Память сердца Kuruwinda гл. 82

Анна Магасумова
Маленькое чёрное платье от Коко Шанель, как образ жизни

"В маленьком чёрном платье нельзя выглядеть слишком шикарно или слишком скромно"
(Карл Лагерфельд)

  О Коко Шанель (1) написано много, но основные факты из её биографии так и остаются тайной. Возможно, так и должно быть. Эта легендарная женщина, икона стиля  -  гораздо большее, чем её сумочки с золотыми цепочками, фирменный аромат и остроумные замечания. (2) Жизнь Коко Шанель -  это почти сказочная история превращения из бедной девочки - сиротки в великую женщину.
   Настоящее имя, которое было дано ей при рождении, -  Габриэль Бонёр Шанель. Она родилась 19 августа 1883 года на западе Франции, в маленьком французском городе Сомюр,  в приюте для бедных. Здесь, в благотворительной больнице Сестёр Провидения, прачкой  работала Эжени Жанна Деволь, мать новорождённой.
  Эжени и Альбер Шанель не были официально женаты. Альбер торговал в ярмарочной палатке рабочей одеждой и нижним бельём, поэтому постоянно переезжал с места на место. Эжени Жанна или просто Жанна,  была  из небогатого рода. Её отец трудился сельским плотником.
  Габриэль была второй дочерью в семье Шанель. Имя девочке дали в честь медсестры, принимавшей роды. Старшая сестра Жюли родилась менее чем за год до неё.
 При рождении фамилия Габриэль была внесена в официальный реестр как "Chasnel". Жанна испытывала серьёзное недомогание и не могла присутствовать на этой регистрации, а Альбер был отмечен в реестре как "путешествующий". Из-за отсутствия обоих родителей и была допущена эта ошибка.
  Впоследствии Габриэль Шанель  не стала исправлять эту ошибку, поскольку юридическая процедура по её исправлению в свидетельстве о рождении  сделала бы общеизвестным тот факт, что она родилась в приюте для бедных.
"Большинство людей рождаются в таком месте, которое им совершенно не подходит…"
(Макс Фрай)
  В 1884 году Альбер Шанель всё-таки женился на Жанне Деволь. Его убедили это сделать её родственники, собрав приданое, которым остался  доволен жених.
  Семья Шанель ютилась в крайне плохих жилищных условиях в тесной однокомнатной квартире в городе Брив-ла-Гайард, на юге Франции.
Кроме Жюли и Габриэль у супругов Шанель родились ещё четверо детей: Альфонс (1885), Антуанетта (1887), Люсьен и Огюстен. Огюстен умер в возрасте шести месяцев.
 Последние роды были настолько тяжёлыми, что  во время них 32 -х летняя Жанна умерла. Габриэль на тот момент исполнилось одиннадцать лет.
  Сначала дети были на попечении родственников, а затем Альбер отправил двух своих сыновей работать в деревню. Дочерей определил в приют при Обазинском аббатстве.
   Обазинское аббатство  - цистерцианский монастырь во французской коммуне Обазин. Аббатство основано около 1134 года, закрыто в 1791 году во время Великой французской революции. С 1840 года входит в число исторических памятников Франции. Расположено примерно в 12 км восточнее города Брив-ла-Гайард.
 Во второй половине XIX -  первой половине XX века здесь располагалась женская община конгрегации (монашества) сестёр Святого Сердца Марии.  Сёстры заботилась о  брошенных и осиротевших девочках. Отца дети больше не видели.
  Жизнь в приюте  была унылой, суровой, со строгой дисциплиной. В этой обстановке подрастающая  Габриэль мечтала стать совсем другой - яркой, свободной, особенной. Она  твёрдо решила сделать всё возможное, чтобы вырваться из нищеты, занять своё место  в высших кругах.  Девушка научилась шить. Это и способствовало её будущему успеху.
  Габриэль никогда не будет вспоминать о своих детских годах, проведённых в сиротском приюте. Более того, она приложит все усилия, чтобы навсегда вычеркнуть эти жуткие воспоминания о бедном детстве из своей памяти. В сентиментальной и не очень правдивой биографии Габриэль сочинит историю о богатом отце - виноделе. Хотя, ничего необычного в том, что отец - лавочник, не было. Ведь она, разумеется, читала сказку о Золушке, как простая девушка вышла замуж за принца. 
