Защита от Альцгеймера

Ольга Воликова
    Недавно вдруг вспомнила, когда же я увлеклась разгадыванием кроссвордов. Нет, не с детства, конечно. Я была вполне себе взрослой гражданкой, когда пристрастилась к этому занятию. До тех пор в ситуациях, связанных с длительным ожиданием или с отрывом от привычного места обитания, всегда выручала книга. О книга - лучший друг, товарищ и брат! Как часто ты спасала от одиночества и скуки. Вот, например, едете вы куда-нибудь далеко на поезде, едете сутки, да хоть полсуток - книга скрасит ваше путешествие. Можно, конечно, предаться  такому времяпрепровождению, как просмотр пейзажа, мелькающего за окном. Это занятие приятное, на него можно потратить достаточно много времени, но не три или четыре часа подряд. Во-первых, шанс получить место у окна выпадает редко, во-вторых, это занятие тоже надоедает, да мало ли что: шея затечёт или пассажир с верхней полки захочет перекусить за единственным в купе столом. Или  стемнело, в вагоне включили свет, и в окошке уже не разглядишь никакого пейзажа.   Совсем другое - книга. Ведь она не только средство скоротать время, она ещё столько удовольствия от самого процесса  чтения приносит. Иной раз оторваться от книжки невозможно. Всегда брала с собой книги в дорогу, в больницу и в присутственные места с большими очередями.

    Я никогда раньше не обращала внимания на кроссворды, печатавшиеся на последних страницах журналов и газет. Их вид не вызывал у меня ничего, кроме скуки. Всё изменилось в один прекрасный момент, когда я поехала в творческую командировку в Ростов-на-Дону. Остановилась я у бывшего однокашника. Он в то время создал бригаду из трёх молодых людей, с которыми выполнял свои собственные витражи для серьёзного объекта. Объём работы был внушительный, а мастерской у молодого художника не имелось, поэтому витражи собирались на дому, благо квартира была немаленькой. Я  в течение трёх недель наблюдала, как они ведут работу, а поскольку работали они с утра до вечера, я стала свидетелем какой-то значительной части  их  жизни. Их труд был весьма продуктивен, они много успевали сделать за рабочую смену; пару раз в день они быстро утоляли голод чем бог послал и шли пахать. А расслаблялись, знаете, чем? Отнюдь не пивком, хотя пивной магазин был неподалёку, а на углу, в соседнем доме, распахнул свои объятья шикарный магазин "Океан". Время от времени отдавая  дань уважения и пиву, и ростовской рыбке,  в основном ребята расслаблялись,  разгадывая кроссворды. Иногда их досуг протекал в относительной тишине, другой раз обстановка накалялась, страсти кипели, и тогда я слышала их горячие споры по поводу единственного подходящего по смыслу слова. Квартира превращалась в филиал телеигры "Что? Где? Когда?"  Меня поражал азарт, с которым они брались за решение. Ну взяли бы каждый по кроссворду и наслаждались бы в одиночку, так нет, фишка была в том, чтобы терзать одну головоломку вчетвером. Они не всегда были правы, подбирая слова, и казалось смешным, что они такие глупые. Но самое главное - я заинтересовалась этим дурацким, как мне казалось, занятием.

    Честно говоря, парни не были такими уж тупыми, да и с образованием у них был полный ажур: в комплекте было два художника и два дипломированных технаря.  Наводя порядок в квартире, я подбирала разбросанные там и сям листки с кроссвордами, складывала их в стопочки и обратила внимание, что не все задачки были решены до конца. Я поняла, что эти "заброшки" чудом не попали в мусорную корзину. Ну не могла я оставить их в таком виде. Мне пришлось заполнить пустые клетки, и большую часть этих ребусов я разгадала целиком. С той поры я подсела на кроссворды. Мне понравилось вытаскивать информацию из глубин сознания и подсознания. Теперь мой досуг делился на три части: чтение книг, подготовка эскизов к работе со стеклодувом (моя прямая обязанность в командировке) и решение кроссвордов. Не помню, чтобы в те времена выпускались сборники с этими задачками; нынче в них нет недостатка: тут тебе и сканворды, и чайнворды, и судоку, и любимые мною классические кроссворды. Для меня стало делом чести заполнить все клетки головоломки и в основном мне это удавалось.

     Не люблю подглядывать в подсказки и подставлять готовые ответы. Иначе, смысл этого развлечения сразу же теряет прелесть и удовольствие. Не хочу сказать, что я такая уж всезнайка, но для успеха в этом занятии  нужно обладать достаточно широким кругозором. Мне не раз приходилось сталкиваться с таким явлением, как умение человека подгонять ответы в кроссвордах. На это ведь тоже талант нужен. Смотришь -  вроде разгадано почти всё, восхищаешься отрадной картиной и надеешься довести её до совершенства. Ан нет, не получается. На первый взгляд, все условия соблюдены: количество букв в слове сходится, сами буквы в горизонталях соответствуют вертикальным словам, и только одно-два слова в этом углу крестословицы не вписываются в шаблон. Начинаешь копать глубже - всё рассыпается. Оказывается, часть подобранных слов не соответствуют описаниям, то есть не полностью отвечают нужным характеристикам. А уж потом к ним притягиваются за уши остальные слова, и создаётся впечатление идеального решения. Особенно этим почему-то грешат весьма пожилые женщины, решившие противостоять старческой деменции. Мужчины тоже любят кроссворды, но подходят к их решению более основательно, да и логиков среди них больше. Если же что-то не пошлО, откладывают это дело на потом. Женщины любят, чтобы все дела были закончены, поэтому во всём стараются закрыть гештальт, пускай и с огрехами.

     Не знаю, насколько действенен этот способ избежать Альцгеймера, но вряд ли все зрелые мужчины и женщины взяли его на вооружение. Например, в моей семье никто, кроме меня, не занимается решением кроссвордов, хотя все сплошь интеллектуалы. Они лучше хорошую книгу прочитают.