Итальянская поп-музыка конца 20 века

Юрий Язовских
Что слушали итальянцы в последние десятилетия 20 столетия?
Итальянский шансон, Мину и немножко Челентано.


Иногда полезно выбраться во Всемирную паутину и поразгребать цифровые архивы, накопленные цивилизацией за последние тридцать лет. Это позволяет не только узнать много нового и любопытного по интересующим нас вопросам, но и пересмотреть свои устоявшиеся взгляды, которые на поверку оказываются далеки от реальности.

Со мной произошло нечто подобное, когда на досуге я решил изучить итальянские музыкальные чарты за последние десятилетия 20 века, которые сейчас можно легко найти, не вставая с кресла. Во время этого увлекательного процесса мне удалось совершить столько «открытий чудных», что хватило на весьма объемную статью, которую я предлагаю вашему вниманию.

Мой интерес к этой теме не назовешь случайным, поскольку я стал знакомиться с музыкой в самом конце 70-х – начале 80-х годов.  Те, кто жил в то время в СССР, должны помнить, что эти годы были временем всеобщего увлечения советских людей итальянской поп-музыкой, а такие исполнители как Адриано Челентано, Джанни Моранди, Мильва, Тото Кутуньо, Рикардо Фольи, Рафаэлла Карра, Аль Бано и Ромина Пауэр, Пупо, «Рикки э Повери» были настоящими звездами в СССР.

В значительной степени наши музыкальные предпочтения носили рукотворный характер. Дело в том, что англоязычную рок и поп-музыку по советскому ТВ почти не показывали, а пластинок американских и британских исполнителей в продаже было мало. В результате «битлов» и «дип пеплов» слушала, в основном, молодежь, обменивая редкие оригинальные пластинки и переписывая друг у друга пленки.

Напротив, «итальянцы» были доступны всем – от мала до велика, без особых усилий с их стороны. На советском ТВ звезды зарубежной эстрады появлялись нечасто, но когда это случалось, в этих передачах почти всегда находилось место для итальянских исполнителей. Временами Центральное телевидение ставило в эфир записи концертов итальянских звезд, а в 1980-е годы стало регулярно транслировать фестиваль песни в Сан-Ремо. Фирма грампластинок «Мелодия» не отставала от ТВ и с конца 70-х выпустила весьма приличный каталог пластинок итальянских эстрадных исполнителей. 

Вряд ли я ошибусь, если скажу, что из всех «итальянцев» в Советском Союзе больше всего любили Адриано Челентано, который был не только певцом, но и популярным комедийным актером. Для многих из нас Челентано был такой же суперзвездой как Владимир Высоцкий.

Надо отметить, что певец Челентано раскрутился в СССР практически без помощи телевидения – исключительно благодаря своим песням, которые гуляли у нас на пластинках и магнитных пленках. Хотя Адриано не был коммунистом, но в Советском Союзе регулярно выходили его диски: в 1974 году была издана маленькая пластиночка с двумя не самыми известными композициями, в 1975 еще одна – уже с 4 песнями (включая «Azurro»), в 1977 году – большой сборный диск «Адриано Челентано» со всеми главными хитами 60-х годов (это была официальная компиляция фирмы Ariola 1974 года), в 1979 году (о, чудо из чудес! ) – новейший, только что запиcанный в студии диск «Soli»! Через 2 года будет издан еще альбом 1977 года «Tecadisk» под названием «Поет Адриано Челентано».

В последующие годы новых альбомов Челентано в СССР не печатали, но уже выпущенные постоянно переиздавались, а часть песен с них переползала в маленькие пластиночки, которые изготавливались то на одном заводе, то на другом под разными обложками.  И все они до конца 80-х были дефицитом!
 
Я впервые услышал Челентано в конце 70-х гг. и слушаю до сих пор. Во времена СССР познакомиться со всем его творчеством было нереально, но после «крупнейшей геополитической катастрофы 20 века», доступ к песням Адриано стал значительно проще, чем я воспользовался, прослушав практически все, что когда-либо спел наш народный артист.

Расширение моего кругозора в части итальянской поп-музыки касалось не только творчества Челентано, поэтому я не предполагал, что в итальянских чартах 70-80-х годов встречу много новых имен. И, конечно же, я был уверен, что лучшие альбомы и песни Адриано должны занимать лидирующие позиции в итальянских чартах - по крайней мере, в 70-е – 80-е, когда Челентано выпускал альбомы без больших перерывов. Я ошибался. Реальность оказалась поистине шокирующей!


Челентано не первый и даже не второй. Его номер 16-й…

Судя по той информации, которую я изучил на весьма информативном итальянском сайте Hit Parade Italia (www.hitparadeitalia.it), итальянцы относились к музыкальному творчеству Челентано совсем не так как мы. С интересом, но не чрезмерным.

