Ласло Тёкеш. Пастор, сокрушивший тиранию

Кирилл Козубский
Ласло Тёкеш родился в апреле 1952 года, в принадлежащем Румынии трансильванском городе Клуж, в интеллигентной венгерской семье. Во времена суверенной Трансильвании, а также в составе Венгерской державы адмирала Хорти, родной город Ласло носил звучное имя Коложвар. Его отец Иштван Тёкеш состоял профессором теологии и заместителем реформатского (кальвинистского) епископа. Фамилия Тёкеш широко распространена среди кунов — венгерских половцев. Ещё в 1534 году бОльшпя часть кунов перешла из католичества в кальвинизм. Во многих городах Дунайского Надькуншага (Великой Кумании) есть улицы, носящие имя Яноша (то есть Жана) Кальвина... Логично будет предположить половецкое происхождение коложварских Тёкешей. Однако, самосознание этой семьи было чисто-мадьярским.

В 1950 - 1952 годах в коммунистической Румынии проводилась административно-территориальная реформа. И в год рождения Ласло на части Трансильванской территории была образована Венгерская автономная область. Её столицей стал старинный город Тыргу-Муреш. И в этом нельзя не увидеть несомненную уступку тоталитарных властей крепкому самосознанию национального меньшинства. Уступку, как потом выяснилось, временную...

Статья с упоминанием Венгерской автономной области вошла в румынскую конституцию сентября 1954 года. На 1954 год из общего числа 2220 школ автономии — 1597 школ были венгерские. Получила развитие и мадьяроязычная пресса. С некоторыми оговорками, Венгерскую АО можно назвать последним осколком древней Трансильванской государственности. Впрочем, город Клуж в состав автономии не вошёл.

В октябре 1956 года в Венгрии произошла Национальная антикоммунистическая революция, вскоре потопленная в крови Никитой Хрущёвым и Георгием Жуковым. Кстати, маршал Жуков получил за подавление "фашистского мятежа" в Венгрии очередную золотую звезду и вплоть до 18 декабря 1981 года пребывал первым и единственным четырежды героем Советского Союза!

Несколько лет шла охота на повстанцев, осмелившихся бросить вызов безбожной власти. В Венгрии коммунистические суды вынесли более 400 смертных приговоров (некоторые из них были приведены в исполнение на территории СССР). Румынская «Секуритате» также провела в Венгерской АО, да и в других частях Трансильвании, массовые аресты лиц, замеченных в сочувствии Венгерскому восстанию. Они были осуждены на различные сроки заключения. Многие из них умерли в тюрьме, другие были расстреляны во время попыток побега. Были среди казнённых и кальвинистские пасторы.

С 1957 года в Румынии начался процесс постепенного закрытия венгерских школ. В декабре 1960 года Венгерская АО была переименована в Муреш-Венгерскую область (МВАО) — по реке Муреш. Изменились её границы. Южная часть МВАО была присоединена к области Сталин (которую вскоре переименовали в область Брашов). В результате, процент венгерского населения в области снизился с 77 % до 62 %. Было упразднено созданное в 1949 году Управление национальных меньшинств. В 1965 году была принята новая конституция Румынии, где венгерское меньшинство вообще уже не упоминалось.

В 1968 году — через три года после прихода к власти Николае Чаушеску — МВАО была УПРАЗДНЕНА в процессе новой административно-территориальной реформы, отменившей области и вернувшей традиционное деление Румынии на уезды (жудецы). Территория Муреш-Венгерской АО вошла преимущественно в состав жудецов Муреш, Харгита и Ковасна. Ласло Тёкешу как раз исполнилось тогда 16 лет.

«Антивенгерский курс долгое время обеспечивал диктатору Чаушеску симпатии определённых слоёв румынского населения.» — констатировала в 1990 году швейцарская газета «Нойе Цюрхер Цайтунг».

