Воспоминания о тёте Соне. Глава 1

Рита Аксельруд
               
       Посвящается памяти Софьи Абрамовны Бубис.
        К 115-летию со дня рождения               
        Вступление
     По зелёной травке в парке бегает моя правнучка Сонечка, Софийка. Её назвали в честь моей тёти Сони, бабушки Сони, которую  очень любили мы с сестрой Любой, наши дети и наши внуки.                Она была очень доброй и чуткой, отзывчивой на чужую беду, и её любили не только в нашей семье, но все, кто её знал. Она прожила долгую жизнь. Ушла из жизни на 96-м году, и всегда была  в работе, в заботах о близких,  всегда была готова помочь,  утешить, пожалеть и понять, отдавая родным всю себя без остатка.
               
  Моё первое воспоминание о тёте, когда мне три года, а моей сестричке Любе всего три месяца. Тётя выкатывает во двор  большую белую деревянную коляску, а потом выносит из дома закутанную в одеяло Любочку. Мы втроём  направляемся  в Дом ребёнка на нашей улице Садовой к маме, чтобы она покормила сестричку. Мама работает врачом в Доме ребёнка и должна была придти домой, но задержалась, а Любочка плачет голодная. У тёти сегодня нет уроков, она свободна, и сейчас быстро катит коляску, а я еле поспеваю за ней.   

  Мы живём все вместе: мама, папа, тётя Соня – папина сестра, бабушка и дедушка – папины родители – и мы с Любой. У нас две большие комнаты в доме №10 на улице Садовой. В этом доме живут и наши соседи. Наше крыльцо смотрит на запад, а окна комнат – на юг. Есть ещё коридор с земляным полом. Он полутёмный, потому что два его окна заложены кирпичами до самых форточек. Совсем недавно окончилась война, а в этом доме раньше был детский дом. Папа, как и мама, - детский врач. Он заведует Домом ребёнка, где находятся маленькие дети-сироты. Поэтому ему дали квартиру на той же улице.

   А тётя Соня – учительница. Она работает в школе №4 ( мы говорим- в четвёртой школе), где преподаёт биологию и химию. Каждое утро она спешит на работу, а бабушка выглядывает в окно и кричит ей вдогонку: «Соня, не задерживайся!».

  У тёти много знакомых в городе. Иногда она идёт в галантерейный магазин за нитками или спицами для вязания и говорит: - Иду к Аннете.  Мне нравится это необычное имя Аннета и тоже хочется пойти туда. И вот я иду  по тропинке между двумя огородами. Слева и справа от меня высокие стебли кукурузы с толстыми зелёными початками. Июльское солнце ещё не очень высоко. Никто не видел, как я ушла. Дедушка на заводе, тётя в школе, мама и папа на работе в Доме ребёнка. Любочка спит в своей синей кроватке за сеткой. А бабушка готовит обед у плиты.  Это моё первое самостоятельное путешествие в большой мир.

  Заканчиваются наши огороды. Впереди виднеется чужой дом и забор из проволоки. Куда идти дальше, я не знаю, но всё же смело шагаю. Навстречу идёт незнакомая женщина и спрашивает меня:
- Девочка, куда ты идёшь?
- Я иду к Аннете.
- А дома знают, что ты ушла?
- Нет. Дома бабушка, но я ей не сказала.
- Пойдём, скажем ей! Нельзя такой маленькой девочке гулять одной!
Женщина берёт меня за руку и ведёт домой. Мне очень обидно. Наверное, тогда, в три с половиной года, я впервые задумалась о том, что взрослым хорошо – они могут идти без спросу, куда хотят.   
   Но что трёхлетний ребёнок знает о жизни взрослых?!
А у взрослых жизнь была очень даже трудной.
                Глава 1.
   Моя тётя Соня родилась в сентябре 1907 года в городе Балта  на севере Одесской области. Её отец – мой дедушка Абрам – тогда был, как сейчас сказали бы, частным предпринимателем. У него в доме была мастерская по производству мебели. Там работал ещё один рабочий. Все станки дедушка собирал и налаживал сам. Бабушка Ева  в детстве окончила русскую гимназию, много читала, выйдя замуж ,  не работала, вела домашнее хозяйство.  Она была хорошей хозяйкой, умела вкусно готовить, печь, варить варенье и повидло, а также шить и вязать. Всему этому она с раннего детства учила и свою дочку Соню.

