Этот город самый лучший- УФА

Елена Тимошенко-Седьмая
«Мое мнение о путешествиях кратко: путешествуя, не заезжай слишком далеко, а не то увидишь такое, что потом и забыть будет невозможно» (Даниил Хармс)
 Не случайно я взяла цитату моего любимого писателя Даниила Хармса. Путешествие - это самое лучшее, что есть в мире.  Узнавать новые города, знакомиться с новыми людьми, их традициями и бытом, культурой, что  может быть лучше?  Сейчас много рубрик и телепередач, где рассказывают, куда съездить, отдохнуть, где побывать, какие достопримечательности посетить? Но никто не расскажет, есть ли там возможность трудоустроиться, как с работой, какой народ и т.д. Страна Россия огромная, народностей много и обычаев своих и у каждого свой менталитет. Скажу сразу, статья эта не заказная, ни одна администрация из перечисленных городов мне ничего не заплатила. В каждом городе я с семьей прожила более года, достаточное время, чтобы написать обо всех прелестях и трудностях, с которыми сталкиваются местные жители и в частности, с чем столкнулись мы. Сегодня речь пойдет об Уфе. Уфа, столица Республики Башкортостан. Впервые я приехала в Уфу в 2013 году и сразу в нее влюбилась. А влюбиться, поверьте, есть за что! Снег зимой чистят. Для сравнения скажу, что в том же городе Омске, нет столько снегоуборочной техники, сколько в Уфе. Кто-то возразит, ну, конечно, это же столица. Да, согласна, это столица, осадков выпадает гораздо больше, чем в Сибири. Иногда снежный покров достигает в высоту более метра. Но в 5-6:00 утра снегоуборочные машины быстро все прочистили - и на работу все люди едут спокойно, коллапса нет из-за выпавшего снега.  Новогодняя Уфа радует своим убранством фонарей на проспекте Октября и не только. Елки на всех площадях, новогодняя столица похожа на волшебную сказку. Даже ели и березки на обочине, красиво обмотаны гирляндами и светятся разноцветными  фонариками. В каждом дворе тут есть детские площадки, горки, качели. Много строится новостроек, при этом в отличном состоянии  легендарные "восьмиэтажки" сталинской эпохи. За всеми старыми домами построек тех времен, ухаживают с особой любовью: реставрируют, красят фасады, облагораживают.  В них до сих пор проживают горожане, и эти дома пользуются популярностью не только потому, что там высокие потолки и шикарная шумоизоляция. Там, атмосфера совсем другая. Широкие добротные лестницы, большие окна. Кинотеатр "Победа", что находится в   Орджоникидзевском районе  - тоже расположился в таком удобном и роскошном здании. Конечно, эти дома стояли 100 лет и еще столько же простоят, архитектуру современного города они только украшают своей лепниной и величием на фоне остальных современных серых и убогих домишек постройки 80-2000 годов которые друг от друга то не отличить. Недаром Эльдар Рязанов снял фильм "С легким паром" - где все дома однотипные, скучные и их легко спутать между собой. Весной в Уфе распускается липа. Что такое липа, я узнала благодаря Уфе. До этого я проживала в Калачинске, Омске (Западная Сибирь). Об этих городах я тоже расскажу позже. Но о липах узнала, когда пришла весна и они распустились. По всей столице стоял невероятный, восхитительный аромат. Вдоль дорог также здесь растут яблони и груши. Весной город утопает в цветах, ароматах и зелени. Здесь вы совершенно не встретите такого дерева как тополь. Вероятно тот, кто занимался озеленением города, знал, как негативно влияет тополиный пух на аллергиков. За что ему отдельное спасибо. По обочинам дорог растут цветы. Сначала нарцисс, потом тюльпан, потом розы, анютины глазки, бархатцы и многие