Если верить сведениям на этом сайте, то Адриано Челентано в 70-80-е годы в родной Италии был популярным певцом, но к числу самых больших эстрадных звезд не относился. Когда Адриано начинал, в начале 60-х годов, он действительно был королем чартов, выступая в роли «припадочного» Элвиса Пресли, но в следующие десятилетия итальянцы воспринимали Челентано в первую очередь как актера, который на досуге еще и поет. Он был кем-то вроде Андрея Миронова или Николая Караченцова в СССР. Как актер Адриано был действительно большой звездой – его фильмы с 1968-го по 1985 год  пользовались повышенным спросом, чего не скажешь про его альбомы.
Чтобы мое утверждение не выглядело голословным, приведу немножко цифр. Нужно сразу оговорится, что данные о популярности того или иного альбома на сайте Hit Parade Italia - это не официальный итальянский хит-парад. Информация там собрана относительно недавно, путем обработки опубликованных недельных музыкальных чартов древних времен.

Лучшее место, которое заняла пластинка великого Челентано по итогам года в рассматриваемый период - всего 9-е. Его удостоился упоминаемый мной альбом «Soli» – величайшая поп-пластинка 20 века, на котором собрано 7 шлягеров, три из которых написал Тото Кутуньо (этот альбом в недельных чартах ни разу не добрался до 1-го места, ограничившись второй позицией, что просто нонсенс!).

Другая неординарная работа Челентано с тем же композитором – пластинка «Un po artista un po no» (с несколько меньшим количеством шлягеров, чем в «Soli») заняла в следующем году 12-е место. И это были отличные результаты для Челентано, ведь в 70-е годы его дела на эстраде шли отнюдь не блестяще:

1971 год - альбом «Il foresteiere» – 61 место по итогам года;
1972 год – «I mal del secolo» – 16-е;
1974 год – «Nostalrock» – 56-е;
1976 год – «Svalutation» – 26-е;
1977 год – «Disco dance» – 19-е, «Tecadisc» – 27-е;
1978 год – «Ti avro» - 13-е;
1979 год – «Geppo il Follie» – 27-е место.
После двух дисков с Тото Кутуньо, которые все-таки привлекли значительное внимание публики, в 80-е Челентано опять стал опускаться к уровню плинтуса:
1981 год – пластинка «Deus» – 20-е место;
1982 год – «Uh Uh» – 27-е;
1983 год – «Atmosfera» – 86-е;
1985 год – альбом каверов «I miei americani» - 12-е (с хитом «Susanna»);
1986 год – «I miei americani» (2 часть) – 29-е место, «Joan Lui» – 43-е.

Удивительно, но у Челентано регулярно проваливались отличные альбомы!
Ума не приложу, почему итальянцам не пришелся по душе великий альбом «Uh Uh» с хитами «Giornata nein», «Niente di nuovo», «Solo», «Jungla di Citta», «Uh Uh», который в недельных чартах смог подняться лишь до 8-й позиции.

«Joan Lui» – саундтрек к одноименному фильму Челентано, но он под завязку заполнен отличными мелодиями (одна «Splendida e Nuda» чего стоит!). Итальянцы и в кинотеатры не пошли смотреть «Joan Lui», и песни из этого фильма слушать не стали: пластинка оказалась в 1986 году на итоговом 43-е месте! Как такое может быть!!!????....


Как относились итальянцы к другим героям советской эстрады?

Но может Адриано в чартах  потеснили старые «проверенные бойцы»: Кутуньо, Пупо и Фольи? Ведь они не были актерами, как Челентано, который много времени уделял кинематографу и не мог совершать длительные концертные туры, раскручивая свои альбомы (с конца 70-х Челентано и вовсе отказался от концертов). Если бы! Все оказалось наоборот.

Оказывается, наши всеобщие любимцы – Моранди, Кутуньо, Фольи, Аль Бано и Ромина Пауэр, Пупо и тем более Рафаэлла Карра - это даже не второй эшелон итальянской поп-музыки, а третий-четвертый (Челентано – все-таки входил в первый с перманентной тенденцией перехода во второй). Максимум, что удалось достичь некоторым из них - это пару раз прорваться со своими альбомами и синглами поближе к вершинам хит-парадов, а потом итальянская публика про них быстро забывала. Естественно, что это открытие удивило меня не меньше, чем относительно скромные успехи в чартах Адриано.

Кратенько остановлюсь на некоторых наших эстрадных любимцах, с указанием их «достижений» в итальянских чартах.

Джанни Моранди (1944 г.р.) в 60-е годы был яркой звездой на музыкальном небосклоне Апеннин, не уступая в популярности Адриано Челентано, Доменико Модуньо, Мине, Рите Павоне, но уже в 70-е его карьера резко пошла вниз, хотя были у него и шлягеры, и неплохие альбомы. Но так считаю я, а не итальянские слушатели. Его лучшие достижения в 70-е: 33-е место в чартах альбомов в 1971 году и 8-е место сингла «Sei forte papa» в 1976-м. Печаль, да и только.

В 80-е и 90-е годы Моранди изредка напоминал о себе сходными неблестящими результатами в чартах, так и не вернувшись в высшую лигу. Несмотря на это, в начале 80-х годов этого «сбитого летчика» часто показывали в СССР по ТВ, поэтому мы по-прежнему считали его одной из главных эстрадных звезд Италии. В 1983 году по советскому телевидению дали в эфир часовой концерт Моранди, что в случае зарубежных исполнителей происходило только по большим праздникам: пару раз в год. В 1984 году в Союзе вышел первый большой диск Моранди с его лучшими песнями, хотя отдельные его песни в составе сборников и маленькие пластинки печатались в СССР с конца 60-х.

