Штаб-лекари не спешат

Валентина Газова
 Крестьянин помещика Плужникова, прибежав к священнику, просил его исповедовать крестьянина Николаева, избитаго помещиком. При исповеди Николаев заявил, что умирает от побоев помещика, при чём просил никому об этом не говорить, если он останется жив. На другой день Николаев умер. По возбуждённому обследованию, штаб-лекарь не нашёл никаких видимых признаков побоев, а потому, не сделавши вскрытия, тело было предано земле, при чём лекарь удостоверил, что Николаев умер горячкою. При вторичном разследовании, следователь при поверхностом обзоре нашёл около груди, глаз, ушей, на левом боку боевые знаки и пятна, но вскрытие сделать было нельзя, за отсутствием врачей, а когда они прибыли, то тело "паки открыто", началось разложение, и настоящей причины смерти узнать не могли.

 Дело Канц. Ген. Губ. 1822 г. № 766.

 Управляющий имением Загряжской, Вобзер, так выпорол крестьянина Семёнова, что он через 12 дней умер. Прикащик Амбаров доносил, что Семёнов дня четыре после наказания работал на фабрике, что было поводом того, что прибытие на место лекаря для вскрытия трупа замедлилось, а когда он прибыл, то вскрытия тела сделать было нельзя " за происходившим от тела Семёнова от гнилости смрадом", вследствие чего и настоящей причины смерти не было определено, и Вобзер уголовным судом оправдан.

 Дело Ряз. Угол Пал. 1818 г. №113.


 Помещик Климов своего двороваго человека  Антона Алексеева сёк из своих рук розгами и бил палками, вследствие чего через день он умер. По свидетельству врачей оказалось, что смерть последовала от ударов пинками, или другим каким либо твёрдым телом под вздох. По жалобе крестьян было произведено изследование о притеснении их, но жалоба эта не подтвердилась, хотя вышеприведённый факт остался в силе. Характерно в этом деле мнение уезднаго предводителя дворянства: "на теле Алексеева найдено только 13 рубцов сечения розгами, следовательно немилосерднаго сечения не было."

 Дело Канц. Ген. Губ. 1823 г. № 638.

 
 Материалы собраны начальником Архивной комиссии Рязани Александром Дмитривичем Повалишиным долгое время не пропускались цензурой.

 Выпущены на 450 страницах в 1903 году при содействии князя Николая Сергеевича Воконского.

 Переизданы в 1995 году при содействии  Архиепископа Рязанского и Касимовского Симона. 

 Прошу модераторов не удалять мою статью. Материалы и так долгое время были под запретом.