Психологические зарисовки. Миниатюры

Лариса Маркиянова
                Психологические зарисовки.


                * * *

             - … И поверь мне. Просто поверь. На слово. На подсознательном уровне. Как верит маленький ребенок своей маме, которая самая сильная, самая умная, самая самая в мире и если мама пообещала, то так и будет обязательно. Как верит глубоко религиозный человек во всемогущество Бога. Короче: твердо обещаю тебе, что все будет хо-ро-шо. Хорошо. И точка. Все же я профессиональный психолог с большим стажем и огромным опытом работы. Более того, скажу тебе по секрету (голос психолога понижается до интимной интонации): все УЖЕ хорошо. Если подумать и разобраться, то все не плохо, а очень даже не плохо. А дальше будет еще лучше. – Она улыбается, проникновенно глядя в глаза. Отводит взгляд, переводит его за окно… Тень озабоченности и легкой печали сквозит сквозь улыбку, застывшую на лице.
            Так. Все. Глубокий вздох – выдох. Взгляд ясный, собранный. Отходит от зеркала
            Подходит к двери, приоткрывает ее.
            - Вы ко мне? Входите, молодой человек.


                * * *

            -…И в этот момент вы ей позавидовали.
            - Нет! Не то, чтобы… Просто… Просто скажите, где она, эта пресловутая справедливость в нашем мире? Почему одним – все, а другим – кукиш в чистом виде? Вот сидит она вчера передо мною вся из себя, моя подружка закадычная, и хвалится тем, что ее дочь на Кипре живет, свой дом трехэтажный имеет, мужа-бизнесмена, от которого троих детей родила. Путешествуют по миру, у каждого ребенка по няньке, дом – полная чаша. И Ольге тоже с этого праздника жизни перепадает не хило – доча денежки постоянно подкидывает на безбедную старость, на дорогое лечение, посылки шлет. Фиг ли так не жить? А тут бьешься, работаешь, чтобы прибавка к пенсии была, чтобы детям своим помочь…На даче летом горбатишься, как подорванная, чтобы свои овощи-фрукты были, чтобы на зиму заготовки сделать…
            - Я понял вас. Это и есть зависть. Нет белой и черной, есть просто зависть, как она есть. …А вот если бы вдруг волшебным образом появилась у вас возможность поменяться местами с вашей подругой… Поменялись бы?
            Она задумывается. Перебирает пальцами край пуловера.
            -…Навсегда что ли?.. Поменяться?..
            - Конечно. Навсегда и безвозвратно. Полностью поменяться с ней жизнями. Поехали бы жить на Кипр. К дочери. Лето круглый год. Море синее. Плавали бы с ними на белой яхте.
            -…Ну, не знаю. Я зиму люблю. Новый год… А какой Новый год без снега? А жару я плохо переношу. И морскую качку тоже. …Честно говоря, у  Ольги зять – тот еще фрукт. Тяжелый характер. У Ольги еще проблемы с суставами, еле ходит с палочкой. А я как коза ношусь с дачи – домой, из дома – на дачу, да и на работе тоже целый день на ногах – и ничего. У Ольги вообще целый букет, какой мне на фиг не нужен – гипертония, сахарный диабет, артрит и прочие болячки.
           …Мои внуки – рядом, каждый день их вижу, а Ольгины все далеко, только по скайпу и общаются. Разве ж это общение – не прижать, не погладить по головке, блинчиками с клубничным вареньем не накормить… Ольга опять таки хозяйка никакая, безрукая совсем – не вяжет, в доме уюта не наведет толком, в огороде, когда он у нее еще был, никогда ничего не росло, не то, что у меня. А я и вяжу, и  кулинарка отменная, по субботам в хор ветеранов хожу.      
            Мы как в субботу на даче соберемся все вместе – сын с женой, дочка с зятем, внуки все рядом. Я пирогов напеку, зять баньку истопит… Вечером за накрытый стол сядем, разговоры разговариваем, песни поем… Не. На кой черт мне этот Кипр сдался. Не согласная я на обмен! Ни за что! …А Ольгу жалко. Одинокая скучная старость вдали от близких – что может быть страшнее. Да, у каждого своя судьба. А я счастливая, оказывается, - ее глаза светлеют в улыбке.


