По русски зебра, а по узбекски Ишак- Матрос

Николай Серяков
Новелла.
Автор Серяков Николай
По русски зебра, а по узбекски «Ишак – Матрос»
В декабре 1979 года войска ТуркВО вторглись в Афганистан, и началась эта жаркая и страшная афганская война, граница осталась, не прикрыта войсками и было принято решение сформировать отдельный танковый батальон на базе ТВТКУ. И как раз Гоча попал в экипаж танка механиком-водителем, где наводчиком танка был курсант Шевченко.
Попали они тогда под Термез, а участок границы, где они заняли оборонительную позицию, проходил   прям по черепашьему заповеднику. А не зря оно в песне поется – экипаж машины боевой и ничто так не сплачивает людей как переживание совместное трудностей и испытаний. Командиром танка был назначен прапорщик – Сутурин Георгий Иванович. Он был опытен и в годах. Во время подготовки Сутурин раздобыл два мешка картошки, десять килограммов лука, двадцать килограммов сухарей, буржуйку самодельную, палатку и даже ванну. Всё это погрузили на танк №334, и  с виду он был похож на какой-то большой амбар на гусеницах. И когда после марша они заняли оборонительную позицию, работа закипела. И уже через час стояла палатка и в буржуйке горели дрова, а на сковородке жарилась картошка с салом. Гоча и Алексей три дня копали танковые окопы, запасную и основную позицию. Прапорщик Сутурин и курсант Коннык долбили грунт. В ночь заступали в караул. Это в России в феврале лежит снег и холодно, а в Термезе уже наступает весна, весело поют кузнечики и летают бабочки. И черепахи ползут,  размножаются, так сказать на свадьбу, но черепахи даже не догадывались, что у них на пути стоит экипаж машины боевой. И вместо свадьбы они приползают в суп… Черепаший суп! Это такой деликатес с одним единственным недостатком, это специфический запах. Но если варить черепаший суп на костре в большом казане, что от дров немного отбивает запах. И если немного добавить специй и самое главное специальной травы – райхон, то этот суп можно назвать супом Бога. Вообще-то полевая кухня в батальоне была, но находилась она в шести километрах от позиции.Сутурин решил не гонять экипаж на приём пищи за шесть километров, а положенные продукты получили сухим пайком и всё готовили на костре. Вообще для танкиста танк это крепость и дом одновременно, кстати, пригодилась и ванна. Экипаж заливал воду в систему охлаждения, заводили движок, 15 минут работы движка и 77 литров кипятка готово. Хватало, чтобы искупаться всему экипажу, и заодно и постираться благо воды было вдоволь. Недалеко  прямо из земли били ключи, кристально чистой воды. Но через неделю понаехали проверяющие. Первым приехал замполит батальона – подполковник Подделякин. «Быт, вы товарищ прапорщик наладили, но для солдата главное не материальная, а духовная пища, почему нет боевых листов и где походная ленинская комната , где указки, где политическая карта, устроили тут курорт, ванны, черепаший суп, а про источники марксизма-ленинизма вы даже и не слышали и политинформацию вы давно не проводили» - ругался замполит.
Потом приехал начальник кафедры тактики полковник Гадючко.Он начал устраивать тревоги, приказал рыть ещё три танковых окопа. Потом всех потащили на занятия по ЗОМП (защита от оружия массового поражения) И тут курсант Шевченко отличился. И на вопрос начхима училища майораИцкевича: «Зачем надо падать во время ядерного взрыва ногами в сторону вспышки? Шевченко оригинально и просто ответил: «Чтобы видеть, куда полетели твои оторванные яйца». За эту шутку пришлось одевать ОВЗК и идти 6 км по пустыне. «Одно хорошо, что пендинки меня точно не покусают» - думал Шевченко.  Пендинки - это маленькие мошки, укус которых просто несчастье для укушенного, дело в том, что они откладывают свои личинки прямо под кожу. И кожа просто начинает гнить прямо внутри, а на лице остаются шрамы на всю жизнь, и противоядия от них нет. В апреле месяце 80го года к ним на позицию приехал егерь охранявший заповедник. Приехал вместе с командиром батальона и ещё одним проверяющим из центра.