Коммуно-шовинистический произвол оставил тяжёлое впечатление в душе юного венгра. С 1970 года Ласло — активный участник венгерского национального подполья. В 1975 г. он успешно окончил Протестантский теологический институт Клуж-Напоки (так с 1974 года именуется город Клуж). Ласло Тёкеш стал священнослужителем Реформатской церкви в Румынии, находившейся в тесном каноническом общении с Венгерской реформатской церковью. В 1981 - 1982 годах он был одним из редакторов диссидентского журнала на венгерском языке «Ellenpontok». Ласло Тёкеш регулярно передавал за границу сведения о нарушениях прав человека в Румынии!

«Мы смогли донести наши проблемы до Венгрии, Канады, США…» — вспоминает Тёкеш.

Да, именно так. Не только до Канады и США (где имеется многочисленная венгерская диаспора), но и до подъярёмной Венгерской народной республики. Ибо генсек ВСРП Янош Кадар (всегда чутко отслеживавший состояние общественного мнения) решил подстраховаться. И в 1982 году в венгерских СМИ появилась серия статей о жестоком обращении с этническими венграми в Трансильвании.

В 1984 году Ласло Тёкеш был, по требованию румынских властей, лишён прихода. Более двух лет он пребывал безработным. Вернувшись к родителям в родной Клуж, Тёкеш продолжил нелегальную деятельность.
Между тем, напряжённость во взаимоотношениях коммунистических режимов Бухареста и Будапешта нарастала. В 1985 году секретарь ЦК ВСРП по международным отношениям обвинил Румынию в создании препятствий в контактах между трансильванскими этническими венграми и гражданами Венгрии. На следующий день Николае Чаушеску на пленуме ЦК подверг критике венгерский «национализм, шовинизм и реваншизм».

В 1986 году Тёкеш был назначен помощником пастора в Тимишоаре. Этот город в румынском Банате имеет смешанное венгеро-румынско-сербско-немецкое население. Мадьярское имя города — Темешвар. Реформатская церковь Румынии состоит из двух равноправных епархий. Одна из них именуется Трансильванской, другая — Орадяйской. Темешвар подчинён Орадяйской епархии... Заняв спустя некоторое время пасторскую вакансию — Тёкеш снова обрёл трибуну и широкую аудиторию. Он смело обличал произвол и преступления коммунистических властей.

В том же 1986 году министерство культуры Венгрии издало трёхтомник «История Трансильвании». Чаушеску незамедлительно выступил на внеочередном пленуме и обозвал трёхтомник «возрождением хортизма, фашизма и расизма с подачи реакционных империалистических кругов»! Несмотря на то, что Маркс и Энгельс в 1848 - 1849 годах признавали Трансильванию — неотъемлемой частью Венгерской державы. Но это так, к слову...

В 1987 году отношения между двумя соседними странами ухудшились ещё сильнее, что привело к оттоку большого числа этнических венгров из Румынии. Венгерское правительство создало межведомственный комитет и даже выделило скромную сумму около 5 млн. $ для обустройства венгерских беженцев.

В 1988 году именно благодаря Ласло Тёкешу и его тёзке — венгерскому дипломату Ласло Хомошу — Мировому сообществу стал известен чаушесковский проект ликвидации 15-17 тысяч трансильванских сёл (венгерских, немецких, румынских) с целью возведения гигантских сельскохозяйственных агломераций. То была чудовищная антинародная затея, стыдливо поименованная «систематизацией». Тёкеш сразу понял, что подобная мера угрожает самому существованию венгерского меньшинства в Румынии, и в своих проповедях стал открыто клеймить планы коммунистического лидера. Хомош же организовал и профинансировал приезд в Тимишоару канадской съёмочной группы, тайно посетившей Ласло Тёкеша и взявшей у него интервью. В Венгрии, между тем, с августа 1988 года набирал силу Альянс свободных демократов, который оказывал уже не формальную только, но искреннюю и активную поддержку румынским венграм.