Риккардо Фольи (1947 г.р.) - почти ровесник Моранди, но на большую эстраду он вышел лет на десять позже. На рубеже 70-80-х годов Фольи несколько раз отметился в итальянском хит-параде синглов: в 1981 году его знаменитая «Malinconia» достигла в хит-парадах 2-й позиции (по итогам года у нее 12-е место), а в следующем году песня  «Storie di tutti giorni» победила на фестивале в Сан-Ремо и тоже стала 12-ой среди синглов. На этом успехи Риккардо заканчиваются. Альбомы у Фольи продавались намного хуже: лучший из них в 1982 году занял 37-е место (высшая позиция в чартах – 6-я).

Симпатичное личико Риккардо явно приглянулось советскому телевизионному начальству, поэтому в 1982-1983 годах именно Фольи показывали по нашему ТВ чаще других итальянских исполнителей. В 1983 году в СССР вышла пластинка с лучшими песнями этого исполнителя.

Схожие с Фольи достижения на итальянской сцене присутствуют и в «портфолио» Тото Кутуньо (1943 г.р.), хотя он в первую очередь все-таки композитор, а не певец.
В 1984 году наше ТВ показало отрывки из концерта Кутуньо в Западном Берлине с его главными хитами «L;italiano» («Итальянец»), «Serenata» и «Solo noi», и в дальнейшем регулярно ставило в эфир его песни. В 1985 году в СССР была выпущена пластинка Кутуньо, в которой присутствовали все его главные шлягеры. Неудивительно, что после такой раскрутки в нашей иерархии итальянцев Тото Кутуньо занял твердое второе место после Челентано.

В одной из сетевых статей я прочел, что его песня «Итальянец» облетела весь мир, а сам Тото Кутуньо стал символом Италии. Песня действительно известная и вполне возможно, что после ее исполнения на фестивале в Сан-Ремо она добралась до самых дальних уголков Океании и джунглей Бразилии, но в Италии ее не сказать, чтобы сильно полюбили: итоговое 18-е место в 1983 году (для сравнения: во Франции эта композиция 13 недель подряд была №1 в хит-параде синглов). Знаменитая «Solo noi» тоже достигла 18-й позиции в годовом итальянском чарте (1980), у «Serenata» – 39-е место. И на этом достижения Тото Кутуньо заканчиваются. Его альбомы итальянская публика попросту не заметила! 

Кутуньо был великолепным композитором, написавшим множество шлягеров не только для себя, но и для А.Челентано, М.Матье, Далиды, Д.Дассена. Не знаю почему, но его незаурядный талант мелодиста итальянцы должным образом не оценили. Его песни, исполненные Челентано и другими звездами, не стали большими шлягерами в Италии, а сам Кутуньо как певец воспринимался местной публикой как исполнитель  песен на фестивале в Сан-Ремо.

Надо отметить, что данный фестиваль не был соревнованием «лучших по профессии», а являлся фестивалем песен, который использовался молодыми исполнителями для раскрутки. Настоящие звезды эстрады посещали этот фестиваль нечасто – как правило, в качестве почетных гостей. Тото Кутуньо год за годом раскручивался в Сан-Ремо, раскручивался, но так и не раскрутился.

Чуть реже Тото мы видели на своих экранах дуэт смешного коротышки Аль Бано и красавицы Ромины Пауэр, которые в то время были счастливыми супругами. Пластинка этого дуэта в СССР вышла в том же 1985 году, что и у Кутуньо. Эстрадная судьба чудовища и красавицы на итальянской сцене также схожа с тем, чего добился Тото.

Три сингла дуэта в 1981-1982 гг. занимали весьма приличные места в годовых чартах, а среди альбомов публика заметила лишь один: в 1982 году пластинка «Aria pura» с песенными хитами «Felicita», «Sharazan», «Balla del qua qua» и «Angeli» заняла 34-е место в годовом хит-параде… Вот и все успехи… Честно говоря, подобное просто не укладывается в голове! Настоящий сборник шлягеров в Италии раскупался без особого энтузиазма. И чего этим итальянцам надо?...

Певца со смешным псевдонимом Пупо и настоящим именем Энцо Гинацци (1955 г.р.) в СССР продвигали без особого энтузиазма: он редко появлялся в телевизоре, а его пластинка, выпущенная в Союзе в 1985 году, оказалась не сборником его лучших песен, а оригинальным альбомом «Lo devo solo a te», который в Италии занял 68-е место по итогам года… Проблема в том, что у нас его назвали просто «Пупо», что намекало на компиляцию лучших вещей, но в конверт не доложили не только любимое советским народом «шоколадное мороженое», но и «су ди ной», и еще несколько отличных композиций.

Несмотря на десятки шлягеров, которые Энцо Гинацци сочинил сам, особой славы на родине они ему не принесли. Несколько синглов Пупо засветились в итальянских хит-парадах, но ни один не смог стать первым в недельных чартах (лучшее место – 3-е).

