Жду его с нетерпением, потому что с ним весело и интересно. Он знает множество разных историй, прибауток, весёлых шуток. Слушать, не переслушать! Я думаю, что он выполнит наши с мужем вечерние просьбы и расскажет какое-нибудь приключение, произошедшее с ним в жизни.  Не зря же, односельчане за его юмор Балагуром прозвали. А за могучий рост и фамилию - Ильёй Муромцем. А вот и машина подъехала, пойду встречать дорогого гостя.
   - Ну, здравствуй, дедуля, долго тебя не видели и не слышали. Проходи в дом, дорогим гостем будешь. Раздевайся, присаживайся, отдохни с дороги. Через пятнадцать минут с работы придёт муж Володя, и мы устроим пир горой. А пока, его нет, расскажи мне, как поживаешь?  На кузнице ещё подрабатываешь: ты ведь, у нас был знатным кузнецом. На всё село славился.  Здоровье-то не подводит?
   - А, что нам: молодцам-кузнецам,
   Огонь разжигай, мехи раздувай,
   Подковы счастья людям раздавай,
   От них счастье, радость принимай,
   И своё здоровье поправляй.
    - У тебя, как я понимаю, всё в порядке. А как бабушка Алина себя   чувствует?
    - На природе отдыхает:
   Там, где есть работа,
   Будет и забота:
   Всюду банки-заготовки,
   Закрывает крышки ловко.
   От неё я целый воз,
   Вам подарочков привёз.
    - Деда Миша, ты настоящий поэт, все твои прибаутки звучат в рифму. Это так здорово!
   - От меня ты не отстала,
   Поэтессой знатной стала.
    - Спасибо тебе за добрые слова, было у кого учиться. А как, нынче, у вас с урожаем, всё уродилось? Погода-то стояла жаркая.
- Послушай внучка старинную русскую притчу:
   Солнечного света 
   Не бывает много.
    Говорили люди встарь:
   Солнце в мире главный царь.
   В притчу верили тогда,
   Что царица: мать-вода,
   Говорили все не зря,
   Что царевна, дочь-земля.
   Что урожаю сделается?
   Он на людей надеется.
   Грядки чаще поливай,
   Будет добрый урожай!
   - Ну, хватит, внучка, всё про нас расспрашивать. А у вас, как с Володей   обстоят дела?
   - Дела обстоят по-разному: я день и ночь на работе в школе, а муж на аглофабрике продолжает мастером работать. Стали у него что-то легкие побаливать: пыль от извести, руды, лёгкие засорила. Переживаю я за его здоровье. А вот, и он пожаловал с работы.
   - Здравствуй, здравствуй, Михаил Дмитриевич! Спасибо, что про нас не забываешь. Дай - ка, я тебя обниму. Да, в росте ты не поубавился. Всё такой же богатырь - Илья Муромец. Ну, что, жёнушка, приглашай нас за стол.
   - Так, мои богатыри, сначала руки помойте, а потом уж, пожалуйте в горницу за стол. Как ты, дорогой муженёк, говорил раньше, гулеванить будем.
   - Михаил Дмитриевич, ты случайно не привёз с собой самодельного коньячка, уж больно хорошо его делает бабушка Алина. За ним никаким армянским коньякам не угнаться.
  - Как не привёз? Привёз, конечно. Знаю, зятёк, ты не пьющий, но имеешь какую-то особую страсть, именно, к нему. Ну-ка, Людмила, давай сюда сумку, доставай из неё бабушкины и мои подарки.
    - Ой, как мы хорошо сидим! На душе так стало хорошо и весело. Спасибо, деда, за коньячок, за копчёное сало и любимый пирог с грибами. Всё, что делает бабушка, просто объедение!
  - Мужчины, что-то в доме стало жарко, а на улице уже вечереет. Солнце село, стало прохладнее.  Закат малиной покрасил небо. Давайте, продолжим наш пир за столиком в саду. Возьмём с собой всё, что нужно, и посидим. Пусть Володя свежим воздухом подышит.
   - Мы согласны, с тобой жёнушка. Уже вишня поспела, растёт рядышком со столиком, отведаем свежей ягоды.
   - Деда Миша, скоро стемнеет, а я так хочу услышать от тебя какое-нибудь   интересное приключение из жизни нашего рода.
   - Хорошо, внучка, расскажу вам незабываемую историю про меня и твоего старшего брата Василия, когда он был ещё маленьким. Ты ведь, знаешь, сыновья мои Геннадий и Петруша, когда выросли, женились и отделились от нас с матерью. Стали жить со своими семьями в районе, а вот твоя мать - Аннушка, вышла замуж за твоего отца Сергея Умнова, и они остались жить в нашем большом доме в Полысаево.