В своих проповедях Тёкеш призывал приговорённых к выселению из собственных домов прихожан не идти на поводу у властей, он благословил пассивное и активное сопротивление «систематизационной» политике. Далее, что очень важно, Тёкеш убеждал венгров и румын проявить, ради достижения общей цели, межэтническую солидарность. Летом 1988 года пастор провел ряд встреч с духовенством, с целью организации эффективной защиты селян от сноса их частных домов, разорения семейных гнёзд…

В августе 1988 года новый генсек ВСРП Карой Грос встретился с Чаушеску в трансильванском городе Арад. Однако, встреча не принесла плодов, так как Чаушеску наотрез отказался принять венгерские предложения. Он отверг идею возобновить деятельность румынского представительства в Дебрецене и венгерского — в Клуж-Напоке. И главное: Чаушеску не пожелал свернуть мегаломанские сельскохозяйственные эксперименты!

В марте 1989 года Венгрия объявила, что подаст жалобу в Комиссию по правам человека ООН в Женеве по поводу проводимой в Румынии политики принудительной ассимиляции меньшинств, вызвавшей поток беженцев в Венгрию. В Женеве венгерский представитель обвинил Румынию в «серьезных нарушениях основных прав человека», а представитель Румынии в ответ упрекнул Венгрию в «преследовании ирредентистских целей». В связи с этим, правительство Венгрии решило присоединиться к Женевской конвенции о статусе беженцев и начала создавать лагеря для беженцев в восточной части страны и в Будапеште. Шведский представитель Комиссии ООН по правам человека представил резолюцию, призывавшую к расследованию нарушений прав человека со стороны Румынии. Соавторами гуманитарной инициативы стали Австралия, Австрия, Великобритания, Франция и Португалия.

А на проповедях Тёкеша всё чаще стали появляться агенты «Секуритате», которые время от времени выкрикивали угрозы. Кроме того, им удалось запугать Орадяйского епископа Ласло Паппа. Под давлением «Секуритате», епископ Папп направил Тёкешу письмо, в котором призвал пастора прекратить организацию молодежных мероприятий. Однако, Ласло Тёкеш весной 1989 года, скооперировавшись с Румынской православной церковью, организовал очередной молодежный фестиваль. Тогда Папп (опять же под давлением «Секуритате») отправил Тёкешу другое письмо, в котором приказал Ласло немедленно покинуть Тимишоару и направиться в Минеу – небольшой приход в Северной Трансильвании, практически изолированный от внешнего мира. Прекрасно понимая, откуда ветер дует, Тёкеш отказался менять место жительства, и обратился за поддержкой к тимишоарской пастве. И народ взял его сторону! Тогда трусоватый епископ Папп начал судебный процесс по выселению Тёкеша из квартиры, которая принадлежала реформатской церкви. Одновременно власти Тимишоары сняли Ласло с продуктового довольствия, поскольку пастор больше не числился жителем города (в Румынии уже несколько лет действовала карточная система).

Ласло Тёкеш не струсил, не прогнулся, не изменил своему народу. Внутренне он готов был умереть за правду. Но Чаушеску, опасаясь международных осложнений, медлил с приказом о ликвидации Текеша. Он дал команду продолжить запугивание. 13 или 14 сентября 1989 года агенты «Секуритате» вывезли в пригородный лес и убили приходского активиста Эрно Уйвароши. В начале октября 1989-го в Тимишоару приехал навестить сына Иштван Тёкеш. Он тут же был арестован, но через некоторое время отпущен. Санкционировать его убийство Чаушеску также не решился. Секуритатовцы отыгрывались на простых прихожанах, беспощадно избивая их.