Лишь три альбома за всю его карьеру Пупо попали в хит-парады по итогам года, но почетными эти места не назовешь: 74-е место (1979 год), 23-е (1980) и 68-е (1982). Особенно странным выглядит провал его первого альбома: среди 10 песен на нем был не только шлягер «Gelato al Cioccolato», но и «Forse», «Sempre tu» и «Ciao». Это достойный поп-альбом, но в Италии так не считали. Следующая пластинка Пупо «Piu di prima» (1980) встретила более ласковый прием, но выше 8-го места в недельных чартах не поднималась.

Единственными итальянскими исполнителями 80-х, кроме Челентано, кто был звездами у нас и действительно был реально популярен на родине, являются «Рикки э Повери» («Богатые и бедные»). Сингл группы  «Sara perche ti amo» поднялся до 6-го места в годовом хит-параде (1981), а три их альбома заняли вполне приличные места в годовых итальянских хит-парадах: «E penso a te» – 22-е (1982), «Mamma Maria» – 17-е (1983)  «Voulez vous danser» – 16-е (1984). В 1985 году взлет группы завершился победой на фестивале в Сан-Ремо, после чего на родине группа быстро вышла в тираж, но слава «Богатых и бедных» в СССР только начиналась. В 1986 году группа приехала на гастроли в СССР и дала 44 концерта. И позднее приезжала к нам снова и снова…

Несколько особняком от перечисленных мной исполнителей стоит Рафаэлла Карра (1943 – 2021). Ее советское телевидение стало раскручивать очень рано – еще с конца 70-х. В 1980-м в СССР вышла пластинка «Поет Рафаэлла Карра». Благодаря этому Карра стала быстро популярной в Союзе, побывала у нас в гостях, о чем был снят музыкальный фильм «Рафаэлла Карра в Москве», что еще больше увеличило ее известность среди советских подданных.

Самое забавное в том, что Карра – это телеведущая, которая в Италии известна больше именно в этом качестве. Пение – не главная ее творческая ипостась. В качестве певицы ее достижения на родине весьма скромны, несмотря на внушительную дискографию: в 1978 году ее альбом стал 42-м в итоговом хит-параде, а в 1982 году зажигательная песня «Ballo, ballo» добралась до 19-го места в чартах синглов. По нашим, советским меркам в репертуаре Карры было немало шлягеров («Torna da me», «E Saluta per me», «Tante auguri», «Ma Che vacanza E», "No pensar en ti…"), поэтому мы вполне резонно полагали, что Рафаэлла одна из ведущих мировых эстрадных звезд, но итальянцев песни Карры не особенно впечатляли. 

В ряду итальянских звезд, популярных в СССР, нельзя не упомянуть про одну итальянскую исполнительницу времен «перестройки», которую не раскручивало советское телевидение и фирма «Мелодия», но у нее были другие способы добраться до наших «сердец».

Для советских подростков в 80-е были 2 главных зарубежных певицы, чья популярность была основана не столько на их песнях (хотя у них были и шлягеры), сколько на бюстах. Имена британки Саманты Фокс и итальянки Сабрины (Салерно) у подростков разваливающегося СССР стойко ассоциировались с термином «секс-бомба». Именно подобный имидж эти певицы продвигали в массы, что в случае Сабрины помогло ей сделать головокружительную карьеру в Советском Союзе (Саманта Фокс была, по-моему, несколько менее популярна).

Кассеты с единственным альбомом Сабрины при поддержке печатной продукции с ее изображениями топлесс, быстро сделали ее суперзвездой. На какое-то время слава Сабрины в СССР даже затмила популярность кошачьеобразной и сладкоголосой Сандры, а уж про мужеподобную Мадонну и говорить нечего.

К сожалению Сабрины, итальянцев ничем не проймешь: ни задорными мелодиями, ни шикарными женскими формами. Эти люди не оценили Сабрину по достоинству: сингл «Boys» пользовался достаточно умеренным успехом – 23-е место в 1987 году. Но в принципе, какие могут быть к претензии к итальянцам? Это мы в СССР женщин без фуфаек видели редко, а у них на Апеннинах этих Сабрин без счета! Все итальянское кино 70-х – одна сплошная эротика, где женщина входила в кадр только затем, чтобы раздеться (за исключением уже пожилых Софии Лорен и Клаудии Кардинале).

Я кратко перечислил тех итальянских исполнителей, которые были настоящими звездами в СССР, но в 80-е годы мы были знакомы и с другими певцами и певицами родом из Италии. Некоторые из них, как Тони Эспозито или Флавия Фортунато, какое-то время были на слуху, но не воспринимались ровней Кутуньо или «Рикки э Повери».

Множество итальянцев мы видели по ТВ в передачах с фестиваля Сан-Ремо и других сборных концертов, но они не остались в народной памяти. Собирая информацию для статьи, я обнаружил, что в 1981 году в СССР выходила пластинка итальянки Джильолы Чинкветти. Это имя мне совершенно незнакомо, что означает только одно – эта дама так и не стала популярна в Союзе.

Таким образом, хоть в СССР завозили немало «итальянцев», а итальянская эстрада (вместе с французской и испанской) была существенной частью нашей поп-музыки, само по себе появление песен итальянского исполнителя в СССР не делало его популярным. Нам нужны были шлягеры! Если их не было – арривидерчи!   