"Забудь плохое, хорошее ты помни,
И береги что есть, цени и дорожи"
(Юлия Ландеу)
   Когда Габриэль Шанель исполнилось 18 лет, по приютской рекомендации она начала работать помощником продавца в небольшом магазинчике одежды. В свободное время, чтобы накопить хоть немного денег, девушка подрабатывала в кабаре "Ротонда". Она танцевала и пела свои любимые песни "Ko Ko Ri Ko" и "Qui qu’a vu Coco"/"Кто видел Коко".
"Ко-ко! Ко-ко!" -  прозвище, которое закрепится за ней на всю жизнь, скандировали поклонники мадемуазель - гарнизонные офицеры.
"Ты ничего не добьешься, ты поёшь, словно винтовка стреляет", - заявил самый откровенный их них.
  Это был кавалерийский офицер Этьен Бальзан (3) - наследник огромного состояния семьи, владевшей текстильной фабрикой, на которой служили полторы тысячи рабочих, страстный любитель лошадей. Срок его службы подходил к концу, и в 1904 году он покупает роскошное имение Руалье, принадлежавшее вдове тренера лошадей.      Бальзан лелеет дерзновенные мечты: участие в знаменитом Большом Национальном стипль-чезе в Ливерпуле. (4) Амбициозный юноша!
 Этьен был старше Коко на пять лет.  Несмотря на придирки в её сторону, девушка ему очень понравилась и он пригласил Коко на конную  тренировку в поместье.  В своих мемуарах Шанель  так описывает эту встречу:
"Какая чудесная жизнь! - вздохнула я.
- Я веду такую жизнь круглый год, - ответил Этьен. - Если хотите, она станет и вашей".
   Коко согласилась  переехать к нему. Сон до полудня, чтение бульварных романов. Ни в ком ещё не встречал Бальзан такой лени, как в Коко в первое время её пребывания в Руалье. (5) А Габриэль просто наслаждалась ничегонеделанием.
"Доброта и ум - свойства старости. В двадцать лет женщине куда интересней быть бессердечной и легкомысленной"
(Рэй Брэдбери)
  Приятели Бальзана и их любовницы, которые гостили здесь, помешаны на лошадях.  Коко, наблюдавшая за ними решила:
"Коль скоро смысл жизни местной элиты - верховая езда, стоит освоить её в совершенстве".
   В первый раз вскарабкавшись в седло, она так вцепилась в несчастное животное, что лошадь с места ринулась в галоп, вызвав хохот окружающих.
"Хватит строить из себя клоуна!" -  рассвирепел Этьен.
  Он часто выражал своё недовольство, но позднее  признает Коко перспективной всадницей. Наставления Бальзана она будет помнить даже полстолетия спустя:
"Когда скачешь в дождь, закрывай один глаз! Если залепит лицо грязью, останется, чем смотреть на дорогу…"
Или:
"Представь, будто держишь в руках фарфор и не можешь ни за что схватиться".
  Они  часами катались в Компьенском лесу. Здесь Габриэль чувствовала себя легко и свободно. Уже в преклонном возрасте Шанель признавалась:
"Если бы мне принесли оттуда хотя бы веточку, я бы тут же узнала её по запаху".
  Впрочем, больше всего ей  запомнилась верховая охота в По: старинный замок с шестью башнями, снежные вершины Пиренеев, кипящие горные потоки.
"Лошади с самого утра топтались вокруг Королевской площади. Я и сейчас слышу цокот копыт по мостовой", - вспоминала Коко
  Да...ностальгия по беззаботной  молодости. Первый роман.