20 октября тимишоарский суд принял решение о выселении семьи Тёкешей, однако Ласло подал апелляцию. И вот тогда, 2 ноября 1989 года МВД Румынии направило в квартиру Тёкеша четверых убийц, вооружённых ножами. Семья Текешей не успела сразу забаррикадироваться, мерзавцы выбили дверь, но всё же каким-то чудом Тёкешам удалось отбить атаку. Ласло Тёкеш получил шрам на лбу. В официальных сводках МВД покушение было квалифицировано как "нападение неизвестных"... Будапешт отреагировал. Сразу же после покушения румынский посол в Венгрии был вызван в венгерский МИД. Венгерское правительство выразило серьезную озабоченность уровнем безопасности Тёкеша. Ибо успевшие уже "перестроиться" венгерские коммунисты не хотели терять лицо.

26 ноября 1989 г. произошло знаковое событие: Венгрия мирным путём перешла к парламентской демократии. Николае Чаушеску не понял, не оценил этого факта. 28 ноября сервильный тимишоарский суд проинформировал Ласло Тёкеша, что его апелляция была отклонена, и что решение о его выселении будет приведено в исполнение 15 декабря. И вот это ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ судебное решение и стало, как мне представляется, началом КОНЦА Чаушеску!

Верные прихожане взяли дом Тёкеша в живое кольцо. К венграм присоединились оппозиционно настроенные румыны. Человеческому уму свойственно экстраполировать текущие события. Венгры экстраполировали дальнейший рост венгерской национальной силы. И венгры, и румыны экстраполировали отмирание большевизма. Пастор Ласло Тёкеш становился таким же вождём и героем, как полковник Пал Малетер в 1956 году! Малетеру не суждено было победить – но теперь другой расклад, ибо у Чаушеску не было своего маршала Жукова... В день выселения пастора 15 декабря милиция, пришедшая за Тёкешем, не смогла попасть внутрь дома, ментов оттеснили от квартиры Тёкешей. Ласло Тёкеш выглянул из окна и поблагодарил тимишоарцев. Люди скандировали:

«Мы не оставим!»

Несколько сот человек остались ночевать возле пасторского дома...

Впереди была трагедия — но за трагедией пришла победа.

16 декабря в Тимишоаре начались митинги и демонстрации протеста. 17 декабря в Тимишоару были введены войска. Чаушеску отдал приказ «Секуритате» и вооружённым силам стрелять в демонстрантов на поражение. По словам свидетелей расстрела, солдаты стреляли в митингующих с очень небольшого расстояния и использовали при этом запрещенные Женевской конвенцией пули «дум-дум». По разным оценкам (официальным и неофициальным), было убито от 50 человек до 10 тысяч (Mandics Gyоrgy. «Temesvаri Golgota.» — Budapest, 1991.; Mаsodik. «Аtdolgozott kiadаs: A manipulаlt forradalom.» — Arad, 2009.). Последняя цифра, конечно же, нереальна.

18 декабря Чаушеску вылетел с официальным визитом в Иран. И 18 же декабря, протестуя против расстрела мирной демонстрации, тысячи тимишоарских рабочих объявили о забастовке. 20 декабря бастующие рабочие вышли на улицы Тимишоары — и с ними побратались солдаты! В тот же день Тимишоара была провозглашена «свободным городом», толпы на улицах скандировали:

«Сегодня в Тимишоаре, завтра во всем мире!»

Жители других городов Румынии быстро узнали о произошедшем в Тимишоаре благодаря западным радиостанциям и венгерской прессе. Восстали другие города Румынии. Против антинародной диктатуры вышли плечом к плечу венгры, румыны, немцы, казаки-некрасовцы... Так началась Румынская демократическая революция. У неё не было единого лидера, но знаковой, ключевой фигурой революции стал скромный пастор Тёкеш.

Чаушеску поспешно вылетел из Ирана в Румынию. Вечером 20-го Чаушеску выступив по телевидению, обозвав граждан Тимишоары — «группами хулиганов, которые спровоцировали в Тимишоаре серию инцидентов, противодействуя законному судебному решению» (о, как же эта упёртость на «законные судебные решения» напоминает нынешнюю риторику Путина и Лукашенко!)