Когда я разобрался с положением наших поп-кумиров в иерархии итальянских исполнителей, мне стало вполне очевидно, почему после развала СССР эти ребята и девчата рванули именно к нам зашибать трудовую копеечку, посещая не только столичные города для участия в многочисленных сборных солянках из серии «Дискотека 80-х», но и провинциальные российские концертные залы. А куда им еще ехать? Дома они никому не нужны, а нам эти старички помогают ностальгировать по СССР – по стране с молочными реками и кисельными берегами, которой никогда не было. Они дают нам возможность вернуться на часок во времена безвозвратно ушедшей молодости, когда многим из нас казалось, что все еще впереди, но теперь так думают только клинические идиоты, прописавшиеся на центральных телеканалах.

Дело дошло до того, что обнищавший Кутуньо в погоне за «длинным рублем» добрался даже до Благовещенска, а Фольи плюнул на официальное непризнание отъема Крыма мировым сообществом и выступил в Севастополе в 2014-м году, после чего сразу рванул в Майкоп (многие из вас были в этом адыгейском городе?). И до сих итальянские ветераны сцены не забывают Россию. 72-летний пенсионер Фольи даже в ковидном 2020 году окучивал юг нашей страны, вытрясая из опустевших карманов россиян последние копейки.


Кого слушали итальянцы в конце 20 века?

Итак, мы выяснили, что Адриано Челентано в Италии был настоящей звездой поп-музыки 70-80-х годов, но в когорту самых любимых исполнителей все-таки не входил. Кутуньо, Аль Бано и прочие хорошо известные нам Фольи были в Италии исполнителями – «однодневками», которые смогли продержаться вблизи музыкального Олимпа всего лишь пару-тройку лет (на сам Олимп они так и не поднялись). Но тогда кому отдавали предпочтение итальянцы в конце 20 столетия?... Может быть, все верхние строчки тамошних хит-парадов занимали зарубежные звезды: разнообразные «Пинк Флойды», Полы Маккартни и Иосифы Кобзоны?... Насчет последнего я, разумеется, пошутил, но и пластинки реальных мировых звезд отнюдь не теснили доморощенных исполнителей в итальянских чартах.

Иногда самые популярные пластинки США и Британии занимали 5-7 мест в Топ-20 итальянского хит-парада, но были годы, когда их число доходило до 11-12. В общем и целом за последние три десятилетия 20 века сохранялся примерный паритет между альбомами местных и зарубежных звезд, но чаще на самых верхних позициях чартов оказывались все-таки итальянцы.

Самое поразительное в том, что почти все самые популярные итальянские исполнители в СССР/России практически неизвестны. Когда я пробежался по вершинам альбомных чартов на сайте Hit Parade Italia,  в голове у меня была одна мысль: боже! кто все эти люди?! Лишь немногие оказались мне знакомы по именам и только один (кроме Челентано) был известен достаточно хорошо – его зовут Умберто Тоцци. В позднем СССР его знали по нескольким большим хитам («Tu», «Ti amo», «Gloria»), два из которых были выпущены на сборной пластинке «Лучшие итальянские песни 1982 года», но не уверен, что все помнили его имя, поскольку Тоцци не особенно рекламировали по ТВ.

Попробую огласить сразу полный список главных итальянских звезд конца 20 столетия (есть у русских такая традиция – им всегда нужен весь список…).

В 70-е годы на итальянской эстраде царили Лучо Баттисти, Мина и Клаудио Бальони. Пластинки этих исполнителей на протяжении всего десятилетия пользовались повышенным спросом на Апеннинах. За этой тройкой следуют Фабрицио де Андре, группа Pooh, Риккардо Коччанте, Франческо Де Грегори и Орнелла Ванони. Нельзя не упомянуть, что итальянцы ценили в то время и хорошо известного у нас Фаусто Папетти, но моя статья о поющих исполнителях. Уровень популярности нашего главного итальянца – Челентано в тот период можно сравнить с популярностью Орнеллы Ванони. Иными словами – он был в Топ-10, но ближе к концу этого условного списка.

В конце 70-х на итальянской сцене появляются новые звезды: Лучо Далла, Ренато Дзеро, Антонелло Вендитти, Эдоардо Беннато, Умберто Тоцци.

Самые популярные исполнители 80-х - Клаудио Бальони, Лучо Далла, Антонелло Вендитти и Васко Росси. Несколько меньшие тиражи альбомов были у Риккардо Коччанте, Лучо Баттисти, Эдоардо Беннато, Франческо де Грегори и Ренато Дзеро. Сохраняли умеренную популярность Мина и Челентано, а вот Умберто Тоцци выпал из обоймы. В начале десятилетия итальянцы сильно полюбили интеллигентного Франко Баттиато и чуть меньше Пино Даниеле, но на самой вершине оба продержались недолго. Во второй половине десятилетия на Апеннинах появились новые звездные имена среди молодых исполнителей: Эрос Рамаццотти, Джанна Наннини и Дзуккеро.