«Что они тут творят это не люди, это варвары, всех черепах перебили, пожарили лучшие экземпляры» - кричал егерь, еле сдерживая слёзы.
« Да быть такого не может, они же комсомольцы, коммунисты должны понимать что этого делать нельзя» - оправдывался командир. Они вошли в палатку и просто остолбенели, в центре лежал огромный панцирь черепахи около метра в диаметре, наполненный до краев холодной  чистой водой. И в эту холодную ходу Сутурин опустил ноги, отдыхая после караула.
- Короче, трое суток ареста всему экипажу после того, как приедете в училище. Лично прослежу.» - сказал подполковник из штаба ТуркВО.
Потом пришёл курсант Коннык и принёс в бачках черепаший суп: «Давайте обедать черепахами приедем в училище нас все равно на губу, так хоть отъедимся, перед отсидкой». Вокруг позиции, как ни странно собирались стаи варанов, которые любили вареных черепах. Варан – это такой маленький крокодил пустыни, такая здоровая ящерица с мощной челюстью и острыми зубами. Дружба между экипажем и варанами была весьма, нужным делом. Так как вараны были врагами змей, и где были вараны, там не было змей. Ибо охотились вараны на змей даже на довольно крупных, и поэтому змеи экипаж не беспокоили. Был и ещё один персонаж, о котором стоит вспомнить это пастух Куке. Как называл его Шевченко «Куке, кое-что в руке». Он пас свои стада баранов и коз прямо в погранзоне, травы там было много, других пастухов туда не пускали, и кочевал он со своим стадом всю весну, лето и осень по низовьям реки Амударьи.
Особо ничем не заворачиваясь и ни о чём особо не переживая, на позицию где стоял танк № 334 его привела нужда. Дело в том, что у него сломался маленький бензиновый генератор на 2 киловатта. Это в кишлаке все нормально, свет есть всегда, газ, вода, правда из колодца, и удобства на улице. А в степи генератор – это и свет, и телевизор и 40 литров бензина. хватает на целый год  света и телевизор смотреть, и радио послушать.Сутурин как раз и починил ему генератор, затарахтел и начал выдавать электричество, как положено. Пастух на радостях подарил пол барана. А на вопрос прапорщика: «Ты в армии, то служил?», ответил довольно оригинально.
« Понимаешь командира, ошибка вышел, наш начальник паспортный стол, капитан Идрисов написать мой паспортам, что я девушкам и армия мене не взяли, потом в 27 лет я пришёл в военкомат, а они говорят, что уже старый. Дали военный билет и сказали идти пасти своих баранов, война начнётся, тогда мы тебя призовём обоз охранять.» - оправдывался пастух.
- Да, конечно капитан ошибку сделал, как тут не сделать за 25 баранов, два ящика водки. Голова от водки болит, и глаза бараньим жиром заплыли. – Мудро заметил прапорщик.
- Э, зачем так говоришь, мой папа 35 баранов отдал и 3 ящика водки, наш джус богатый, работящий. – Невозмутимо ответил Куке.
Вообще пустыня они кишит всякими разными гадами и тварями, укусы которых иногда бывает смертельными, это и змеи типа гюрзы и гадюки, не отстают от них и малярийные комары, и самые страшные пауки – каракурты, скорпионы и фаланги. Пастух помог решить и эту проблему пригнал трех баранов и двух коз, они за пару дней ощипали всю траву в радиусе 50 метров от танка, заодно поживились скорпионами и пауками. Куке дал верёвку из бараньей шерсти, которую натянули в траве.
- Запах барана отпугнет всех скорпионов и каракуртов, – спокойно молвил пастух. Однажды он пришёл к прапорщику с довольно идиотским предложением, чтобы тот продал ему танк.
На что Сутурин сначала рассмеялся, но потом сказал, что этот вопрос может решить генерал и что он скоро приедет к ним в гости. Потом Куке стал спрашивать, как управлять танком.
- Очень просто, садишься на танк, одеваешь говорящий шапка, и танк тебя слушается. Сказал вперед – он вперед, сказал направо – поедет направо, сказал, стой – будет стоять.
- О, какой умный машина, сразу видно военный машина, а по-казахски и по-узбекски она понимает?