"Не говорите "прекраснейший" роман. Скажите лучше "первый"
(Оскар Уальд)
  Лошади Бальзана выступали повсюду. Компьен, Шантийи, Лоншан, Венсенн, Мезон-Лафите, Трембле, Отейле, Сен-Клу, Довилль, Ницца… Посещение ипподрома - настоящий праздник для Шанель. И не только.  Складываются её представления о моде. Она задумывается о собственном стиле, наблюдая иронично описанные в "Портретах-воспоминаниях"  знаменитого поэта Жана Кокто (6) "доспехи, латы, железные ошейники, футляры! Китовый ус, петлицы, наплечники, наколенники, набедренники, наладонники, корсажи, недоуздки из жемчугов, букли из перьев, перевязи из атласа, бархата и драгоценных камней и самые настоящие кольчуги! Ох уж эти рыцари из тюля, лучей и ресниц, священные скарабеи, украшенные клешнями из спаржи, самураи в соболях и горностаях, кирасиры наслаждений, чуть свет кличущие могучих служанок, чтобы те помогали им расфуфыриться! И затем предстают перед очами своих повелителей, точно жемчужины, не способные найти выхода из собственных раковин!.. Идея раздеть одну из подобных дам явится дорогостоящим предприятием". (7)
  Из-за отсутствия денег Шанель вынуждена импровизировать - чтобы не походить на барышень полусвета, но и не выглядеть "как калмык" -  сравнение нередкое в устах окружающих из-за худобы Шанель: то, что подошло бы пышнотелой даме, висело на ней мешком. (8)
  Габриэль нередко видели на трибунах в  позаимствованных у Этьена мужских рубашках с лощёным воротником, при галстуке. Это  публику одновременно  и шокировало, и восхищало.
  Шанель на дух не переносила ассиметричные платья-амазонки, женские сёдла и ездила  верхом по-мужски. Кожаные сапоги и бриджи юной девушке не по карману. Мысль просить денег у покровителя приводила в ужас. Она не хочет быть содержанкой. Одолжив у конюха пару брюк, казавшихся ей особенно элегантными, Коко заказывает такие же недорогому портному.
"Дамам это не к лицу!" -  злится тот, но за работу берётся.
   Сама Габриэль шьёт себе и подружкам маленькие круглые канотье, перехваченные узкими лентами из плотной шелковой ткани.
   Канотье -  французская соломенная шляпа жёсткой формы с цилиндрической тульёй и прямыми, довольно узкими полями. Впервые её стали носить в 1890-1900-е годы молодые люди, увлекавшиеся греблей, и гондольеры, чтобы защититься от солнца.
   Подружки примеряют шляпки  с восхищением, но добавляют своё: втыкают перья, а сверху, для пущей схожести с гнездом, кладут маленькие яички.
"Что за "круглые пироги" на головах?", - думает Шанель, когда видит на скачках особ из высшего света. -" В  моде настало время перемен. И мне представилась возможность профессионально состояться".
  Коко 25 лет. Её не устраивает должность стареющей кокотки. К тому же,  будучи на содержании у Бальзана, Шанель часто терпела от него унизительные выпады и начала понимать, что он не питает к ней ни любви, ни уважения. Но уходить от него девушка не спешила, поскольку разглядела возможности начать собственное дело -  она делает  первые шаги в мире моды, создавая шляпки для знакомых Этьена.(9)
 Будучи увлечённым только единственной страстью - лошадьми, богатый офицер только насмехался над трудами Шанель, считая её усилия обычным женским капризом. Эти насмешки делали Габриэль несчастной, и она теряла веру в себя.
   Когда к Бальзану приехал его друг - английский предприниматель Артур Кейпел (10), всё изменилось. О его происхождении говорили разное:  то как о  внебрачном  сыне знаменитого банкира, то как о незаконном отпрыске Эдуарда VIII.
 Несмотря на тайну происхождения, Кэйпел вращался в высшем свете, и сразу обратил внимание на Габриэль, совсем  непохожую на других женщин в его окружении.
  От человека с тонким деловым чутьем не ускользнула целеустремленность и талант привлекательной девушки. Сам того не подозревая, он вселил в Шанель былую уверенность в себе и поддержал все её мечты.
  Габриэль  уговаривает Бальзана отдать  под мастерскую свою холостяцкую квартиру. Это  три комнаты на первом этаже дома номер 160 по бульвару Малешерб.А в ста пятидесяти метрах, в доме 138 жил Кэйпел. В отличие от Этьена, который постоянно насмехался над увлеченностью девушки модой, Артур, которого все звали Боем, восхищался упорством Габриэль. Именно её сила духа и целеустремленность покорили бывалого сердцееда, и он влюбился в неё, сам того не желая. Его чувства оказались взаимными.