В 90-е особых изменений на вершине музыкального Олимпа не произошло: королями поп-сцены оставались Эрос Рамаццотти, Дзуккеро, Васко Росси и Пино Даниэле, к которым присоединился молодой рэпер Джованотти. По-прежнему был популярен Лучо Далла, но он крайне редко выпускал альбомы. Антонелло Вендитти всю первую половину 90-х был на коне, но к Миллениуму явно сдал.  В начале 90-х на несколько лет всплыл из забвения Умберто Тоцци и опять ушел в никуда. Эдоардо Беннато по неясной науке причине выпал в осадок с уходом 80-х. Достаточно популярными все последнее десятилетие 20 столетия были Мина, Франческо Де Грегори, Клаудио Бальони и Франко Баттиато. В начале десятилетия произвел фурор Лука Карбони, но быстро вышел в тираж.

Почти все 90-е казалось, что итальянцы совсем забыли про нашего Адриано, но за несколько месяцев до Миллениума они неожиданно  вспомнили про Челентано: старик еще жив?... Ладно, так и быть, послушаем его новый диск… И не только внимательно прослушали его новый компакт, но и полюбили пожилого шоумена. В результате начало нового тысячелетия сложилось для Челентано очень удачно, но это уже другая история.

Итак, если вы жили в позднем СССР, то, наверное, согласитесь со мной, что всего несколько из перечисленных мной имен были на слуху: упоминавшийся ранее Умберто Тоцци, а также Рамаццотти и Дзуккеро. Но последние двое стали известны уже после перестройки, а известность Эроса, как мне кажется, больше пришлась на начало 90-х, когда СССР уже приказал долго жить.

Все остальные главные итальянские звезды – это терра инкогнита для советского человека. Несмотря на то, что многих мы изредка видели на экранах телевизоров, а иногда слышали их песни по радио (Ванони, Мина, Беннато, Вендитти, Де Грегори, Дзеро, Росси, Даниэле), вряд ли я ошибусь, если скажу от имени несуществующего советского народа: этих ребят и девчат мы не знали!

О том, что почти все эти имена мало что говорят российскому слушателю, можно уверенно судить по статьям в русскоязычной Википедии. Челентано посвящена чрезвычайно подробная и обстоятельная статья. Страницы об Орнелле Ванони, Франческо Де Грегори, Риккардо Коччанте, Клаудио Бальони, Лучо Баттисти и группе Pooh состоят всего из нескольких строк. Напротив, если посмотреть статьи об этих исполнителях в итальянской Вики, то мы обнаружим, что почти у всех они не меньшего объема, чем в нашей Википедии об Адриано.


Почему самые популярные итальянские исполнители нам незнакомы?

Ответить на вопрос, вынесенный в подзаголовок, достаточно легко, если самому ознакомиться с их творчеством. Я потратил на это некоторое количество своего времени и могу точно сказать, почему среди звезд итальянской поп-музыки оказалось так много неизвестных мне имен.

Большинство из перечисленных мной «незнакомцев» не стали, да и не могли стать популярными в Советском Союзе в 70-80-е годы потому, что их репертуар, в основном, состоял из песен, в которых отсутствовали красивые мелодии, что резко контрастировало с творчеством Челентано, Кутуньо, Пупо и других  артистов, популярных в СССР.

Больше того. Даже при отсутствии запоминающейся мелодии в песне, сразу вызывающей интерес слушателя, исполнитель может заинтересовать публику своим исполнением. Талантливые певцы из ничем не примечательной композиции способны сделать нечто особенное.  Многим итальянским звездам и здесь похвастать нечем. 

Дело в том, что значительная их часть исполняли песни в такой манере, которая напоминает читку стихов под аккомпанемент или нечто среднее между читкой и классическим пением (когда основная история рассказывается речитативом, а припев поется). К таким исполнителям относились Фабрицио Де Андре, Франческо де Грегори, Лучо Далла, Франко Баттиато, Антонелло Вендитти, с оговорками - Лучо Баттисти и Риккардо Коччанте. Неудивительно, что часто при прослушивании очередной итальянской звезды я вспоминал про наших исполнителей с гитарами, которые в Советском Союзе объединялись в клубы самодеятельной песни (КСП) – этих парней часто называли странным словом «бард». В точном значении этого слова, бард – тот, кто поет собственные песни, но у нас к ним относили любых исполнителей, певших под гитару песни у костра в походах, на квартирах и изредка на любительских фестивалях.

Из советской бардовской среды вышел Владимир Высоцкий и еще несколько известных авторов-исполнителей, которые воспринимались как альтернатива профессиональной советской эстраде. В Италии происходили сходные процессы с одним существенным отличием – тамошние барды были составной частью профессиональной популярной музыки. Как утверждается, однажды на концерт Пино Даниеле в Неаполе собралось около 200 тысяч человек! А ведь Пино – это типичный автор-исполнитель, чье пение по нашим понятиям было бы уместно возле костра в туристическом походе (когда все уже изрядно выпили и не обращают внимания на мастерство исполнителя), но никак не на профессиональной сцене.

Подобное творчество исполнителей из Италии, напоминающее песни наших бардов, я условно назвал «итальянским шансоном». Попробую кратко рассказать о некоторых фигурах представителей апеннинского шансона и о других неизвестных звездах итальянской эстрады.


Франческо Де Грегори (1951 г.р.)

Франческо не умел петь, что не помешало ему стать суперзвездой итальянской поп-музыки. На сцене Де Грегори  читает стихи под аккомпанемент - как в начале 20 века делал русский поэт Игорь Северянин.

