В. В. Розанов. Мимолётное о людях. Цитаты

Александр Сергеевич Трофимов
29.I.1915
Декартовская мерзость: «животное есть машина», а человек есть «мыслящий дух», «Cogito ergo sum», эта типичная католическая и даже вообще христианская гадость – проникает всю европейскую цивилизацию. Никакого понимания зерна, зародыша, роста, т.е. никакого понимания метода Элевзинских таинств. Никакого метода фалла, «встал», «заснул», «пробудился».
Школы должны быть не «реальные» и «классические», а их должны быть тысяча типов, удлинений, характеров, оттенков, характеристик. «Сколько ремесел, столько школ», «сколько душ – столько методов». «В каждой губернии – своя школа», даже – «в каждом селе». Точней – вся жизнь должна быть школою, мы должны вечно работать (с детства) и вместе с тем постоянно и до старости – учиться. Оттого древние и прежние государственные люди, безграмотные, были так мудры и добродетельны, и оттого в новой Европе «из школ выходят только нигилисты». А жены – флиртуют и не умеют к штанам мужа пришить пуговицы.

17.II.1915
Гении, таланты, полуталанты и просто очень прилежные люди соединены были в течение века общим качеством, что были
ПАКОСТНИКИ.
И они испакостили народную душу, народный быт...
Все 1) так хорошо писали, 2) были так учены, 3) графы, князья, профессора, поэты, журналисты ... 

13.IV.1915
...все очень умные люди эгоистичны. Талантливые – тоже. Вот почему я не очень люблю умных и талантливых тоже...
– Ну их к черту.
«Пообыкновеннее – лучше».

16.IV.1915
Пол – магическая точка...
Т.е. я хочу сказать, что ту, что в истории именовалось и именуется «магиею», это в жизни проходит магическими струйками, имеет точкою своего извода, своего исхождения – пол человека...
«Ведовство»... «Магия» то же, чту «ведовство». Между тем несомненно, что «через двери», «стены», «платье», «юбки» пол и определенные половые органы нам ведомы, с нами взаимодействуют, нас притягивают к себе, нас отталкивают. Как и о другом, о всяком соседе «открывают нечто».
Влюбление... Всякое влюбление есть «ведовство», есть и «волшебство». «Магическое очарование».
Совокупление – вполне магический акт.
Увы, та «магия», без которой всему миру скучно.

24.IV.1915 
Совокупительное прикосновение: муж и жена, «один человек» («едина плоть»), пока тянется совокупление. «Совокупление» соделывает членов более между собою близкими, нежели «отец и сын», «мать и дочь».

1.V.1915
Ленивые, ленивые, ленивые. Ленивые. Там – убиваются, а вы все почесываетесь да поворачиваетесь с боку на бок.
Ой-ой-ой – да ведь и суть русской культуры – лень. Сам же ее люблю.
Господи: но я кричу, а те молчат.

3.V.1915
...евреи уже почувствовали в себе, всего через 40 лет крадущейся борьбы, такую силу, что вслух, громко запрещают русским в России любить свое отечество.

29.V.1915
Молодежь ищет шума. Старость ищет тишины.
И шум – поэзия юношества. А тишина поэзия старости.

Любовь бывает по одной-единственной причине: что «ты – ты».
Больше ни по какой. Если по другой, то это не любовь. Это одна из тысячи теней ее (однако и они очень милы).

30.V.1915
Нужно находить великое счастье, – не великое, а величайшее, самое великое, – у себя в доме, с ближайшими людьми. Нужно любить не «ближнего», а «ближайших». И вот кто нашел силы и уменье быть счастливым только с ними, тот разрешил неразрешимую проблему счастья.

6.VI.1915
Любовь – главное. Любовь огонь. Тепло. Все. Любовь греет.
Ведь главная задача – убежать от холода. Как же мы могли возненавидеть Россию, проклять свою родину, возненавидеть «самый состав русского человека», речь его, голос, звук, дыхание.
Как смела родиться сатира. Как ей дозволяют быть. Откуда эта печать? Откуда все.
За XIX в. было рождено столько злобы, сколько не было от начала мира до XIX века. «Эпоха лакеев».
Чем их бедных обидели?
– Зачем везде цари? Нам больно.
Другой бы порадовался, что другой «в цвете»: но злому «цвет на другом» – смерть самому.
Уроды.
И оттого, что безбожники.

16.VI.1915
Хитрый, особенно хитрый, будет, напр., чрезвычайно искренен. От «скрытного» всякий сам спрячется и не доверит ему. С искренним же он войдет в дружбу: а «дружба» и есть те золотые ворота, через которые проходит и в них озолачивается всякая хитрость.

16.VI.1915
Жизнь вся полна спиритуалистических («магнетических», говорят) токов – город. улица, каждая семья. От них зависит «тяжелый дух» в городе, «тяжелый дух» у соседа, «легкий дух» – если, напр., придем к Романовым (Рцы). Здесь (сюда) отражается фальшь, изломы... Кокетство, честолюбие. От Ницше, я думаю, на 3 версты кругом был «тяжелый дух», от Серафима Саровского на 50 верст кругом лежал «легкий дух».
С этими «лучами из душ» смешиваются лучи солнца, свет луны, мерцания звезд.