  Коко, презирающая любовь, отдала своё сердце богатому предпринимателю и не скрывала своих чувств. 
  Эта любовь возвысила простую девушку до недостижимых высот, а также сделала  её той, которую знает теперь весь мир - законодательницей непревзойдённого стиля, шарма и утончённого вкуса. И если бы не эта любовь, возможно, незаметная Габриэль Бонёр Шанель так бы и осталась обычной портнихой в одном из многочисленных швейных мастерских. Часто со знатными дамами заключали брак по расчету, а такие, как Габриэль, становились содержанками богатых господ.
 Роман с Кейпелом начался в 1909 году.
Коко и Артур  проводили время на модных курортах, таких как Довиль.
   Deauville (Довиль) - с XIX  века  роскошный курорт для высшего света со всего мира. Один из самых престижных морских курортов во Франции, с его гонками, портом, виллами, казино, роскошными отелями и широкими песчаными пляжами. Будучи самым близким от Парижа морским курортом, Довиль и окрестности получили название Cоte Fleurie (Цветочный берег). Это излюбленное место французского высшего общества. 
"Сказочное счастье - лежать, ни о чём не думать"
(Эрих Мария Ремарк)
  С помощью Артура Кэйпела в 1910 году Коко  смогла  открыть свой собственный шляпный магазин в Париже - он до сих пор находится напротив отеля "Ритц" на улице Камбон, дом 31. Сегодня это поистине историческое место, а в честь адреса 31 Rue Cambon модный дом даже назвал линию сумок и парфюм. Апартаменты Chanel занимают четыре этажа: первый -  магазин, на втором находятся примерочные, на третьем располагалась квартира Коко Шанель, а на четвертом - её мастерская. Соединяет этажи зеркальная лестница.
  Кэйпел финансировал магазин Шанель и способствовал созданию ею своего собственного стиля одежды. В первую очередь  блейзеры* Артура  вдохновили её на создание модного образа от Шанель.
*блейзер  (англ. blazer) - мужской или женский свободного покроя пиджак (чаще из тонкого сукна или габардина) с накладными карманами.
  В период после Первой мировой войны Коко Шанель  ввела в моду собственный стиль, способствовавший упрощению женского костюма, для которого свойственно заимствование элементов традиционного мужского гардероба и следование принципу "роскошной простоты" (le luxe de la simplicit;). Этот стиль заменил раннее доминировавший "корсетный силуэт" в женской моде.
"Можно привыкнуть к некрасивой внешности, но к небрежности - никогда"
(Коко Шанель)
   По иронии судьбы, разгоревшаяся между самыми близкими людьми страсть открыла глаза Этьену де Бальзану, и он понял, что влюблен. Чтобы удержать Коко, офицер принимает решение жениться на ней. И, казалось, для Коко открывается дверь в высший свет, но, понимая, что не сможет жить в таком браке, не имея возможности видеть Боя, Шанель отвергает предложение Этьена.
  Но и за Кейпела выйти замуж ей не удаётся. Артур решает жениться на англичанке знатного происхождения, чтобы укрепить своё положение в обществе. Это разбивает сердце Габриэль, и она полностью уходит в работу, не прекращая любить Боя.
  Кейпела продолжает поддерживать гордую француженку. Их связь продолжалась девять лет.
 Уже став финансово независимой, Шанель скажет женатому Бою горькие слова:
"Тебе надо было бы просто подождать, пока я стану известной, и мы были бы счастливы".
 На что Артур ответил ей:
"А разве мы несчастны?"
 И, действительно, их любовь дарила им счастье. Бой и Коко не переставали встречаться даже после его женитьбы, и каждое их свидание придавало обоим сил и огромное наслаждение обществом друг друга.
  Но привычную жизнь разрушает ужасный поворот судьбы: Коко получает известие о том, что Бой трагически погиб в автокатастрофе, отправляясь в Канны на рождественские праздники 1919 года к молодой жене.
   Амбиции не позволили ему жениться на Коко, но именно Кейпелу обязана она не только своим становлением как кутюрье, но и вхождением в богемную среду.