- Нет, не понимает, надо специальный раций ставить, на склад ехать, получать батарейки секретные. – Ответил прапорщик Сутурин.
- А можно мне попробовать, – робко спросил Куке.
- Конечно, приходите завтра, я тебя научу на танке кататься, – заверил прапорщик.
Утром пастух приехал на ишаке вместе с младшим  сыном Ермеком. Сутурин дал команду Гоче чтобы тот сел в танк по-боевому, так что бы не было видно. Затем они сели с Куке на башню, взяв с собой подушку.
- На танке жёстко, – разумно заключил он.Сутурин надел на пастуха шлемофон, который Куке называл «говорящий шапка». Далее он, нажав нижнюю кнопку, и как говорил прапорщик, скомандовал – «Заводи». Танк зачихал, задергался и, выплюнув клубы сизого дыма, пахнущего соляркой и машинным маслом, завёлся.
- Назад танком давай, – скомандовал Куке. И танк послушно пополз назад. Младший сын Куке – Эрмек просто заорал от восторга и побежал за танком с криком, что его забыли.
- Стой, танком. Глуши мотор, – закричал пастух. Танк заглох, встал как вкопанный, Эрмек взобрался к отцу  прямо на башню танка, сел с ним на подушку и сказал отцу: «Олга!» (Вперед.)
-Нет, этот танк только по-русски понимает. – Мудро заметил Куке. Заводи и вперед быстро! – Скомандовал пастух. И танк понесся по степи как угорелый. Бараны испугались и начали жаться к кучкару (вожаку). Кататься на танке Куке и его сыну очень понравилось, но одно мешало их счастью это отсутствие генерала, который, по их мнению, должен продать им танк. Эрмек сразу после своей школы приходил на позицию, и всё ему там нравилось и солдаты, и автоматы, и конечно танк. Пастух этому не препятствовал и однажды попросил Шевченко Алексея сделать за своего сына домашнюю работу. Леха сделал за него математику и на следующий день Эрмек получил пятёрку.
Потом пастух попросил за него сделать русский и природоведение, но тут произошла промашка и Куке вызвали в школу. После вызова в школу пастух прилетел на позицию и начал ругаться на курсанта Шевченко:
- Ты что моему сыну написал. По-русски - дед мороз, а по-узбекски – колотун-ака, по-русски – снегурочка, а по-узбекски – дубак-кызым. По-русски Баба-Яга, а по-узбекски – кошмар-апа. А змей-Горыныч - по-узбекски это автоген-гюрза. Это не мой сын двойку получил, это ты. А природоведение загадки загадали. Какую траву знает и слепой? Ты написал анашу, а надо крапива. Зебра в переводе на узбекский -  это ишак-матрос. Сам, ты ишак!
Два дня Куке не появлялся на позиции, правда его сын Эрмек посмотрев фильм «Четыре танкиста и собака» привёл здорового пса казахскую овчарку размерам c телёнка и сказал: «Это будет ваша собака Шарик! Танк есть, грузин есть, а собаки нет, танкисты без собаки не бывает, я кино смотрел».
-Убери свою собаку, она не нужна. – Кричал Сутурин. Но Эрмек привязал её на длинную веревку и просто ушёл. Прикрикнув  что она не будет кусаться и зовут ее Карагоз. Пёс действительно не кусался  и службу нес вместе с экипажем. Правда Коннык называл пса Кирогаз. Но пёс не обижался и откликался, виляя своим обрубленным хвостом. Перед уходом, он спросил у прапорщика: «Когда приедет генерал?»
- Генерал приедет 20 апреля ответил Сутурин. Ты, его ко мне зови в гости, он обязательно танк продаст. – Сказал Куке.
- А зачем тебе танк нужен, а Куке? – спросил прапорщик.
- Как зачем? На нашем кишлаке есть раис(председатель колхоза) у него есть старый черный машина «Волга», а до школы где учиться его сын метров двести, он привозит его. Сын выходит,и идет с портфелем, как старый, мудрый аксакал. Все говорят вах, вах Ильхом точно раисом будет. А я приеду на танком, скажу Эрмеку иди в школу. Все скажут вах, вах Эрмек точно генералом будет. А я буду сидеть на танком и курить.»