21 декабря на Дворцовой площади Бухареста перед зданием ЦК компартии Румынии был собран официальный митинг в 100 тысяч человек — людей согнали туда по разнарядке. Все было оцеплено войсками и сотрудниками спецслужб. На митинге выступали ораторы и разоблачали «предателей и иностранных агентов, устроивших массовые беспорядки и намеренных свергнуть законную власть». А затем выступил сам Чаушеску. Он вещал о коварных врагах, о своих великих достижениях, о грядущих реформах… Но вот на 8-й минуте на площади послышался какой-то шум. И скоро голос народа заглушил трескотню Чаушеску. Люди скандировали:

— Ти-ми-шо-ара! Ти-ми-шо-ара! Ти-ми-шо-ара!

Кто-то взорвал петарду. Коммунисты запаниковали, выступление Чаушеску было сорвано. Люди, согнанные на митинг, превратились в демонстрацию протеста. А вскоре уже весь Бухарест высыпал на улицы. Армия и спецслужбы применили водометы, стреляли на поражение, таранили баррикады бронетранспортерами. 21-го декабря в Бухаресте погибло 48 человек. Но граждане столицы выдержали напор. И к вечеру армия и милиция начали постепенно переходить на сторону восставших. Только сотрудники «Секуритате» упорно продолжали стрелять в народ.

Рано утром 22-го декабря толпа демонстрантов ворвалась в резиденцию Чаушеску, и он едва успел вылететь на вертолете с крыши здания. Министр обороны Василе Миля покончил жизнь самоубийством. Пилот вертолета не рискнул покинуть воздушное пространство страны, чтобы его попросту не сбили. Он посадил машину в поле близ города Тырговиште. После посадки пилот перешёл на сторону повстанцев. Чаушеску вместе с женой и охраной доехал до Тырговиште на захваченном попутном автомобиле. Вскоре Николае и Елена Чаушеску были арестованы.

На улицах многонациональной Тимишоары появились прокламации c такими заголовками:

«Vege a zsarnoknak!» (на венгерском)

«A cazut tirania!» (на румынском)

«Пала jе тираниjа!» (на сербском)

Но в Бухаресте продолжались настоящие бои за здание телевидения и другие стратегические объекты, где закрепились опричники «Секуритате». В течение 22 - 25 декабря в столице Румынии была настоящая мясорубка - погибло 942 человека.

25 декабря 1989 г. супруги Чаушеску были приговорены чрезвычайным военным трибуналом к расстрелу. Приговор незамедлительно был приведен в исполнение!

В начале 1990 года Ласло Тёкеш был избран Орадяйским епископом. Духовная карьера Ласло Паппа бесславно завершилась.

Ласло Тёкеш стал одним из соавторов Тимишоарской прокламации 11 марта 1990 года:

«Тимишоарская революция была направлена не только против Чаушеску, но и категорическим образом против коммунизма. (…) Тимишоара начала революцию против всего коммунистического режима и всей его номенклатуры, но никак не для того. чтобы предоставить возможность политического восхождения группе диссидентов-античаушистов из рядов РКП. Их участие в руководстве страны делает смерть героев Тимишоары напрасной!» — говорилось в прокламации…

Нидерландские кальвинисты наградили Тёкеша Медалью Гёзов. В начале сентября 1992 года Тёкеш объявил голодовку в знак протеста против бездействия властей в отношении виновников Тимишоарского геноцида. Тёкеш обвинил президента Иона Илиеску в продолжении политики дискриминации венгерского национального меньшинства и в назначении на руководящие должности в стране бывших сотрудников пресловутой «Секуритате». 7 сентября Илиеску назвал голодовку Тёкеша «политической провокацией». 11 сентября епископ прекратил голодовку, призвав граждан Румынии голосовать за нового президента. Которым, однако же,.. снова стал Илиеску, заявивший 30 октября 1992 г. о недопустимости создания автономий по этническому признаку…

В 1995 г. Тёкеш стал основателем Университета Порциум, где преподавание ведётся на венгерском языке.

