Сказка последняя Карнавал всех Частей Речи

Нина Де Рябина
         
             Глагол понял, что сейчас начнётся самое главное, ради чего он пришёл сюда, в школу. И это главное началось!
Из всех классов выбегали, выходили, выскакивали разные Части Речи. Междометия восклицали:
- Ой! Ох! Ах! Вы отдавили нам ноги. Осторожнее, пожалуйста.
- Частицы тоже возмущались, но примирительно:
- Ну-ка, ну-ка, пусть все пройдут! Неужели трудно подождать?
- Предлоги тоже не остались в стороне:
- К стенке посторонитесь! По одному! В ногу, в ногу шагайте!
Союзы не очень-то суетились, но тоже внесли предложение:
- И раз, и два! Или постройтесь уже!

Глагол смотрел на эти передвижения и никак не мог понять, куда ему вставать, чтобы идти со всеми вместе. Он же так хочет учиться!
    Вдруг появились Знаменательные Части Речи. Впереди всех бежал Принц Числительное.
- На первый, второй рассчитайтесь. Господа! Во всём нужен порядок! Сколько вас?
- Любезный, восхитительный Принц! Не надо рассчитываться. Здесь умные, воспитанные и образованные представители Русского Языка, - проговорила Фея Прилагательное.
- Прекрасно, замечательно, восхитительно, Фея. Умное решение! – вступила в разговор девочка Наречие.
- Я, он, она, оно - в общем, все мы согласны с вами, Фея, разберёмся без ссоры.
Частицы не выдержали:
- Пожалуйста, не ссорьтесь. Спасибо, всё в порядке.


Наконец,  вышла Принцесса Существительное:
- Уважаемые! Всё  просто! Вот коридор! Вот классы! Вот все Части Речи! Всё же понятно!
Глагол понял, что надо что-то делать, иначе эти разговоры ни к чему не приведут. Он вспомнил,  как смог построить лягушек, и скомандовал:
- Встаньте, встаньте в один ряд,
Каждый будь другому рад!
Дружно за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
И произошло чудо! Все послушно выстроились и дружно направились в большой зал.
        Когда все вошли в зал, то старались Служебные Части Речи встать все вместе, Знаменательные отдельно встали от Служебных, Глагол растерялся, хотя знал, что его считают Знаменательной Частью Речи.
Но как только он вставал рядом с ними, около него оказывались два незнакомца, с которыми он никогда раньше не встречался. Он попытался отойти от них. Но они никак не отставали и снова вставали рядом. Наконец,  Глагол не выдержал и решил обратиться к Царице Грамматике, которая стояла впереди всех.
- Уважаемая Грамматика! Скажите, пожалуйста, куда мне встать?
- Так Вы, Глагол, правильно стоите. Вы же Знаменательная Часть Речи.
- Я это знаю, но на моём месте стоят два незнакомца. Кто они? – возмутился Глагол.
- Пусть они вам и всем нам сами скажут о себе, – провозгласила Царица Грамматика.

- Мы родня Глагола,   
А он нас не знает.
Зачем тогда школа?
Пусть там изучает!
Но себя мы можем назвать: Причастие и Деепричастие.
- Спасибо за представление нашему собранию. Я поясню. Некоторые учёные считают этих братьев Самостоятельными Частями Речи, поэтому они здесь. Пусть постоят рядом с вами, Глагол. А в школе на занятиях вы подружитесь. Они вам понравятся.
- Пусть уже постоят. Вот я не знал, что встречу здесь своих родственников.
- О, Вы ещё многого не знаете, но всему научитесь. Правда, по дороге в школу Вы уже многое узнали. Так ведь?
- Да, я любознательный. Мне и лягушки, мои друзья, об этом говорили! - радостно воскликнул Глагол.
- Вот сейчас мы это и проверим. Части Речи будут Вам загадывать загадки. Если Вы их отгадаете, значит, Вы многому научились, и мы примем Вас в нашу школу. Закрывайте глаза и слушайте.
Глагол закрыл глаза.


 

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
- Легко отгадаю. Кто объединяет и связывает? Конечно, Союз!
Глагол открыл глаза и увидел, как раскланялся Союз.
- Заменить могу Часть Речи
И со всеми жду я встречи!
- Вообще-то это могут и Местоимения, и Междометия, но как это различать, я ещё не научился, - промямлил Глагол.
- Засчитаем ответ Глаголу, друзья?