Типичная «песня» Де Грегори – «Buonanotte Fiorellino» с мегапопулярного альбома «Rimmel» 1975 года, который занял 2-е место в годовом итальянском хит-параде.   
И это не единственный успех чтеца Франческо: в 1984 году со своим альбомом стихов он занял 3-е место в годовом музыкальном чарте, в  1978-м – 6-е, в 1980-м – 8-е, 1985-м – 14-е…  Блеклые и тоскливые пластинки со стихами Де Грегори в конце 70-х – первой половине 80-х распродавались большими тиражами, чем музыкальные альбомы Челентано.

Лучо Далла (1943 – 2012)

На рубеже 70-х – 80-х не было в  Италии более популярного исполнителя, чем Лучо Далла. Среди итальянских бардов в то время он был почти такой же величиной как у нас Владимир Высоцкий.

Достижения Даллы на родине впечатляют: альбом «Lucio Dalla»  занял 1-е место в 1979-м, совместный диск с Де Грегори – 2-е место в том же году, следующая пластинка «Dalla» снова стала 1-й в годовом хит-параде Италии 1980-го. Альбом Даллы 1979 года всего за полгода разошелся в количестве 500 тыс. копий. Челентано о таких тиражах пластинок в те годы оставалось только мечтать. Я уже не говорю о несчастном Пупо.

Амплуа у Даллы было то же самое, что и у Де Грегори - читка стихов под аккомпанемент (неудивительно, что они много работали вместе). Ни одной яркой мелодии на этих дисках вы не найдете, но если вслушаться, то некоторые песни Лучо отнюдь не безнадежны (например, «Lultima luna» и «Stella di mare»).

Не исключаю, что названные композиции вполне могут найти своего слушателя даже в России, но они, как у нас говорят – на любителя. За одним-единственным исключением. Есть в репертуаре Даллы мировой хит, который знают и в Московской империи – это песня «Caruso», которая напоминает оперную композицию. В 1986 году Лучо поселился в неаполитанском отеле, где когда-то проживал Энрико Карузо, и наслушался от персонала баек о знаменитом неаполитанском певце. Это сподвигло его на сочинение песни, которая в итоге стала самой знаменитой композицией Даллы.

Помимо самого автора «Caruso» пели Лучано Павароттти, Майкл Болтон, Селин Дион, Хулио Иглесиас и прочие звезды сцены (в России ее исполняли Басков, Витас, Агутин, Билан). Поскольку ее пели все кому не лень, то песня давно уже живет своей собственной жизнью, уйдя от автора «в народ». Я слышал ее в исполнении Паваротти задолго до того, как начал знакомиться с творчеством Даллы и, честно говоря, думал, что это какая-то старинная классическая композиция из оперного репертуара…   

Пино Даниэле (1955-2015)

Я долго не мог решить, кто из итальянских бардов нравится мне меньше всех – Далла или Даниэле, но в итоге остановился на Пино.

Даниэле родился в Неаполе, но быстро завязал с неаполитанской песней (без вокальных данных в этом жанре делать нечего). Не стал Даниэле и типичным итальянским шансонье – на мой любительский взгляд, он, скорее, бард с джазовым уклоном. Мелодии, как и положено в джазе, Пино в своей музыке не использовал.
 
Несмотря на это, в 80—90-е годы Даниэле был не менее популярен в Италии, чем Челентано! 4 его пластинки в первой половине 80-х годов занимали по итогам года места в Топ-20, а в 90-е годы два его альбома достигли 2-го места (в 1995-м и 1997-м). Остается порадоваться за итальянцев, которые настолько культурные люди в музыкальном отношении, что предпочитают неаполитанский джаз мелодиям для «простого народа» от Челентано и Тото Кутуньо.

Лучо Баттисти (1943 – 1998), Франко Баттиато (1945 – 2021), Антонелло Вендитти (1949 г.р.) и Риккардо Коччанте  (1946 г.р.)

При всей разнице этих исполнителей, у них есть общие черты. Во-первых, к типичным итальянским шансонье их не отнесешь, но и далеко от них эта четверка не ушла. Во-вторых, репертуар этих исполнителей вполне позволял им при определенных условиях добиться известности в СССР. У каждого из них есть мелодичные песни, которые при грамотной раскрутке были бы хитами и у нас, хотя таких композиций и не очень много.

Если бы в СССР выпустили первый альбом Лучо Баттисти 1969 года, а потом еще парочку пластинок с его лучшими песнями, он был бы у нас известен не меньше Адриано Челентано (я не шучу!), а его «Ancora tu» знали бы в самых отдаленных уголках страны – от Анадыря до Ленинабада. Справедливости ради надо сказать, что 4 песни Баттисти в середине 70-х прозвучали на всесоюзном радио, а три попали на маленькую гибкую пластинку, но это трудно назвать полноценной промо-кампанией этого исполнителя. 

Лучший период Баттисти пришелся на первую половину 70-х, когда он спел немало красивых песен, но дальше дела пошли не так успешно: хотя его пластинки по-прежнему были популярны в Италии, явных хитов на них не было. Диски Баттисти после 1976 года вряд ли бы пользовались спросом в СССР, если бы кому-то пришло в голову выпустить их у нас.