"Перейти уверенно в направлении своей мечты. Живите той жизнью, о которой вы всегда мечтали"
(Генри Дэвид Торо)
  Гибель любимого разбивает сердце Шанель навсегда. На смену радости приходит огромная тоска по утраченной любви. Именно в это время свет увидел легендарное чёрное платье, которое безутешная Габриэль создала, находясь в трауре по возлюбленному.
  Чуть позже Шанель создаст и духи Coco Noir, которые тоже будут посвящены этому тяжелому периоду её жизни. Именно смерть Боя заставляет Коко полностью окунуться в работу и закрыть своё сердце от других навсегда.
   Конечно, у неё будут, позже, отношения с другими мужчинами. Но всё это - мимолетные увлечения, которые проходят мимо, не цепляя чувств гордой Габриэль.
 Она не верила в любовь до встречи с Боем. Она поверила в любовь, повстречавшись с ним, и смогла стать счастливой вопреки всему. Шанель смогла покорить не одно достойное мужское сердце, но своё больше не отдала никому.
  Не смотря на то, что она мечтала о замужестве, потеряв свою любовь, замуж  так и не вышла никогда.
  Скромная "сиротка" из Обазена, как её назовут в высшем обществе, отвергнет предложение о замужестве герцога Вестминстерского. Журналисты припишут ей грубоватые слова:
"Он мог бы хоть трёх женщин сделать герцогинями Вестминстерскими, но ни одной - Коко Шанель!"
Легендарная женщина-дизайнер, сделавшая прорыв в модной индустрии, оставалась для всех просто мадемуазель.
  Легендарной и великой Мадемуазель Коко Шанель. Женщиной, которая умела любить по-настоящему и которая стала известной, благодаря своей всепоглощающей любви.
   Коко Шанель стала первой портной, которая вошла в высшее общество. У её клиенток деньги водились, и они с радостью покупали шляпки и одежду у оригинальной модистки. Очень скоро бизнес Коко стал феноменом, которого не было до этого в истории моды. Её друзьями становились композиторы, балетмейстеры, художники, режиссеры, предприниматели.
  Коко Шанель изменила общественное мнение о труде дизайнера, став притягательной личностью международного масштаба.
"Я вошла в сливки общества не потому, что создавала одежду. А наоборот. Я ведь создавала одежду, потому что находилась в обществе, где стала первой женщиной, которая жила полной жизнью моего века", – комментировала она свою славу.
  Эмильенн д’Алансон (великая кокотка XX века) всюду появляется в её канотье. В шляпах от Шанель фотографируются для популярной газеты "Ле Мод" певица Женьева Викс и актриса Габриэль Дорзиа. В тех же головных уборах Дорзиа играет главную роль  Мадлен Форестье  в спектакле "Милый друг" по одноименному роману Мопассана.
  Никогда не считавшая создание одежды творчеством, она будет спонсировать русский балет, подружится с Дягилевым, Лифарем, Реверди, Сальвадором Дали, Стравинским, Пикассо и Марлен Дитрих. Она создала стиль Греты Гарбо и пользовалась таким авторитетом в кинематографической среде, что блестящий американский продюсер Сэм Голдвин назовёт вещи от Шанель главным слагаемым успеха фильма. Кокто закажет ей костюмы для героинь своих пьес, называя её "самой великой кутюрье эпохи".
   Созданный ей стиль позднее назвали "простая роскошь" - для того, чтобы одеваться в стиле Шанель, нужен в первую очередь вкус, а не огромные деньги.(11)
  Коко Шанель всегда любила примерять брюки-галифе, жилеты конюхов и пуловеры мальчишек, прислуживающих на конюшне в Руалье, - заимствования из мужской одежды произведут настоящую революцию в мире моды.
"Я вернула женскому телу свободу, - говорила Шанель. - Каково этому телу париться в парадных одеяниях под кружевами, корсетами, нижним бельем и прочей ерундой!"
 Единственное, что, по собственному кокетливому признанию, "надевала" на ночь Мерилин Монро, - это духи Chanel №5, они упрочили триумф. С их создателем Эрнестом Бо, уроженцем Москвы, перебравшимся на юг Франции, Шанель познакомил один из возлюбленных - русский князь Дмитрий Павлович, кузен покойного царя, участвовавший в убийстве Распутина и эмигрировавший в Париж.
