Дурашка

Геннадий Леликов
         Рассветная зорька ещё только начала еле прокрадываться меж домами Подмосковного Загорска. Валентину Серикову, чубатому крепышу ещё так хотелось поспать.
-Алла, что ты всю ночь ворочаешься и мне спать не даёшь?
-Да мне, Валя, что-то нездоровится, внутри всё будто огнём горит.
-Давай-ка с утра пойдем к врачу. Сергея с Сашкой будить не станем, пускай поспят ещё.Сергей старший приглядит за младшим, на него можно надеяться.
     Долго обследовали его жену.От терапевта- к хирургу, от хирурга, - на МРТ, потом на ЭКГ полдня потратили.
       Вышел эндокринолог:» Вы, Алла Николаевна, вот здесь присядьте на диван, а ваш супруг пускай зайдёт ко мне.
-Вашей жене всего 33 года- возраст Христа, а её хоть снимай с креста. Откуда столько патологий? У вас дети есть?
-Два сына.
-Ну и славно! Вам придётся нелегко их поднимать одному.
Валентин испуганно вскинул густые чёрные брови!
-Вы жене не говорите и будьте поаккуратнее, ей осталось жить недолго…
-Валек! Что это ты такой бледный? Что сказал врач?
-Да ничего страшного, лечиться надо!
И действительно, для Аллы, этой хрупкой худенькой брюнетки, начались нелёгкие дни различных процедур и «скитания» из. одной больницы в другую в невозможности определить диагноз.
         Сашу определили в детский сад на целую неделю.
Родители забирали его домой только на субботу и воскресенье...
     Дети быстро росли, стали оба школьниками.
     Братья были разными по характеру: Сергей-спокойный, деловой, рассудительный. Саша на семь лет моложе, неусидчивый- ему всегда чего-то не хватало.
О таких говорят, что у них шило в одном месте: любопытный, любознательный, старающийся всё попробовать, постигнуть, . До всего-то ему бы дело.
     Где он раздобыл порох,-неизвестно, однако начал с балкона запускать ракеты-фейерверки, пугая родителей и соседей.
     Больше тяготел к химическим опытам, изучал техническую литературу, устройство ракетных двигателей, чтобы научиться изготавливать подобное.
На лето Сашу отправляли в пионерский лагерь, где читал французских классиков литертуры: Дюма, Мопассана, Конн Дойля и др.Содержание книг после отбоя увлечённо пересказывал друзьям.
     Когда приезжал домой, то опять принимался за новые опыты.
     Купил селитру, серу, активированный уголь. Нарушив технику безопасности, в ванной произошёл взрыв такой силы, от которого вырвало дверь, стены задрожали, посыпались стёкла.
Сам вызвал скорую.Однако самому экспериментатору досталось не так сильно. Руками он успел закрыть лицо и зажмуриться.Обгорели волосы и получил ожог рук…
-Валек!. Так кратко называла Алла своего мужа.
-Надо Сашку как можно скорее определить в Дом пионеров, в какой-нибудь кружок, а то он нашу квартиру скоро взорвёт или сожжет своими опытами…
Отец сходил в Дом пионеров, записал сына в разные кружки.
-Сразу же его посадил на занятия!
-В какой же, поинтересовалась жена?
-Аж в шесть разных, чтобы личного времени у него не оставалось на свои проделки!..
    Саше нравилось заниматься в кружках. Теперь он увлёкся моделированием, готовил планеры и модели самолётов для воздушного боя, которые развивали скорость до 160 километров в час.К одному привязывал бумажную двухметровую ленту, и, чтобы второй планер своим винтом отрезал эту ленту у другого, и как можно короче.
    Талантливого и смышлёного,Серикова заметили на соревнованиях, и директор клуба Юных техников переманил к себе, где Саше больше нравилось заниматься моделированием, чем во Дворце пионеров.Но поначалу колебался, думая: «Где найдёшь, где потеряешь, ещё неизвестно».
    Много читал различной литературы и совершенствовал эксперименты
Чуть позже увлёкся моделями ракет и по чертежам журнала «Наука и жизнь» сконструировал копию американского космического корабля «Шатл».
    Чтобы получить много дыма, использовал старую выброшенную киноленту.
    Казалось, предела его увлечениям не было конца.Он бросался из одной области знаний в другую.
-Сериков! -к директору, крикнул кто-то из кружковцев с крыльца клуба, когда тот уже направлялся домой.
-Директором был нестрогий, но человек,хорошо разбирающийся в новинках технической мысли.
    -Вот что, Сериков, мне кажется, что ты идёшь верной дорогой и со временем можешь вырасти в большого учёного. Только впереди ещё надо много учиться и много трудиться.Учение- путь к умению. Мало что-то изобрести, важно, чтоб кто-то это признал.