В марте 2001 г. Ласло Тёкеш прочёл в Варшавском университете лекцию «Венгры в Румынии в 1989 году».

В начале декабря 2004 г. в Венгрии прошёл референдум о выдаче гражданства этническим венграм, живущим за границей. Он был объявлен недействительным из-за низкой явки. 

Венгерский премьер-министр Ференц Дюрчань проголосовал против, и накануне референдума призвал народ последовать его примеру.

— Автоматическая выдача гражданства этническим венграм может вызвать миграцию этих людей и дестабилизирует страну! Кроме того, это не поможет поставленной цели, так как перебитые кости все равно не склеишь. — цинично заявил Дюрчань. Здесь стоит вспомнить, что пресловутый Ференц Дюрчань — зять Антала Апро, одного из душителей Венгерской Национальной революции 1956 года.

Премьер-министр Румынии Адриан Настасе назвал референдум «бессмысленным» и сказал, что не позволит иметь двойное гражданство "своим" венграм.

Выступая в защиту референдума Ласло Тёкеш тогда сказал:

— Когда мы говорили о принадлежности к Венгрии, нас даже во времена коммунистического режима Яноша Кадара рассматривали как националистов. Но мы не националисты, мы просто хотим воссоединиться со своими родными братьями-венграми!

В 2005 году с неожиданным заявлением в защиту покойного Чаушеску (и с соответственным осуждением Ласло Тёкеша и его соратников) выступил представитель широко известной многопартийной семьи московских политологов Сергей Георгиевич Кара-Мурза. Согласно его самоуверенным утверждениям, Ласло Тёкеш в 1980-ые годы распространял «провокационные слухи о планах румынских властей по территориально-административной реформе», а жуткая трагедия Тимишоары была не более, чем инсценировкой:

«Впервые в истории человечества похороненные недавно трупы были спешно выкопаны, а другие собраны по моргам, а затем изуродованы, чтобы имитировать перед телекамерами геноцид, который должен был бы легитимировать новый режим.» — писал Сергей Кара-Мурза.

Однако ж, данное заявление представляется абсолютно бездоказательным — особенно, будучи сопоставлено с вынужденным признанием того же Кара-Мурзы:

«На самом деле, в ходе событий в Румынии погибло около тысячи трехсот человек.» — пишет Сергей Кара-Мурза. Как будто это вообще какая-то мелочёвка!

Нетрудно догадаться, что 50-70 % от названного Кара-Мурзой и, скорей всего, заниженного количества жертв (1300 человек) приходится на долю доблестной Тимишоары… Однако ж, для многих россиян КЛЕВЕТНИК Сергей Кара-Мурза остаётся кумиром...

После вступления Румынии в Евросоюз в 2007 году Тёкеш был избран независимым депутатом Европейского парламента. На выборах 2009 года был переизбран. Состоял членом комитетов по культуре и образованию, по правам человека и по взаимоотношениям с Албанией, Боснией и Герцеговиной, Сербией и Черногорией.

В июне 2009 г. Тёкеш был награждён Медалью свободы Трумэна-Рейгана (Truman-Reagan Medal of Freedom) за выдающуюся роль в борьбе против коммунизма в Румынии.

В конце 2009 г. тогдашний президент Румынии Траян Бэсеску наградил Ласло Тёкеша рыцарским орденом «За заслуги».

На пресс-конференции, данной 17 февраля 2010 г. в своей резиденции городе Орадя (по-венгерски: Надьварод), епископ Текеш представил список тайных агентов «Секуритате», которые были внедрены в Реформатскую церковь Румынии. В этой связи парламентарий призвал к "просвечиванию" служителей румынских церквей различных конфессий (и российским церквам тоже не помешала бы подобная мера!).