 "Chanel No. 5" стали парфюмерным бестселлером XX века.
"Духи - это невидимый, но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла"
 (Коко Шанель)
 И в Грассе, где создавался новый аромат, Эрнест и Шанель вечерами катаются на лошадях. Одна из таких прогулок чуть было не стоила ей жизни - конь понёс, и законодательница мод, не удержавшаяся в седле, очнулась в повозке, везущей её домой…
  "Я не занимаюсь модой. Я сама мода"
(Коко Шанель)
   И если в Первую Мировую войну дизайнер сумела остаться на плаву, то после объявления Второй Мировой войны в 1939 году Шанель пришлось закрыть все свои салоны -  в такое время моде не было места. Несмотря на оккупацию Парижа, Коко осталась на это время во французской столице и даже сумела вызволить из плена своего племянника.
   Шанель обвинят в пособничестве немцам и даже ненадолго арестуют за связь с "германским шпионом",  обаятельным дипломатом Гансом Гюнтером фон Динклаге, призванным на светских тусовках в Париже поднимать престиж собственной страны.
"Разве имеет значение, кто он, если у женщины появляется любовник в пятьдесят пять лет?" -  оправдывается Шанель.
   Незадолго до её смерти в возрасте восьмидесяти восьми лет критик Матье Гале отметит в своем дневнике: "Удивительным шармом обладает эта престарелая дама, ещё почти желанная под своими румянами. Взгляд у неё остается живым, улыбка ироничной и требовательной, а походка величавой".
  Мужчины сыграли огромную роль в судьбе Коко. По словам Шанель, видно, такова была воля свыше, чтобы на её жизненном пути постоянно встречались любители лошадей. Папаша - в старой телеге колесивший по дорогам Франции, нахлёстывая несчастную клячонку.
   Затем Этьен Бальзан - заводчик чистокровных лошадей. Потом Артур Кэйпел - непревзойденный игрок в поло.
  Затем герцог Хью Ричард Артур, неизвестно за что прозванный лошадиной кличкой Бендор с детских лет, был представителем рода Гросвеноров, ведших своё происхождение от внучатого племянника самого Вильгельма Завоевателя и стяжавших славу крупнейших коннозаводчиков. У деда Хью был великолепный жеребец Бендор, неоднократно выигрывавший Дерби. На просьбу американского миллиардера продать жеребца он ответил:
"Во всех Соединённых Штатах не наберется столько денег!"
  Питомцы герцога участвовали в крупнейших скачках. Каждый год для того, чтобы отвезти гостей в Ливерпуль на розыгрыш Большого Национального, нанимался специальный поезд. В роскошном поместье герцога Итон-Холле, где некоторое время живёт уже известная Коко Шанель, атмосфера чем-то напоминает Руалье.
  Постоянная физическая активность обитателей: то охота, то рыбалка, но главное - езда верхом, вдохновляет её на создание спортивной одежды: дамские куртки, плащи, костюмы "решительно мужского покроя".
В 70 лет у Коко Шанель началась новая жизнь. Женщина снова изменила моду, сделав свой стиль одним из доминирующих. С заказами к ней обращались Одри Хепберн и Элизабет Тейлор, а также первая леди США Жаклин Кеннеди. Твидовый костюм от Шанель стал её последней визитной карточкой.
 "Элегантность в одежде означает, прежде всего, свободу движения"
(Коко Шанель)
  Возможно, именно благодаря увлечению лошадьми Коко останется королевой моды до конца жизни: она умрёт от сердечного приступа  в возрасте 87 лет 11 января 1971 года, вернувшись со скачек…
"В этот январский вечер, вернувшись с прогулки со скачек в Лошане, она почувствовала себя плохо. Она догадалась, что конец близок. Коко легла на свою медную кровать; руки её дрожали, ампула с лекарством ни за что не хотела разбиваться, и сделать укол не удалось. "Вот так умирают", - пробормотала она. Страшные в своей ясности слова. Так говорили римляне в великую эпоху..."
(Анри Гидель "Коко Шанель")
  Согласно желанию покойной, похоронена Коко Шанель в Лозанне на кладбище Буа-де-Во. На верхней части её надгробия высечено пять львов.