другие. Отцветает один цветок, высаживается другой. Город миллионник, но никому и в голову не придет срывать цветы с клумб. Это красиво, это радует глаз. Такого обилия цветов, конечно, я не видела ни в одном городе. После Омска, для меня - сибирячки это вызвало состояние шока. Я не знала, что город можно так украшать, что вдоль дороги могут расти красиво цветы и радовать глаз всех горожан и приезжих. Для меня это было открытием и диковинкой остается  до сих пор. Конечно это большая заслуга президента Республики Башкортостан, коммунальных служб по озеленению города. Вовремя высадить, ежедневно утром до восхода солнца - полить и прополоть от сорной травы. Удивлялась я не только этому - миллионный город, а кругом чистота. Нет окурков на остановках, нет фантиков от конфет, семечек и брошенных бутылок. Все деревья аккуратно подстрижены, я их называю с прическами. Прямо как в Питере, что бросается в глаза - так это ухоженные деревья, без сухих веток и разбросанной  кроны листвы. Они нигде не загораживают и не мешают пешеходу своей тенью. Идеальная чистота не только в центре  столицы, но и в Черниковке, на любом базаре, в любом уголке этого замечательного города. А все потому, что коммунальные службы начинают свою работу в 4:00-6:00 утра и на улицах чистота. Поливальные машины смоют и уберут весь сор и мусор. Вообще, народ здесь очень культурный и воспитанный. Все друг с другом здороваются, общаются, улыбаются. Очень вежливые, гостеприимные и доброжелательные. Даже в городском транспорте найдется милый собеседник, который скажет, как вам доехать,  где лучше выйти, что посетить, где покушать. Транспорт ходит хорошо, во всяком случае, в 2013 году я не знала, что такое люди на остановке и что такое бежать за автобусом. Общественный транспорт ходил, каждые 3-5 минут. Любому отъезжающего от остановки водителю автобуса, троллейбуса можно  махнуть рукой и он обязательно остановится и дождется пассажира. В автобусах есть валидаторы - для самообслуживания. Там где их нет, есть кондуктор, там, где водитель работает и за себя и за кондуктора - сбор денег за проезд осуществляется по выходу на своей остановке. В этом огромный плюс. Я спокойно вошла, села на удобное место и только при выходе, рассчиталась с водителем. Пробок на дорогах нет. У водителей общественного транспорта выделена своя полоса. Городской транспорт вас доставит в любую точку города быстрее, чем служба такси. Для сравнения - есть город Алексин (Тульская область), где транспорт ходит с интервалом в 30 минут. Войти в тот же автобус нереально, поэтому все приезжие пользуются службой такси, а местные жители имеют своих лошадок. Но про Алексин в следующий раз, а пока, город Уфа. В городе есть велодорожка. Для каждого велосипедиста выделенная отдельная полоса. По ней спокойно едут как дети, так и взрослые на самокатах и велосипедах. Очень удобно, здесь все сделано для людей, и это радует. Культура вождения водителей на высоте. Здесь всегда пропустят пешехода, никто не будет ему вслед сигналить и торопить, как это делают в Челябинке, об этом городе я тоже отдельно напишу. В городе много аптек, парикмахерских, через каждые сто метров. На одной остановке может быть 5-6 аптек, что очень удобно. Много "Пекарушек", где можно не только перекусить, но и  взять с собой разнообразные блюда. Отлично работает  магазин " Лукошко" на остановке "Спортивная". Здесь всегда свежая выпечка - пирожки, сочни, салаты, национальные учпочмак, манты,  каши, плов, лагман, чак-чак и другие вкусности и сладости. Магазин работает круглосуточно. Здесь невозможно остаться голодным, национальная кухня представляет большое разнообразие  вкусных блюд, и все они приготовлены с душой и любовью. Есть молоко, под названием "СВОЕ - Наше"  по местному телевидению идет реклама "Покупай своё, родное!" и это правильно, все свежее и натуральное. Большое разнообразие хлеба: "Уныш", "Дарницкий", "Бородинский", "Богородский", "Домашний" и т.