  Тётя рассказывала мне , что первый свой хлеб она испекла в 8 лет.
    Когда Соне исполнилось шесть лет, у неё появился братик Боря, мой будущий папа.  Он рос очень болезненным, его часто возили в Одессу к врачам, и Соня оставалась дома  главной хозяйкой. Она готовила обед, занималась уборкой и стиркой и рано научилась всему, не боялась никогда никакой работы.  Жили они на квартире в доме  богатой помещицы Ковалёвой  Марии Протасовны на Русской улице. 
 
   Потом была революция, гражданская война, погромы, банды петлюровцев, от которых надо было прятаться в погребах и много страдать. Об этом времени тётя не любила вспоминать, говорила как-то вскользь, со вздохом.
  До революции Соня успела поучиться в женской гимназии, к которой её
подготовила мама.  А позже Соня окончила Балтскую профтехшколу, где
 давали основательные знания по всем предметам, включая русский и
 украинский язык,  химию и физику. Она всегда писала очень грамотно, и
 почерк был прекрасный.

  За несколько лет до Великой Отечественной войны Соня окончила
Тираспольский педагогический институт и стала преподавать в Балте
биологию и химию. Она была очень хорошей учительницей – знающей,
любящей детей – и пользовалась уважением среди учеников и коллег.
 В 1954 году её наградили орденом «Знак почёта». Но это было потом.
 А в 1941 году грянула страшная война. Соня жила с родителями. Надо было
что-то решать, куда-то уезжать от фашистов. Но пока раздумывали, фронт
 приближался. Наконец, Соня с родителями двинулись в путь пешком, толкая
 тележку с узлами, по главной улице на восток, вместе с другими беженцами.
 Они проходили через  сёла в сторону Николаева, но успели дойти только до
 села Гольма. Там им навстречу уже ехали на мотоциклах гогочущие от смеха
 фашисты. Пришлось возвращаться в Балту  и перенести все ужасы балтского
 гетто.

  Через много лет тётя повела меня на Больничную улицу недалеко от второй
 больницы и показала длинный одноэтажный дом, в котором они провели
 без малого три года. Весь район гетто был оцеплен колючей проволокой.
 Молодых ребят гоняли на работы. Все жили в ужасной скученности и страхе.
 За колючую проволоку в первые месяцы войны сгоняли евреев из других
 городов и сёл Украины и  Молдавии. Так к ним попали родственники из
 города Сороки – целая семья. Они были оборванные, голодные и
 завшивленные.

   Соня мужественно боролась со вшами – доставала где-то
 керосин, мыло, воду, еду и лекарства для больной старухи. Эти люди,
 спасённые Соней, всегда помнили о ней с благодарностью,  переписывались
 всю жизнь и даже приглашали на свадьбу к младшей из спасённых.
  Даже трудно представить, что им всем пришлось пережить в гетто. Бабушка
 Ева и Соня целыми днями вязали  шерстяные платки.
Овечью и козью шерсть приносили крестьяне из соседних сёл, а за готовые
 платки платили продуктами. Так и выживали.

    Повезло выжить ещё и потому,что в Балте стояли румынские, а не немецкие войска. Румыны не были такими жестокими, за сало и яйца могли пропустить к проволочному ограждению женщин-крестьянок, а те передавали продукты несчастным
 узникам гетто.
 
   Наконец  29 марта 1944 года Балту освободили наши войска.   Узники гетто
 вышли на волю со слезами радости на глазах. Они были измучены пленом,
 слабы от недоедания, но многие были готовы помогать бойцам Красной
 армии, чтобы приблизить победу.
Соня и другие девушки согласились помочь нести снаряды в сторону
 Котовска, где ещё предстояли бои. Представляю, как тяжело это было!
 
      Конец марта, только сошёл снег, сыро, холодно. Под ногами, обутыми в
 старые калоши, чавкает грязь. А снаряд от пушки весит немало, но надо
 идти в Котовск, а это 25 километров, и  тащить тяжёлый снаряд  из
 последних сил. Молодой солдат  пожалел Соню и предложил:
- Давай я понесу снаряд, а ты неси мой вещмешок! Так и дошли до
 пригорода Котовска. А до победы было ещё больше года.