- Засчитаем, он научится в школе это делать! – воскликнули Местоимения и Междометия.
- Со словами непременно
Мы все пишемся отдельно.
- Да, Предлоги- недотроги! Помню, помню. Я даже хотел про вас сочинить песенку, но у меня не получилось. Я обязательно сочиню.
- Да, мы Предлоги, ты прав.
- Предмет обозначаю,
На КТО?  ЧТО? отвечаю, - раздались слова новой загадки.
- Да! Да! Знаю!
Школа, азбука, портфель,
Мел, указка, даже дверь!
Это Часть Речи – Существительное.


- Да Вы, Глагол, сочинитель хороший! -  проговорила Царица Грамматика.
- Да, у меня это быстро получается.
- Мы тебе, если отгадаешь и другие загадки, в нашем Школьном Королевстве дадим должность.
- Какую ещё должность? И что это такое?
- Работу дополнительную, причём для тебя любимую.
- Песенки и стихи сочинять? А как эта работа называется?
- Как называется работа, так и должность твоя называется. Школьный Поэт. Но сначала отгадай остальные загадки.


- Предмет увижу, но не назову,
А только на него я укажу,
И будь уверен точно, без сомнения,
Что я то самое…?
- О, ты Местоимение. Я же легко рифмы подбираю к словам.
- Речь со мною выразительна
И точна, и удивительна.
Кого хочешь опишу,
В гости даже приглашу.
- Да кто же лучше Феи Прилагательное сможет описать? Она меня так описала, что я себя сразу же узнал. Так ведь?
- Так, Глагол.
-Могу подвергнуть всё я отрицанию.


Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
- Так, отрицанию…Да Междометия своим «Фу!» могут всё отменить! – обрадованно воскликнул Глагол.
- В этом «Фу!» есть чувство, эмоция, а не только отрицание, - решила помочь Царица Грамматика - НЕ догадываешься? НЕ знаешь? Она специально произносила с особым ударением НЕ.
- Догадался. Это же Частицы-сестрицы!
- Я молодая особа,
Не изменяюсь особо.
- Девочка Наречие! Я с ней тоже знаком. Она мне понравилась. У неё такие замечательные слова: быстро, красиво, чудесно, грустно. Весело. Да?
- Правильно, Глагол.
- Мы – необычайное явление,
Мы – чувства и побуждения!


- Междометия, без вас мы не могли бы быть даже вежливыми. Согласны?
- Да мы-то согласны. Главное, чтобы все это знали и нас уважали.
- Конечно, уважаемые Междометия, - произнесла Царица Грамматика, - все вас уважают. Вы не беспокойтесь.
- Глагол, что ты больше всего любишь делать? – обратилась Царица Грамматика.
- Конечно, бегать!
- Значит, что главное в твоей жизни?
- Движение! Действие!
-Правильно. Как сказать про незавершённое действие? И  про завершённое? Ты же не всегда всё делаешь до конца.
- Да. Бегаю, бегаю. А потом уже сбегал.
- Это твой вид, вид Глагола.
Глагол стал себя оглядывать и присматриваться, но ничего не увидел.
- И где мой вид?
- Он в словах «бегать» и «сбегать». Поточнее и побольше тебе расскажут на уроках.
- А можно и нам задать вопросы своему брату, Царица Грамматика? – спросили Причастие с Деепричастием.


- Конечно, наш Глагол, думаю, и на них ответит.
- Как ты думаешь, Глагол,  отличаются ли  слова «бегаю», «бегал», «буду бегать»? Или  одно и то же они обозначают?
- Легко, одно дело, когда я сейчас бегаю, другое – ещё вчера бегал, это же уже в прошлом, и совсем понятно, что  буду бегать завтра или послезавтра. Но  до послезавтра мне долго ждать. Лучше я завтра буду бегать. Можно?- разъяснил всем Глагол.
- Можно. Мы знаем, какой ты неуёмный мальчишка, - сказала за всех Царица Грамматика. - Это время твоё, Глагол, в котором ты совершаешь свои действия, значит, обозначаешь их: настоящее, прошедшее и будущее. И вопросы к твоим действиям:  «что делаю?»,  «что сделал?» и «что буду делать?»
- Можно и мне задать вопрос? – спросил Принц Числительное. - Это и меня касается, между прочим.
- Конечно, - разрешила Грамматика.
- Ты один, Глагол. Представь, что вас, глаголов, много. Как ты один про своё любимое слово скажешь и как много глаголов скажут?
- Очень просто. Бегаю я один. А много – бегают они, потому что их много.
- Да, один и много – это единственное и множественное число у Глагола, - пояснила Грамматика.