д. Магазины реализуют свою продукцию - так "Рощинский" или "Алексеевский" продают не только молоко сметану, но и зелень, овощи, выращенные в своих тепличных хозяйствах. В сезон - здесь гораздо дешевле и вкуснее, чем в магазинах торговой сети "Магнит" или "Пятерочка". Особой популярностью пользуется магазин "Байрам" - здесь есть свои скидки, действует дисконтная карта можно купить кумыс, он утолит жажду в любую погоду,  о пользе этого продукта не стоит и говорить.  Приезжают сюда и Белорусские ярмарки. На ВДНХ - часто бывает распродажа Ивановского текстиля, есть Кыштымский трикотаж - очень качественная продукция по приемлемой цене. На остановке "Горсовет" есть парк - где скачут белки. Парк хорошо освещен и облагорожен. Есть много скамеек, туалет есть бесплатный и есть платный. Рядом  есть кофейня с кофемашиной, продажа мороженного, есть кафе, самая большая достопримечательность - шахматный клуб под открытым небом, где собираются все желающие сразиться в шашки или шахматы. Колонны в виде деревянного коня, с крытой крышей, добротное красивое здание, где в случае дождя можно спрятаться. Есть парки отдыха имени "Якутова", парк "Лесоводов", где в вольерах вас ждут медведи, дикие кабаны, овечки, лисы, еноты и другие животные. В парке "Победы", под открытым небом стоит техника времен великой отечественной войны. Здесь же горит  вечный огонь. Рядом с парком "Победы" стоит мечеть "Ляля - Тюльпан". В Уфе также  есть церкви для православных. В городе много театров, кинотеатров, музыкальных цветных фонтанов, где можно отдохнуть, послушав классическую музыку. Есть филармония,  театр оперы и балета. В 2006 году на улице Ленина установили скульптуру знаменитому певцу, обладателю легендарного баса Федору Шаляпину. Но Уфа не смогла удержать великого певца, как и сегодня не может удержать  молодежь. Окончив школу, многие уезжают  в Москву или Питер. Это круто - это возможности, - говорят мне. Я удивляюсь, зачем? Здесь есть все! Приехав в Уфу, я была удивленна наличию "колхозного рынка". В Омске он организован стихийно. На остановке "Старый Кировск" вышло несколько дачниц со своей сметаной, яблоками и все и цены бешенные. В Уфе каждый старается продать и цена в пятницу гораздо ниже, чем в выходной день. В Уфе это большой крытый рынок, где каждый колхозник  представляет свою продукцию и не платит за аренду места ничего! Потому, что продает своё, родное, выращенное своим трудом и горбом. Особой популярностью пользуются осенние медовые ярмарки. Башкортостан славится своим медом на весь мир. Липовый, цветочный, гречишный, разнотравье, степной, бортьевой - от диких пчел. В общем, разнообразие меда такое, что первые три года, я  ела  мед банками. Теперь мед в моей жизни это как само собой разумеющиеся,  лакомство которое должно обязательно быть на столе в любом случае, а не только потому, что заболел или простыл. Город не перенаселен в отличие от Москвы или Питера (про эти города я тоже расскажу). В 22:00 на улице действует комендантский час, вы не увидите ребенка одного гуляющим на улице без родителей. Много патрулей полицейских и дружинников ходят по улице. Здесь  предупреждают заранее правонарушения малолетних и несовершеннолетних. Кстати,  для сравнения в  городе Омске такого нет.