25.VI.1915
Ночь – час свободы и тайн.
Господи, как хорошо. «Благодарю Тебя не за то, что Ты создал день, а за то, что Ты создал ночь».
 
1.VII.1915
Самые искусные конторщики, конечно, евреи. И реальным образом «европейское дело» подвигается к тому, что евреи разольются поверх всего «маслом», а под ними будет плескаться европейская «жижица», эти рабочие классы англосаксов, немцев, латинских рас, славян.

17.VII.1915
Господи – солнышко! Господи – роса. Господи – песенка. Любовь. Дружба. Привязанность.
«Уважаем друг друга».
Господи: за «уважаю соседа моего» – можно полжизни отдать. Ведь это такое блаженство, счастье: уважать, верить, любить.

24.VII.1915
Аппетит зла... о, как он ужасен.– Аппетит свар, злобы, раздражения. Но это еще мелочь, и из нее проистекает только обезображение быта, безобразный быт. Но ведь есть и худшие аппетиты.
Их не видал, не знаю.
Но, Господи: есть и аппетит добра.
У Серафима Саровского был аппетит добра.

5.VIII.1915
Только те люди счастливы, которые не думают о себе.
Но зато это самый прочный вид счастья.
Его не ест червь. Не попаляет огонь.

5.VIII.1915
Увидишь крест – перекрестишься.
Увидишь груди – потрогаешь.
Вот моя (и всемирная) «натуральность».

31.VIII.1915
Пока не передавят интеллигенцию – России нельзя жить.
Ее надо просто передавить.
Убить.

13.IX.1915
...есть люди какие-то вонючие. Тоскливые. Скучные. Привязывающиеся. Не отстающие. Делать ничего не умеет, а предлагает свой талант. С такими неодолимо, невольно становишься груб. А ведь грубость – грех, «нехорошо».

17.IX.1915
Зачем домовладельцу, богачу, имеющему в СПб. два пятиэтажных каменных дома, адвокату, т.е. интеллигенту, по всему этому быть ростовщиком. Но «любит», говор «предков» в крови, и он стал ростовщиком.

8.X.1915
И еще третий определенный случай я прочитал в медицинской книге. Прочитал (лет 20 назад) и вздрогнул. Тупой медик докладывает «по протоколу» (случай был уголовный), не догадываясь, к какой страшной тайне он прикоснулся. Но и у него в протокол впало словечко: «с ангельским сложением рта». О такой невинности, о которой свидетельствовали запротоколенные годы.
Теперь я в обществе, где угодно, узнаю «отмеченных» прямо по тембру голоса и глубокой, особенной чистоте и невинности лица. «Что-то выдающееся». «Не как все». Китайцы это выразили удивлением поговоркой: «Если у женщины лицо как у ангела – знайте, что это дьявол».

13.X.1915
У русских есть одно рас-пре-кра-сное качество: ЛЕНЬ — о которое они и крылышки и ручки обломают.
Разве не был с несомненной «ленцою» наш Пушкин?
А великолепный, несравненный , исключительный Крылов?

20.X.1915
Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное.
Это – РОССИЯ.
Но глупые дети все растратили. Это РУССКИЕ.

13.XI.1915
...по сему вы можете заключить, русские, как с вами будут расправляться «вообще» евреи, когда придет их власть. А она уже почти пришла. И расправятся не только в литературе, а и в деревне, около яичек, лесов, хлеба.

16.ХII.1915
Русские люди – труха.
И обращают в труху Русское царство.

19.XII.1915
Каков бы ни был поп, пьяный или трезвый, – а он меня крестил.
Вот основание ко «всякой сущей власти» относиться все-таки с уважением. Не кричать на нее, не хулиганить с ней, не подкапываться под нее.
Ибо она была до меня, в ее гимназии я выучился, да... вероятно она меня и «похоронит».
Мы слишком «промежуточные».

23.XII.1915
Принцип «экономического материализма», объясняющий весь ход истории, согласно идеям этого конторщика – Маркса...

27.XII.1915
Есть вещи, которых нельзя узнать, не достигнув старости. И есть последние вещи, которые мы узнаем только «оттуда».
...И что есть Бог и бессмертие души?
И рай и ад и наказание?
Ах, нужно бы еще здесь все это знать.

30.XII.1915
Хорошо истинно думать. Разумеется.
Но и хорошо думать потому, что «хорошо так думать».
Думанье наше отвечает и должно отвечать не одной категории: «соответствует предмету своему» («истина»), но и серии других требований. Например: здорово.
«Мне здорово так думать». Напр., мужу о жене, что она не изменяет.
«Мне спокойно так думать».
«Мне счастливо так думать».
«Я цвету, когда так думаю».
И наконец, последнее:
«Благочестиво так думать».