Юрий Горбунов
Частушки всегда, в любую эпоху, приближают День Победы (Ч. 1)
За последние три десятилетия в России русский народ перестал петь и сочинять частушки. Не до весёлых песенок ему, ограбленному Всемирным братством банкиров и хозяев транснациональных империалистических компаний, в государстве, которым управляет ныне буржуазия.
Ведь что такое ЧАСТУШКА (коротелька, коротушка, пригудка, припевка, набирушка, ихахошка, вертушка, топтушка и пр.)?
Это — народная поэтическая миниатюра. Ее тематика охватывает самые разнообразные области жизни русских людей — общественность, семью, любовь, быт, труд, отдых, пейзаж и пр.
Частушки бывают политические, бытовые, сатирические, юмористические, эпиграмматические, шуточные, плясовые и др. Подлинный интерес к частушке появился в советскую эпоху, когда она приобрела особо действенную силу общественно-политической агитации.... — такие определения даёт ей словарь.
В 1957 году вышел в свет небольшой сборник частушек, составленный А. ТИЩЕНКО. В него он включил советские русские народные частушки, а также лучшие образцы частушечного творчества участников художественной самодеятельности и профессиональных авторов о Советской Армии и Военно-Морском Флоте. Сборник был рассчитан на практическое его использование в войсках и среди молодежи.
«Основное содержание сборника составили патриотические частушки на темы из жизни советской армии и флота, а также частушки периода гражданской и Отечественной войн.
В сборник также включены частушки о Ленине, о новой счастливой жизни советского народа, лирические, шуточные, сатирические частушки и припевки.
«В короткий срок частушки получили широкое, повсеместное распространение. Это объясняется способностью частушки быстро, с удивительным разнообразием и художественной вырази тельностью откликаться на события дня, на новые явления социальной жизни», - писал составитель в предисловии к сборнику.
«В условиях резкого обострения классовой борьбы частушка благодаря своей несложной, гибкой куплетной форме оказалась наиболее действенным жанром народного творчества, выражающим классовые интересы различных социальных слоев общества. Наряду с лирической, любовной темой в старых, дореволюционных частушках все отчетли вее выступали социально-политические мотивы, острая сатира на богатеев, солдатчину, церковь и духовенство, царя и полицию.
В период первой империалистической войны частушки показывали усиливающееся недовольство, возмущение и ненависть к царю, пославшему народ на бессмысленную кровавую бойню:
Что ты, белый царь, наделал,
Безо время войну сделал?
Безо время, без поры
Нас на бойню повели.
Отражая рост народного гнева и революционных настроений среди рабочих, солдат и крестьянства, частушка стала острым сатирическим оружием и средством политической агитации. В дни штурма Зимнего дворца в 1917 году поэт В. В. Маяковский избрал форму частушки для выражения своего отношения к происходящим политическим событиям:
Ешь ананасы, рябчиков жуй!
День твой последний приходит, буржуй!
«После победы Великой Октябрьской социалистической революции частушки получают еще большее развитие и оказываются в числе наиболее оперативных жанров народного песенного творчества. Великие социально-исторические преобразования, происшедшие в нашей стране, изменили тематику, общественную роль и художественный стиль частушек, как и других жанров фольклора...»
Частушки о Гражданской войне
«Очень чутко отразили частушки и принципиально новое отношение народа к армии. Красная Армия с первых дней организации была верной защитницей интересов трудового народа:
Вы, друзья мои, товарищи,
Пойдемте воевать,
Власть Советскую, свободную
От белых защищать.
«В трудные годы гражданской войны в частушках и песнях воины Красной Армии выражали веру в победу над белогвардейщиной и интервентами. Отправляясь на фронт, красноармейцы пели:
Вы, ребята, не робейте:
Мы Деникина побьем,
Колчака загоним в море,
Шею Мамонту натрем.
Ой, яблочко,
Да румянится,
От Петлюры ничего
Не останется.
Ой, ты, яблочко,
Не катись по суше,
Летят головы махновцев,
Как с дерева груши.
Ах, яблочко,
На порог, на порог!
А кадеты отступили
В Таганрог, в Таганрог.
Красна-Армия идет,
Грозно напирает.
Колчак с бандою своей
К морю удирает.
Эх, шпоры мои,
Шпоры гнутые.
Мы разбили Колчака,
Как и Дутова.
Эх, яблочко,
Покатилося,
А Советская власть
Укрепилася!
Эх, яблочко,
Да четыре части,
Хорошо живется нам
При Советской власти!
Кабы не было погоды,
Не несло бы белый снег,
Кабы не было Советов,
Мы рабами жили б век.
Я на бочке сижу,
А над бочкой виноград.
Николай пропил Россию,
А Керенский Петроград.
Я на бочке сижу,
А под бочкой мышка.
Эх, скоро красные придут —
Всем япошкам крышка.
Я на бочке сижу,
А под бочкой каша.
Ты не думай, Колчак,
Что Россия ваша.
Разве думали наши деды, что мы, их дети и внуки, доживём до времён, когда этих кровавых генералов вновь в России сделают героями и станут устанавливать им памятники?!
«Необычайно широкое распространение получили сатирические частушки. Ярким примером исключительной популярности сатирической частушки может служить запев «Яблочко», объединявший целый цикл частушек. Эти частушки были распространены повсюду.
Частушки про Ленина
«Отгремели бои гражданской войны. В период мирного строительства возникает новый подъем народного творчества, вызванный коренными социальными преобразованиями в городе и деревне и могучим ростом культуры в России. Широкое распространение получают частушки
— о новой счастливой колхозной жизни в деревне,
— о комсомольцах, трактористах,
— об ударниках и новаторах производства,
— о новых социалистических отношениях в быту.
В этих частушках советские люди выражали свою любовь и признательность Коммунистической партии, ее вождю и организатору Владимиру Ильичу Ленину:
Куплю Ленина портрет,
Золотую рамочку.
Вывел он меня на свет
Темную крестьяночку.
Ой, давай, моя товарка,
С комсомольцами гулять,—•
Комсомольцы нас научат
Книги Ленина читать.
За то Мишу полюбила,
Что он умный паренек:
Книжки Ленина читает,
Ходит в красный уголок.
Милый с фронта воротился,
Мы обнялись на крыльце.
Орден Ленина сияет,
И улыбка на лице.
А вот что пели о Ленине русские люди до и после Великой Отечественной войны:
Ой, спасибо тебе, Ленин!
Ой, спасибо двести раз!
Да еще тебе спасибо
За Советскую за власть!
Хорошо в поле ходить,
Когда в поле зелено.
Хорошо в колхозе жить
По заветам Ленина.
Нынче нечего делить
Мужнино и женино.
Всем товарищами жить
По заветам Ленина.
Светит месяц, светит дальний
И мерцает, как свеча.
Почитаю я в читальне
Про родного Ильича.
В советские времена людям и в голову не могла придти мысль о том, что в СССР появятся предатели, ренегаты и подонки вроде Горбачёве, Ельцина; вроде кулака Жириновского, который будет десятилетиями требовать закрытия мавзолея Вождя. Что правительство РФ будет без стыда и совести даже на День Победы закрывать мавзолей тряпками и фанерой от россиян.