20 апреля на позицию приехал генерал, но на самом деле это был старший прапорщик Чиппишко, зампотех третей роты. Для пущей важности он надел на танковый комбенизон, золотые парадные погоны с майорскими звездами, фуражку парадную и шитые сапоги. И они пошли вместе с Сутуриным в гости к пастуху Куке. А тот уже готовился к встрече гостей, целых три дня. Начистил зимник, купил 5 бутылок армянского коньяка, зарезал лучшего барана и конечно плов, чай, самса, лагман, шашлык и чак-чак настоящий. Вообще кто не жил на востоке, тот не видел настоящего гостеприимства, сам хозяин может жить месяцами на хлебе и воде, но гостям всегда поставит плов, лагман и шашлык. Гость он на востоке – посланник Аллаха, да и не каждый день к пастуху приходит «настоящий генерал». Эрмек встретил генерала пионерским салютом. На что прапорщик Чиппишко, как и подобает настоящему генералу сказал: «Вольно, ты пионер так сильно не напрягайся!» Долго ели вкусную шурпу, потом шашлык из баранины, и конечно начали пить коньяк пять звездочек армянский. Чиппишко сразу принял на грудь граненый стакан, 200 граммов одним махом. «Сразу видно настоящий генерал, в два раза больше прапорщика Сутурина пьёт» - подумал Куке. Пастух начал свой разговор о продаже танка: «Мне танком ваш очень нужен уважаемый генерал...» На что прапорщикЧипишко ответил: «Надо подумать тебе только один танк нужен?» Куке налил ещё один стакан. Чиппишко выпил его, как стакан воды в июльскую жару.
- Да такого генерала победить нельзя, нормальный пастух выпил стакан коньяка и сразу песни поёт и под стол падает, а этот два стакана выпил и ничего. – Сказал Куке, подумав при этом, что пора начать торговаться.
-А сколько вы хотите баранов за танк? – спросил пастух с уважением.
-Тысяча четыреста двенадцать. – Невозмутимо ответил прапорщик.
- Это очень много. – заметил Куке и начал торговаться.
Торговаться – это национальная узбекская традиция. И если вы придете на восточный базар, то процесс торговли идет ну очень эффективно. Один и тот же товар можно купить в два, а то и три раза дешевле. Умение торговаться – это искусство, передаваемое из поколения в поколение. Пастух владел этим искусством в совершенстве и налив третий стакан прапорщику: «Давайте выпьем за ваше здоровье!»
-Нет! Третий тост за погибших товарищей. – возразил Чиппишко. «Да, вот настоящий генерал.» подумал Куке. «Да, четыриста двенадцать баранов, это очень много.»  - сказал Куке, сразу забыв про тысячу баранов.
- Ладно, давай 33 барана, но самых жирных курдючных и танк ваш, но выбирать буду лично – вдруг сказал прапорщик Чипишко. Пастух обрадовался такому решению, но вида не подал. Хлопнул по руке и сказал: «Яхши!» Они погрузили 33 баранав здоровенный, военный «Урал» без номеров. И на прощание генерал, он же прапорщик: «Ну всё иди и бери танк, танк лучший в мире и храни его вечно.»
Экипаж ждал возвращения прапорщика Сутурина. Гоча залез в танк, по-боевому и снаружи было не видно. «Заводи!» - скомандовал Куке. Танк завелся, как говориться с полоборота. 
-Поехал мой зимний дом быстро! – приказал пастух. Потом когда танк встал возле зимника и привязал его к стойлу, как хорошего коня. И ушёл спать. Его сын безмерно радовался, предвкушая, как он приедет с отцом на танке в школу, и как все умрут от зависти. В 3 часа ночи танк завелся и куда-то уехал. После сытого ужина с принятием коньяка Куке спал как убитый и не проснулся когда танк завелся и уехал. А уехал танк №334 на погрузку у Уч-Кызыл. Баранов раздали офицером и прапорщикам. Время было, как говориться застойное, мясо давали по 2 кг в неделю и только в одни руки на одну семью. В принципе баранина стоила дешёво, но купить было трудно. Страна СССР была страной сплошного дефицита, и 20-30 кг баранины мяса были для каждой семьи офицеров и прапорщиков не лишними.