Ласло Текеш был избран президентом Совета Карпатских Венгров (куда входят венгерские организации Румынии, Словакии, Хорватии, Сербии и Украины). В июле 2010 г. епископ Текеш открыто призвал румынских венгров «выйти на улицы» — и «как жители Косово и Каталонии отстоять свои законные права!»

27 мая 2011 г. МИД Румынии выступил с протестом против намерения венгерского меньшинства открыть своё представительство в Брюсселе. Конкретно, румынские европарламентарии венгерского происхождения Ласло Тёкеш, Чаба Шогор и Дьюла Винклер пригласили своих коллег-депутатов на прием по случаю официального открытия в Брюсселе представительства Секейского края (Земли Секеев). Здесь следует упомянуть, что в 2009 году венгерские активисты выдвинули идею создания в составе Румынии политико-административного тела, именуемого: Секейский край. Который территориально на 70-80 % совпадает с Муреш-Венгерской автономной областью (МВАО), юридически же получает двойную преемственность:

* Ближайшую — от МВАО.

* Легитимно-трансильванскую — от средневековой «Земли Секеев» [в феврале 1438 года в Трансильвании был узаконен Союз трёх наций (мадьяры, немцы-саксонцы и секеи — потомки гуннов) по совместному управлению Трансильванией].

МИД Румынии объявил Секейский край — «Местной административной единицей, не существующей в действительности и не имеющей под собой конституционного или законного основания.»

29 февраля 2012 г. депутат Европарламента Ласло Тёкеш затронул тему неблагополучной ситуации с правами человека в двух великих державах:

«Я думаю, что в коммунистическом Китае и в посткоммунистической России существует одно и то же явление — недостаток свободы вероисповедания и преследование религиозных меньшинств.» — сказал Тёкеш.

Многочисленные примеры из путинской России и маоистского Китая убеждают нас в правоте и прозорливости маститого правозащитника. Ликвидация старообрядческих поселений на Кавказе и в Сибири! Концлагеря для уйгуров и других мусульман в Синьцзяне! Усиление репрессий в Тибете! Преследования российских священников, не пожелавших одобрить агрессию против Грузии, Казахстана, Украины!!!

15 августа 2013 года лидер партии «За лучшую Венгрию» Вона Габор, выступая в летнем лагере венгерской молодёжи в румынском городе Жосень, пообещал, что его партия будет бороться за создание венгерской автономии в Трансильвании. Вона Габор поддержал идею установления над трансильванскими венграми протектората со стороны Будапешта, которую Ласло Тёкеш озвучил в обращении главе правительства Венгрии Виктору Орбану.

3 октября 2013 года я сделал следующее политическое заявление в Викиновостях:

«Трансильвания - средневековое венгерское княжество с геройской и трагической судьбой. На протяжении столетий Трансильвания была многонациональной и многоконфессиональной страной - однако, венгерский элемент (кальвинистский и католический) доминировал. Не угнетал, не господствовал над другими, но именно доминировал в политическом и культурном смысле! Румынизация Трансильвании в ХХ веке была жестоким и противоестественным процессом - особенно при кровавой диктатуре Чаушеску. Но и вплоть до наших дней справедливость в отношении трансильванских венгров не восстановлена, удовлетворения они не получили. Глубоко поддерживаю идею официального участия Венгерской республики в разрешении Трансильванского вопроса! Козубский Кирилл Эдуардович, журналист»

В марте 2016 года президент Румынии, трансильванский саксонец Клаус Йоханнис дезавуировал (под нажимом румынских шовинистов) награждение Ласло Тёкеша рыцарским орденом «За заслуги».

В марте 2018 г. в Тыргу-Муреше более 2,5 тысяч секеев вышли на манифестацию с требованием признать их автономию. На митинге выступил неутомимый Ласло Тёкеш, зачитали приветствие гости из Страны Басков. Участники митинга приняли резолюцию, где заявили о необходимости создания автономного региона «Секейский край».

Многая лета Его преосвященству Ласло Тёкешу!

За вашу и нашу свободу!