Вот пришло к нам письмо из института МАИ, там интересуются такими, как ты. По всей стране разослали такие письма, ищут талантливых и любознательных. Тебе повезло, что живёшь ближе к Москве, будешь и ближе к научному миру. Скоро декан Дубинин пригласит на беседу.
     В аудитории института собралось девчонок и мальчишек от 7-го по 9-й классы человек 130 со всей области.
-Ну что, Дурашки,-начал свою речь учёный,-озорничаете своими изобретениями. Секретарь сейчас вас всех перепишет пофамильно, где живёте и чем занимаетесь, и будете под моим присмотром идти вперёд в учёбе и пополнении знаний.
Кот не перестаёт ловить мышей даже после изобретения мышеловки. Надо, чтобы ваши знания помогали людям двигать вперёд прогресс.Это одно. Другое- сейчас вы получите 200 вопросов, на которые надо ответить за четыре часа.
Кто быстрее и правильнее сумеет справиться с заданием, того и приму в свою группу для дальнейшей совместной работы.
    Серикову мысли научного работника понравились, к тому же он успешно ответил на большее количество вопросов. Этого было достаточно, чтобы в будущем можно было без экзаменов поступить в институт, но предстояло сначала успешно окончить школу, где большое внимание уделялось профориентации. С восьмого класса мальчики ходили в подшефный завод, проходили практику на токарных станках.
    После окончания практики Александру Серикову присвоили второй разряд токаря.
После окончания школы, поступал в МАИ на дневное отделение в шестой факультет (двигатели летательных аппаратов), но по зрению не прошёл.
    -Иду по коридору, вспоминает он,-грустный и подавленный.
Слышу: «Ну что, Дурашка, поступил?»
-Нет,-отвечаю.
-Ну сейчас что-нибудь придумаем.Можно в Королёв, можно в Долгопрудный на вечернее отделение. Поступаешь в ПТУ при заводе. С восьми до обеда учишься плюс практика, а вечером в Подлипках занятия. Сорок рублей стипендия, плюс тридцать рублей за отличную учёбу.
    Работая на заводе, Сериков, как лучший токарь занял в конкурсе «Лучший по профессии» первое место по городу Королёв.
     В научном журнале узнал, что один токарь-инструментальщик из куска металла выточил в кубике несколько кубиков.Перелистал научные журналы и повторил достижение станочника…
     Осень ворожила в садах и аллеях, расстилала яркий ситец повсюду, где играла с ветерком в догонялки. Сашка Сериков-местный красавец с высокой чёрной шевелюрой шагал по аллее гордый и возвышенный.
-Как дела, Дурашка,-неожиданно услышал за спиной знакомый голос
-Да вот собираюсь в армию!
-Есть предложение: будешь служить, а учиться- в вечернее время.
Да нет, повестку получил, значит, пойду служить вместе с ребятами из ПТУ. Попадаем пятеро в одну роту.
Однако он и в армии был на особом учёте.Уже в конце службы пришло письмо на имя командира части, с просьбой прислать характеристику на солдата Серикова Александра Валентиновича.
Филиал МАИ брал на себя обязательство трудоустраивать одарённых.
     После возвращения из Вооружённых сил, дома его ждало письмо: «Мы своих не бросаем, Вы будете под отеческим крылом. Поможем поступить в институт и подыскать работу.Надо учиться! Мы хотим видеть Ваш рост и совершенство!»
               
                Команда В.С.Дубинина.
ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА
 с  Дубининым Владимиром Сергеевичем.

    Сериков сдавал семестр.
На экзамене раздали билеты.
Работу выполнил быстро. Споро решил задачу, и мысли гуляли по потолку. Неожиданно почувствовал, соседка сигнализирует, что не может решить задачу. Помог одной, другой. Преподаватель заметила и расссадила всех подальше, но он и здесь умудрился помогать. Его выставили за дверь.
В коридоре встретился с профессором:
-Ну что, Дурашка, опять проблемы?
Выложил ему, как было.
-Идём со мной!
Подошёл к экзаменаторше, о чём-то перекинулся парой фраз. Ему разрешили пересдать экзамен, и всё вошло в колею.
   А потом события перевернули жизнь Александра Серикова неожиданным образом: встретил девушку, женился, родился сын, и карьера будущего учёного так и не состоялась.
Не раз сокрушался наш герой, что не удалось воплотить свои мечты, прокручивал в своей памяти яркие страницы юности, превращая уменьшительно-ласкательное имя "Дурашка" Дубинина, которое он давал всем начинающим талантам, в настоящее полноценное русское.
Лодка молодого учёного разбилась о быт,
А вот мать Саши проживёт долго.
Ошиблись медики.