                * * *

             Женщина рыдает, уронив голову на руки. Волосы рассыпались по плечам, по рукам, упали на стол, прикрыв лицо. Отчаянные рыдания сотрясают ее плечи и спину. Они то сильнее, то тише как прилив и отлив волн.
             Сидящий напротив мужчина терпеливо ждет. Взгляд человека много повидавшего и пережившего выражает сочувствие эмоциям женщины и понимание.
             Наконец, женщина начинает постепенно успокаивается. Поднимает голову. Берет протянутый мужчиной носовой платок. Промокает мокрое лицо, глаза. Приглаживает руками растрепавшиеся волосы. Плечи еще вздрагивают, покрасневший нос шмыгает, глаза увлажнены. 
            - Ничего, Михаил Аркадьевич. Ничего. Ситуация у вас… Скажу честно: очень все сложно. Но я, как психолог-консультант, помогу вам. Нет нерешаемых проблем. Вместе мы справимся. Обещаю, - она судорожно вздыхает, гася новый приступ плача.


                * * *

              - Ну, пришел я. И че? – долговязый парнишка лет пятнадцати развалился в кресле напротив пожилой женщины-психолога.
              - Ну, пришел. И ниче, - усмехнулась психолог.
              - Типа человека из меня делать будете? Валяйте.
              - А  ты давай, давай, давай, газеточки почитывааай, меня перевоспитывааай, - насмешливо пропела психолог.
              - Чего? – не понял парень.
              - Песенка такая. Из моей юности.
              - В общем, так. Я, так и быть, пришел. Чтобы папец не докапывался. Но на всякие ваши психические штуки не собираюсь поддаваться. Пять минут и валю отсюда. Хоть че вы тут изображайте. Я в норм!
              - Вот и ладно. Сиди пять минут и вали, - психолог взглянула на настенные часы, - твой папец мне все сполна заплатил, хоть я его честно предупредила, что дохлый номер. Но уж больно уговаривал. Чуть не на коленях тут стоял, стопроцентную предоплату сделал независимо от результата. А у меня не дешево… Мне так вообще прекрасно: деньги уплачено, а напрягаться не придется. Супер!  - она не спеша встала, подошла к столику, на котором стоял электрический чайник, включила его. Достала из шкафчика пачку печенья, сахарницу, пачку с пакетиками чая, бокал, поставила на столик.
             В ожидании пока закипит чайник, стояла у окна, вглядываясь в вид за окном. Машинально напевала под нос популярную песенку, барабаня в такт пальцами по подоконнику. Когда чайник с щелчком выключился, повернулась. Наткнулась взглядом на парнишку. Взгляд выразил легкое удивление: ты еще здесь?
             - Чай будешь? – налила в бокал кипяток, опустила в него чайный пакет
             - Не-а.
             - Как хочешь, - выразительно посмотрела на часы: пять минут прошло, - ну чего, разбегаемся ко взаимному удовольствию?
             - Интересное кино! - возмутился парнишка, - Денег взяли, а работать не хотите!
             - А ты чего переживаешь. Я же не у тебя денег взяла. А у твоего папочки их достаточно, не обеднеет.
             - А со мною как же?
             - Так ты же сказал, что у тебя все и так норм.
             - Мало ли чего я сказал. Не, так не пойдет! Давайте все как полагается. Как там у вас?.... Мои комплексы и как с ними бороться… И все такое.
             Психолог деланно вздохнула, поставила дымящийся бокал на подоконник. Села в кресло напротив, открыла блокнот.
             - Что ж. Желание клиента – закон. Итак, начнем разбирать твои комплексы, молодой человек.
 
   
                * * *

             - Нет, они меня все уже достали! Идут и идут!.. Хоть бы кто-нибудь пришел с хорошими новостями! Поделиться радостью, похвалиться достижениями. Просто поблагодарить за все, что я для них сделала. Нет, куда там… Сплошной негатив. И все это несут мне. Как будто я… как будто отхожее место. Выгребная яма. …Я же тоже не железная.
             - Не железная. Это элементарная усталость. Называется: эмоциональное выгорание. Мой совет: первое – срочно в отпуск, второе – обязательно перемена места. Надо поехать куда-нибудь отдыхать. Хорошо бы на море. А еще лучше в горы. Горы - это… Я когда смотрю с высоты птичьего полета на эту удивительной красы землю, на людей, муравьями  ползущих где-то там внизу по горным тропинкам… Все проблемы начинают казаться тоже такими мелкими, как муравьи. А душу охватывает восторг и покой, покой и восторг… Срочно в отпуск. Да, трудную мы с тобою профессию выбрали, дорогая моя. Кто не в курсе, думают: сидят себе в кабинетах и лапшу на уши вещают. Бла-бла-бла…  А ты попробуй на нашем месте побыть. И я как коллега, как твоя подруга, как профессиональный психолог и доктор человеческих душ тебе назначаю лечение: срочно в отпуск!   

         13.09.2022