- Теперь уж мы не сможем промолчать, - не выдержали местоимения.-  Нас уже даже называли, но не всех. И  вперёд вышли местоимения Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, МЫ, ВЫ, ОНИ. – Подставляй к нам свои любимые слова.
Глагол  растерялся, когда увидел столько местоимений и даже попятился.
- Глагол, начинай, ты справишься, - и Местоимения по одному стали выходить и строиться.- Я бегу…
- Ты бежишь, ОН бежит,  и ОНА бежит, МЫ бежим, ВЫ бежите, ОНИ бегут, - закончил Глагол перечислять и подпрыгнул на месте от радости.
.- Глагол, ты сейчас изменял слова свои любимые по лицам и числам. Ты их спрягал, потому что у глаголов есть спряжение, - пояснила Грамматика.
- Ой, сколько всего у нас, Глаголов,  много!
- Это не всё! Есть и другие признаки, но не сегодня мы будем о них говорить. Ты и так хорошо и правильно всё делал. И мы тоже про тебя многое узнали.
- А теперь о самом главном, - принц Числительное встал впереди всех.


- Порядок и количество!
Всегда, везде, во всём!
Без номера не встретите
На улице вы дом.
-  Принц Числительное! Без вас мы никогда не узнали бы, сколько Частей Речи у Грамматики.
- И сколько? – вступила в разговор сама Грамматика.
Глагол стал считать:
Имя Существительное
Имя Прилагательное
Имя Числительное
Местоимение
Наречие
Предлоги
Союзы
Частицы
Междометия


У меня получилось девять,  если Междометия не считать особой Частью Речи.
- Как это не считать? Ах, как вы можете так про нас говорить?
- Успокойтесь, Части Речи. Мы же говорили, что в науке есть разные мнения по поводу количества Частей Речи.
- А мы, Причастие и Деепричастие? Разве мы не Части Речи?
- Не спорьте, друзья. Вам Учитель в школе всё расскажет про вас. У разных учёных разное количество Частей Речи, а вот одну из них Глагол точно не назвал. Не сможем его принять в школу.
- Как не назвал? – испуганно произнёс Глагол. - Вот они все перед вами. Пусть выйдет, кого я не назвал. И тогда я соглашусь с вашим решением, хотя мне будет очень обидно и горько.
- Царица Грамматика! – заговорили  все хором.
 - И что вы предлагаете?
- Предлагаем загадать ему последнюю загадку. Пусть отгадает. А он её обязательно отгадает. Он же сообразительный! Кто у нас маленький, любознательный, весёлый, находчивый, шаловливый?


- Так это Фея Прилагательное про меня говорила.
А я Глагол! Глагол – последняя Часть Речи, которую я не назвал.
- Царица Грамматика! Засчитаем ему правильный ответ?
- Давайте спросим у всех Частей  Речи. Засчитаем? Достоин Глагол учиться в нашей школе?
- Достоин! Засчитаем!
Все захлопали в ладоши и стали поздравлять Глагола! Потом встали в круг, и Глагол спел свою новую песенку:
Ох,  уж эти Части Речи!
Признак, действие, предмет.
С ними надо подружиться,
Чтобы верный дать ответ.
А все её продолжили:
Ты прилежный ученик.
Если вдруг вопрос возник,
 То учебник и Учитель
Будет твой путеводитель.
Царица Грамматика тоже поздравила Глагола с победой и торжественно повела всех в Замок Знаний.
-Замок Знаний – это Школа, в которой ты со всеми будешь учиться, Глагол! Поздравляем тебя! – торжественно сказала Царица Грамматика.