 В могиле она покоится одна. Но... Разве она не была вот так же одинока начиная с того мартовского дня 1895 года, когда отец оставил её за холодными серыми стенами Обазина. (12)

"Для того, чтобы быть незаменимой, нужно быть разной"
(Коко Шанель)
 Шанель стала единственным человеком из мира моды, включённым журналом Time в список 100 самых влиятельных людей XX века.
 Будучи плодовитым модельером, Шанель приобрела славу и за пределами высокой моды, реализовав свой талант в дизайне украшений, сумок и парфюмерии. Из аксессуаров, созданных ею, наиболее известными стали сумка на цепочке и крупная бижутерия - в первую очередь броши-камелии и искусственный жемчуг.
  Шанель сама придумала свою знаменитую монограмму с переплетенными буквами CC, которая используется с 1920-х годов.
***
Цитаты от Коко Шанель
"Одеться Шахерезадой легко. Подобрать маленькое чёрное платье - труднее"

"Очень дорогая одежда старит"

"Заботясь о красоте, надо начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет"

"Пища должна быть простой. Спать хорошо семь-восемь часов, если столько хочется, спать при открытых окнах. Вставать рано, работать сурово, очень сурово. Это не повредит никому, потому что это создаст бодрость духа, а дух, в свою очередь, позаботится об участи тела. Не сидеть допоздна. В конце концов, что такого уж ценного в светской жизни, чтобы вы пренебрегли подушкой для того, чтобы бодрствовать до раннего утра?!"

(1) Габриэль Бонёр (Коко) Шанель (19.08.1883 - 10.01. 1971) - французский модельер и основательница модного дома Chanel, оказавшая существенное влияние на европейскую моду XX века
(2) Коко Шанель
mediabrest.by/news/lyudi/
(3)  Этьен Бальсан (11.02. 1878 -  1953) - французский конезаводчик и игрок в поло. Помог сделать первые шаги в мире моды Коко Шанель. Брат пионера авиации Жака Бальсана (1868 - 1956)
(4)    Стипль-чез  - первоначально скачка по пересечённой местности до заранее условленного пункта, например, видной издалека колокольни (англ. steeple).
  Барьерная скачка через препятствия из хвороста высотой 1 м.
Впервые стипль-чез был разыгран в Англии в 1792 году на дистанции 8 миль (около 13 км). В настоящее время стипль-чез разыгрывают на ипподромах
(5) Юлия Новосёлова "Под знаком Лошади" horsehold.ru
(6) Жан Морис Эжен Клеман Кокто (5.07.1889 -  11.10.1963 ) - французский писатель, поэт, драматург, художник, сценарист и кинорежиссёр. Одна из крупнейших фигур французской культуры XX века.
(7)   Книга мемуарных очерков Жана Кокто (1889-1963) "Портреты-воспоминания" представляет собой воспоминания автора о детстве и юности и содержит выразительные портреты корифеев парижской сцены (Сара Бернар, Мистингетт, Муне-Сюлли, Эдуар де Макс, Айседора Дункан) и знаменитых французских литераторов. Сквозь призму воспоминаний детства Кокто воссоздает широкую панораму событий начала XX века, сравнивая эту эпоху с "напряженным великолепным спектаклем", действующим лицом которого был он сам. Очерки были написаны в 1935 году, первоначально опубликованы в газете "Фигаро" и в том же году изданы отдельной книгой с рисунками автора.
(8) "Под знаком Лошади" Конный мир ;6 за 2003
(9) "Габриэль Шанель и Артур Кейпел: история Коко, которая любила, но замуж не вышла"
Мода, одежда   
Fashion  kulturologia.ru
(10) Эдвард Артур "Бой" Кэйпел (1881 -  22.12. 1919) - английский игрок в поло, получивший известность в качестве любовника и друга Коко Шанель.
Придорожный Мемориал, установленный на месте происшествия состоял из креста с надписью: "В память о капитане Почетного легиона британской армии Артуре Кэйпеле, погибшем случайно в этом месте 22 декабря 1919 года".
(11) Коко Шанель.Икона стиля. Биография. Фото
ethnoboho.ru/moda/
(12) читайте: Анри Гидель "Коко Шанель"