Часть вторая
   
   Вскоре, в их семье появился новый человек, твой братик, долгожданный внучок. Продолжатель рода Умновых.  Дети нарекли первенца Васяткой в честь отца бабушки Алины. Мм всей семьёй в него влюбились и берегли, как зеницу ока. Малыш рос спокойным, умненьким, а, главное, послушным. Но, когда ему исполнилось шесть лет, жизнь моя резко изменилась. Внук ходил за мной следом и всё время задавал бесчисленное количество разных вопросов: почему, где, когда, зачем? Я отвечал ему на один вопрос, а малыш, задавал уже другой. И так весь день. Всё бы ничего, но Василь мои ответы переворачивал, как говорят у нас в селе, шиворот- навыворот.
   Как-то, я подшивал к зиме валенки, из-за очередного вопроса внука отвлёкся и уколол себе палец шилом до крови. Было так больно, что я сильно рассердился. Повернулся к Васеньке и сказал:
   - Отойди, малец, а то выдеру тебя как «сидорову козу»! Мешаешь мне работать!
   Вася оделся и ушёл на улицу. Через несколько минут, к нам в дом с шумом   и гамом ворвался сосед Сидор Уткин и громко закричал:
   - Ты что, старый Дуралей, совсем уже ополоумел! Зачем врёшь малому дитю, что я, Сидор Уткин, бью свою козу Нюрку? Да, я пальцем ещё ни одно животное не тронул.
   Внук стоял рядом с Сидором, дёргал его за штанину и слезливо канючил:
   - Дяденька Сидор, не бейте козочку Нюрку: она самая добрая.
   Сидор погрозил мне здоровенным кулаком и выскочил за двери.
   Я решил объяснить внучку значение сказанной поговорки, но он ничего не понял. Вдруг, из кухни вышла жена Алина, покрутила пальцем у виска и тихо проговорила:
   - Вот уж, правда, старый Дуралей! Совсем не думаешь, что говоришь ребёнку.
   Так из весельчака Балагура я превратился в старого Дуралея.
   На следующий день до самого обеда со мной никто не разговаривал. Тогда я решил сам нарушить молчание, подозвал к себе внука и предупредил его:
   - Вася, не ходи по соседям, не позорь меня. Ослушаешься, покажу тебе тогда «кузькину мать».
   Малыш кивнул послушно головой и спокойно отправился обедать. На закате Васятка тихонько подошёл ко мне сзади и сердито спросил:
   - Деда, сколько можно тебя ждать? Уже на улочке темнеет, а ты всё не ведёшь меня к другу Кузьке: показывать его мать?
   Тут же, в дверях появилась наша бабушка, покачала головой и произнесла:
   - Михайло, опять дуришь, мелешь, не думая! Старый ты, и есть старый Дуралей!
   Как я тогда рассердился на неё! Сильно-сильно разгневался и процедил сквозь зубы:
   - Да, идите вы "оба в баню", достали меня так, что терпеть, больше нет мочи...
   Хлопнула дверь. Видно, внучок отправился гулять. Я облегченно вздохнул:
   - Отдохну от него хоть немножко, хлебну покоя ложку. Нет мне с ним никакого роздыха.
   И тут, в сенцах раздался страшный грохот, а вслед за ним, отчаянный крик Василька. Мы с Алиной пулей кинулись в сени, увидели там внука, лежащего на холодном полу и придавленного деревянной лестницей. Мальчик держал в руках два берёзовых веника: один был большой, для бабушки, а второй – маленький, для него. Малыш, по -моему совету, собрался с бабулей идти в баню попариться. Хорошо, что ничего страшного тогда с ним не случилось. Отделался легким испугом, а вот мне, досталось от бабушки сразу двумя вениками по голове. Уж, как я старался тщательно следить за своей речью, но привычка балагурить часто мня подводила.  Тогда, я неделю играл в молчанку с женой. Алина заговорила первой:
   - Отец, когда ты подошьёшь мне старые валенки?
   Я немного помолчал, а потом ехидно ей ответил:
   - Подошью тогда твои валенки, когда «рак на горе свистнет!»
   Алина услышала мой недобрый ответ, глянула на меня воинственным взглядом и ушла в спальню. Оба замолчали, но к обеду снова сошлись за столом. Бабушка позвала обедать и Васю, но мальчика в его комнате не оказалось.
   - Михайло, наверное, малыш к Кузьке в гости ушел. Пойду, позову его.
   К другу внучок не приходил. Кузька сказал:
   - Я видел в окно, как Васятка пошёл в сторону Ледяной горы, к озеру.
   Алину тогда очень удивил ответ друга. Вася никогда не уходил без спроса так далеко. Она бегом бросилась к озеру, взобралась на гору и увидела малыша. Он сидел на старом срубленном пеньке и пристально смотрел в прорубь. Большую полынью в январе пробили заядлые местные рыбаки для зимнего лова рыбы.
   Бабушка легонько, на цыпочках, подошла к нему и тихо спросила:
   - Васенька, дорогой мой, как ты меня напугал, что ты здесь делаешь?
   - Я, бабуля, жду, когда рак из воды выползет. Поймаю его и отнесу на гору. Посижу там и подожду, когда он свистнет. Затем, пойду домой и скажу деду Мише, что рак уже свистнул, и он может подшивать твои валенки.

   Алина привела Васятку домой и с самого порога гневно заверещала:
   - Михайло, старый Дуралей, скажи, когда ты всё-таки будешь отвечать за свой болтливый язык? Из-за него Вася чуть сегодня не утонул в огромной ледяной проруби, дожидаясь в ней твоего мифического рака. Когда же ты поумнеешь?
   С тех пор, ко мне прилипло это неумное прозвище. Сначала я приуныл, а потом, подумал:
   - Не буду горевать. Внук скоро вырастет, пойдёт в школу и познает красоту великого русского языка. Все мои шутки-прибаутки будет правильно понимать. В нашу семью снова придёт счастье.
   Так и произошло. Вася вырос, закончил школу, а потом институт. Стал не просто инженером-строителем, но и, весьма, уважаемым человеком. Вот и вся история про меня и про маленького Васятку. А теперь, дорогие родные, предлагаю выпить за успех и здоровье твоего взрослого старшего брата Василия Сергеевича Умнова.