Бей первым?

Юрий Шель
 Один известный политик недавно сказал:

«Еще 50 лет назад ленинградская улица научила меня одному правилу: если драка неизбежна, бить надо первым».

Я начал вспоминать: а как было в нашем детстве?  Разница в 15 лет по возрасту и дворам Воронежа, а не Ленинграда - не самое главное отличие. Различен сам подход. Причем принципиально отличен. В нашем детстве и юности, если кто-то ударил первым, тот почти всегда был неправ. Исключений было мало. Только если на тебя с ножом полезли в темном переулке, или ты заступился за ребенка или девушку.

Белым днем, на улице или во дворе, кто ударил первый - тот был не прав. Его не уважали. Если ты повторно начинал драку первым, то вообще становился изгоем, и врагом для всех. Тебя каждый тоже хотел пнуть. Большинство пацанов было с чувством собственного достоинства, нетрусливых и моментально давали сдачу.

Родители тоже всегда говорили:

-Первым никогда не бей. Если тебя ударили, то будешь последним трусом, если не ответишь еще сильнее. Чтобы ему в следующий раз не повадно было.

Самое сильное оружие было - слово. Видишь несправедливость - подойди и скажи. И ничего не бойся. Если тебя за это ударили, то тебе развязали руки. "Он первый начал" означало, что напавшему сочувствия не будет.

Как-то в юности я увидел лежащего на асфальте длинного пацана лет шестнадцати. У него из носа и рта шла кровь. Рядом с ним стоял невысокий парень с бледным лицом и платком вытирал ссадину на руке. Помню, я возмутился:

-Ты что с ним сделал?

И мне несколько стоящих рядом девчонок закричали и указали на лежащего:
-Он первый начал.

Я подал руку, помог избитому подняться и, ничего не выясняя, ушел. А что еще спрашивать, если он первый начал и упал?

Вспоминаю, как однажды с другом мы поехали на книжный рынок на другой конец города. Нам было лет по четырнадцать. И тут мы нарываемся на своих ровесников, человек пять-шесть. Начались предъявы:
-Вы откуда?

Мы по-честному говорим:
- С Ваев (был такой район на другой окраине города)
Они:
- Опа! А что вы в наш район забрели? Деньги давайте.

И к нам внаглую в карманы залезли и достали: у меня - десять копеек. У друга-двадцать.
А потом:
-Теперь убирайтесь отсюда.

Но драться, по моим принципам, первым нельзя. И это даже плохо, что нас не ударили.

Поэтому пришлось самому стать крайне наглым. Я схватил двумя пальцами за воротник того, кто отнял у меня монетку. И сказал ему:

-Быстро отдал мои десять копеек.

Потом также резко схватил за рубашку второго:
-И ты тоже верни назад.

Никто не отдавал. Так было тихо. Они такой ответной борзоты не ждали. Тогда я сам полез и вынул из чужого кармана свою монетку. А потом протянул ладонь к другому:

- Ну, где двадцать копеек? Я жду.

Я смотрел ему в глаза и почему-то был абсолютно спокоен.

Он автоматически вытащил и положил мне на ладонь монету.

И тут друг сделал ошибку. Он зачем-то закричал:
-Бежим!

Этим криком он "разбудил" их. Помню, как они нас догоняли. Была бешеная гонка, мы чуть оторвались, забежали в какой-то подъезд, через люк вылезли на чердак. Там отдышались, и, переждав, ушли.

Конечно, если бы нас догнали, пришлось бы отбиваться. Но только когда тебя ударили первым.

Помните, в любимом советском фильме "Москва слезам не верит" Гоша вместе с другом пошли заступаться за жениха Александры? Его колотила компания хулиганов за то, что он с ней не расставался.

Так вот, Гоша лишь словом вежливо попытался объяснить им, что так делать нельзя. И тогда они получили удары первыми. Как было сказано одним из нападавших: "в качестве превентивной меры". Ну, раз те начали биться первыми, то и отгребли по полной.

Конечно, когда ты бьешь первым, у тебя есть преимущество в неожиданности. Но оно временное. Если после твоего удара первым не наступила абсолютная победа, то использованный тобой прием внезапности бесполезен. Это как выиграть первую битву, но проиграть остальное сражение.

Поэтому, очень высокая ответственность за умышленный первый удар. С возвратом этого удара по тебе. И потом никакого человеческого сочувствия к напавшему, но проигравшему драку и жестоко побитому,  уже не будет.