1. Частушки в любую эпоху приближают День Победы

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов


Частушки всегда, в любую эпоху, приближают День Победы (Ч. 1)



За последние три десятилетия в России русский народ перестал петь и сочинять частушки. Не до весёлых песенок ему, ограбленному Всемирным братством банкиров и хозяев транснациональных империалистических компаний, в государстве, которым управляет ныне буржуазия.

Ведь что такое ЧАСТУШКА (коротелька, коротушка, пригудка, припевка, набирушка, ихахошка, вертушка, топтушка и пр.)?

Это — народная поэтическая миниатюра. Ее тематика охватывает самые разнообразные области жизни русских людей — общественность, семью, любовь, быт, труд, отдых, пейзаж и пр.

Частушки бывают политические, бытовые, сатирические, юмористические, эпиграмматические, шуточные, плясовые и др. Подлинный интерес к частушке появился в советскую эпоху, когда она приобрела особо действенную силу общественно-политической агитации.... — такие определения даёт ей словарь.

В 1957 году вышел в свет небольшой сборник частушек, составленный А. ТИЩЕНКО. В него он включил советские русские народные частушки, а также лучшие образцы частушечного творчества участников художест­венной самодеятельности и профессиональных авторов о Советской Армии и Военно-Морском Флоте. Сборник был рассчитан на практическое его использова­ние в войсках и среди молодежи.

«Основное со­держание сборника составили патриотиче­ские частушки на темы из жизни советской армии и флота, а также частушки периода гражданской и Отечественной войн.

В сборник также включены частушки о Ленине, о новой счастливой жизни советского народа, лирические, шуточные, сатирические частушки и припевки.

«В ко­роткий срок частушки получили широкое, повсеместное распространение. Это объясняется способностью частушки быстро, с удивитель­ным разнообразием и художественной вырази­ тельностью откликаться на события дня, на но­вые явления социальной жизни», - писал составитель в предисловии к сборнику.

«В условиях резкого обостре­ния классовой борьбы частушка благодаря своей несложной, гибкой куплетной форме оказалась наиболее действенным жанром народ­ного творчества, выражающим классовые инте­ресы различных социальных слоев общества. Наряду с лирической, любовной темой в ста­рых, дореволюционных частушках все отчетли­ вее выступали социально-политические мотивы, острая сатира на богатеев, солдатчину, цер­ковь и духовенство, царя и полицию.

В период первой империалистической войны частушки показывали усиливающееся недо­вольство, возмущение и ненависть к царю, по­славшему народ на бессмысленную кровавую бойню:

Что ты, белый царь, наделал,

Безо время войну сделал?

Безо время, без поры

Нас на бойню повели.

Отражая рост народного гнева и революци­онных настроений среди рабочих, солдат и крестьянства, частушка стала острым са­тирическим оружием и средством политической агитации. В дни штурма Зимнего дворца в 1917 году поэт В. В. Маяковский избрал форму частушки для выражения своего отношения к происходящим политическим со­бытиям:

Ешь ананасы, рябчиков жуй!

День твой последний приходит, буржуй!

«После победы Великой Октябрьской социа­листической революции частушки получают еще большее развитие и оказываются в числе наиболее оперативных жанров народного песенного творчества. Великие социально-истори­ческие преобразования, происшедшие в нашей стране, изменили тематику, общественную роль и художественный стиль частушек, как и других жанров фольклора...»



Частушки о Гражданской войне


«Очень чутко отразили частушки и принципи­ально новое отношение народа к армии. Крас­ная Армия с первых дней организации была верной защитницей интересов трудового народа:

Вы, друзья мои, товарищи,

Пойдемте воевать,

Власть Советскую, свободную

От белых защищать.

«В трудные годы гражданской войны в ча­стушках и песнях воины Красной Армии выра­жали веру в победу над белогвардейщиной и интервентами. Отправляясь на фронт, красно­армейцы пели:

Вы, ребята, не робейте:

Мы Деникина побьем,

Колчака загоним в море,

Шею Мамонту натрем.

Ой, яблочко,

Да румянится,

От Петлюры ничего

Не останется.

Ой, ты, яблочко,

Не катись по суше,

Летят головы махновцев,

Как с дерева груши.

Ах, яблочко,

На порог, на порог!

А кадеты отступили

В Таганрог, в Таганрог.

Красна-Армия идет,

Грозно напирает.

Колчак с бандою своей

К морю удирает.

Эх, шпоры мои,

Шпоры гнутые.

Мы разбили Колчака,

Как и Дутова.

Эх, яблочко,

Покатилося,

А Советская власть

Укрепилася!

Эх, яблочко,

Да четыре части,

Хорошо живется нам

При Советской власти!

Кабы не было погоды,

Не несло бы белый снег,

Кабы не было Советов,

Мы рабами жили б век.


Я на бочке сижу,

А над бочкой виноград.

Николай пропил Россию,

А Керенский Петроград.

Я на бочке сижу,

А под бочкой мышка.

Эх, скоро красные придут —

Всем япошкам крышка.

Я на бочке сижу,

А под бочкой каша.

Ты не думай, Колчак,

Что Россия ваша.

Разве думали наши деды, что мы, их дети и внуки, доживём до времён, когда этих кровавых генералов вновь в России сделают героями и станут устанавливать им памятники?!

«Необычайно широкое распространение полу­чили сатирические частушки. Яр­ким примером исключительной популярности сатирической частушки может служить запев «Яблочко», объединявший целый цикл часту­шек. Эти частушки были распространены по­всюду.



Частушки про Ленина


«Отгремели бои гражданской войны. В пе­риод мирного строительства возникает новый подъем народного творчества, вызванный ко­ренными социальными преобразованиями в го­роде и деревне и могучим ростом культуры в России. Широкое распространение получают частушки

— о новой счастливой колхозной жизни в деревне,

— о комсомольцах, трактористах,

— об ударниках и новаторах производства,

— о новых социалистических отношениях в быту.

В этих частушках советские люди выражали свою лю­бовь и признательность Коммунистической пар­тии, ее вождю и организатору Владимиру Ильичу Ленину:

Куплю Ленина портрет,

Золотую рамочку.

Вывел он меня на свет

Темную крестьяночку.



Ой, давай, моя товарка,

С комсомольцами гулять,—•

Комсомольцы нас научат

Книги Ленина читать.

За то Мишу полюбила,

Что он умный паренек:

Книжки Ленина читает,

Ходит в красный уголок.

Милый с фронта воротился,

Мы обнялись на крыльце.

Орден Ленина сияет,

И улыбка на лице.



А вот что пели о Ленине русские люди до и после Великой Отечественной войны:


Ой, спасибо тебе, Ленин!

Ой, спасибо двести раз!

Да еще тебе спасибо

За Советскую за власть!

Хорошо в поле ходить,

Когда в поле зелено.

Хорошо в колхозе жить

По заветам Ленина.

Нынче нечего делить

Мужнино и женино.

Всем товарищами жить

По заветам Ленина.

Светит месяц, светит дальний

И мерцает, как свеча.

Почитаю я в читальне

Про родного Ильича.


В советские времена людям и в голову не могла придти мысль о том, что в СССР появятся предатели, ренегаты и подонки вроде Горбачёве, Ельцина; вроде кулака Жириновского, который будет десятилетиями требовать закрытия мавзолея Вождя. Что правительство РФ будет без стыда и совести даже на День Победы закрывать мавзолей тряпками и фанерой от россиян.