  Здесь всем хватает места, национальный состав в основном башкиры, татары, марийцы, русские, украинцы, немцы и есть евреи. На работу всех берут, я с легкостью устроилась в учебное образовательное учреждение в марте месяце. Если вы высококвалифицированный специалист, вам всегда здесь будет работа, и вас будут ценить и уважать.  Молодежь в общественном транспорте всегда уступит место пожилому человеку. Вспомнила момент, про "уважение". Есть тут клиника "Меги", где можно полностью обследоваться и полечиться. Вырвала я зуб в местной поликлинике (по прописке). Но, видимо, врач забыла мне назначить антибиотики, а  за окном 38 градусов лето, жара. И вот спустя время у меня начинается  альвеолит (сухая лунка - воспаление). Я записываюсь платно на прием в клинику "Меги" к хорошему, крутому врачу. Ожидаю в коридоре своей очереди. Дверь в кабинет врача открыта и слышно, как он беседует с предыдущим пациентом. Он выдает ему памятку по уходу за полостью рта, дает свой личный телефон, чтобы пациент смог позвонить в любое время дня и ночи. Я все это слушаю и думаю о том, какая в столице отличная медицина. Врач не хочет потерять своего клиента и даже дает свой номер, как здорово. Через несколько минут прием заканчивается и выходит иностранец, точнее, афроамериканец. Кстати, в Уфе очень много иностранцев. Все они предпочитают учиться в Нефтяном либо получить достойное образование в Медицинском университетах. Преимуществ много, здесь гораздо дешевле обучиться, чем в той же в Москве или Питере. Поэтому ничего удивительно в том, что многие из них, остаются потом на постоянное местожительство. Так ко мне ходили дети на дошкольную подготовку, их папа родом из Нигерии остался жить в Уфе и обзавелся тут семьей. Я думаю, что этот человек сделал правильный выбор, как мы, когда-то переехав в столицу Башкортостана. Но, вернемся к приему зубного врача. Я вошла, врач за 1 тысячу рублей сделал осмотр и выписал лекарства. И стал объяснять, как мне необходимы импланты и что он поставит недорого. Памятки никакой не дал по уходу за полостью рта и на вопрос, а как же номер телефона для клиента, сделал удивленное лицо. Я парировала тем, что также как гость из дальнего зарубежья хочу, чтобы и у меня был личный  лечащий врач. На что доктор мне сказал: " местным я ничего не даю, а он ведь иностранец. Что он о нас подумает?"- с тех пор, этого доктора я вычеркнула из своей жизни и поняла, насколько он некомпетентен и не дорожит своими клиентами, которые могут прийти снова, а могут и не прийти. Этот афроамериканец уедет и не вспомнит Мишу Пупкина, а вот я, местная жительница, навсегда запомню его обслуживание и внимание ко мне как к пациенту. В общем, с "Меги" любви и понимания у меня не сложилось.  Пройти медосмотр тут можно спокойно и без нервов, если нужна медицинская книжка. Для остальных анализов рекомендую клиники "Инвитро" или "КДЛ".
Чем хорош УРАЛ? Тут есть горы, кто не был в горах, тот не поймет, что такое великолепие и воздух гор. Тут есть замечательное озеро Тургояк, где каждый стремиться побывать и отдохнуть.  Ну, в конце концов, тут платят уральские 13% потому что климат на Урале, гораздо хуже, чем в Сибири. Здесь часто бывают ветра, высокая влажность, и много пасмурных дней. Поэтому Вы  будете удивлены, как много людей именно здесь ходят в очках. Клиник оптики, здесь также много, как и аптек. В Уфе есть знаменитый на всю страну центр хирурга-офтальмолога Эрнста Мулдашева. Много частных медицинских центров и  клиник семейного здоровья, есть куда обратиться со своей проблемой.
Каждый раз, уезжая из Уфы, я по ней скучаю. По чистоте улиц, по комфорту проживания, по людям внимательным, открытым, обаятельным, душевным.
Здесь обязательно у тебя спросят:
- - Хелдер нисек? - что в переводе означает "как дела"?
И я всегда отвечу: - хейбет!

Вот так вот, я обрела свой лучший и  любимый  город УФУ. Приезжайте, уфимцы всем рады, особенно гостям!
14.09.2022г.