С Франко Баттиато немного другая история: его творчество в 70-е годы не интересовало и самих итальянцев (а нас и подавно), но альбом 1981 года «La voce del padrone» произвел фурор в Италии (его тираж превысил 1 млн. экземпляров, что было на тот момент рекордом), да и в СССР бы пригодился. Песни «Cuccurucucu» и «Centro di gravita permanente» вполне могли бы стать нашими всенародными хитами.

У Риккардо Коччанте я не нашел альбомов, которые могли бы действительно понравится советскому слушателю, хотя в Италии его пластинки в 70-80-е постоянно входили в Топ-10 (лучшие места в годовом хит-параде – 2-е в 1982 году и 6-е в 1981-м). Но зато у Коччанте есть песни «Margherita», «Cervo a primavera» и «Celecte nostalgie». Если бы любую из них несколько раз показали в исполнении Коччанте по советскому ТВ, то это имя в СССР запомнили бы миллионы. Но, по-моему, этого исполнителя советские зрители так и не увидели, хотя не исключаю, что он  мог случайно промелькнуть по телевидению в  какой-нибудь трансляции с фестиваля в Сан-Ремо.

Имя Коччанте вспомнили в России уже в 21 веке в связи с мюзиклом «Нотр дам де Пари», к которому Риккардо написал музыку. 

Схожая история и с Антонелло Вендитти. Помимо достаточно мелодичного альбома 1978 года «Sotto il segno dei pesci» (самый популярный итальянский диск того года!), у него нет интересных пластинок, сравнимых с лучшими альбомами Пупо или «Рикки э Повери». Но песен с них на сборник лучших песен набрать можно легко. 
Таких как «Bomba o non bomba» или «Questa insostenbile leggerezza dellessere».

Клаудио Бальони (1951 г.р.)

Бальони – представитель традиционной итальянской эстрадной песни. Мне он сильно напоминает Джанни Моранди, но творчество Моранди в 70-е годы перестало интересовать итальянцев, а пластинки Бальони в Италии раскупали как горячие пирожки зимой на советских вокзалах (в 70-е годы пять его альбомов попали в Топ-10 в годовых хит-парадах, диск «Strada facendo» в 1981 году стал 2-м, а «La vita e adesso» занял  1-е место в годовом хит-параде 1985 года).

Хитов у Клаудио не так чтобы много, но они есть: «Questo piccolo grande amore», «E tu», «Amore bello»… В принципе в СССР его песни вполне бы пришлись бы ко двору, а один из его главных шлягеров - «Poster» (1975) я где-то слышал в те годы. Но по факту советских слушателей снабжали в достаточном количестве лишь оригинальным Моранди… Более молодую версию Моранди к нам решили не поставлять.

Ренато Дзеро (1950 г.р.)
 
Дзеро – весьма экстравагантный и эпатажный певец, сильно напоминавший в молодости Марка Болана и Элтона Джона, с середины 70-х исполнял вполне понятную советским слушателям поп-музыку, но не имел в репертуаре столь ярких шлягеров, которые имелись у Челентано или Кутуньо. Вероятно, поэтому на советском ТВ он появился буквально пару раз.

На счету Дзеро более десятка альбомов, которые занимали высокие места в итальянских чартах в 70-90-е (лучшие на мой вкус – «EroZero» (1979), «Tregua» (1980) и «Soggetti smarriti» (1986).

Эдоардо Беннато (1946 г.р.)

Беннато трудно отнести к какому-то определенному песенному жанру. Некоторые его альбомы 70-х годов напоминают «Смоки», иногда кажется, что Эдорадо исполняет рок-н-ролл, в 80-е чувствовалось его увлечение глэм-роком, которое сменилось поп-музыкой, а к концу того десятилетия он стал играть рок.  Прослушивая некоторые его песни, я вспоминал о Ману Чао. В общем и целом Беннато играет довольно бодрую музыку, но без особо ярких мелодий.

Итальянцы в конце 70-х – 80-е очень хорошо принимали альбомы Беннато (в 1977 его концептуальная пластинка по мотивам сказки о Пиноккио стала № 1 в итоговом хит-параде), но в 90-е списали его со счетов. И непонятно почему, поскольку петь он хуже не стал. Мне лично поздний Беннато нравится больше, чем ранний.

Васко Росси (1952 г.р.)
   
Несмотря на свое практически русское имя, Васко вряд ли мог стать очень популярным в СССР в 80-е годы (с возрастом он стал лучше). В то время он был откровенно молодежным исполнителем: Росси начинал с гитарной попсы, смахивающей на «Смоки», и, пройдя через увлечение «новой волной», остановился на рок-музыке. Мне он сильно напоминает Владимира Кузьмина образца 80-х (рокер с сильным уклоном в поп-музыку), но мелодичных композиций у Васко ощутимо меньше.

В 1984 году альбом Росси «Va bene, va bene cosi» стал самым продаваемым диском года в Италии, и на протяжении последующих двух десятилетий альбомы Васко принимались итальянской публикой с неизменным энтузиазмом.

Среди самых популярных итальянских исполнителей особняком стоят немногочисленные женщины. В 70-90-е их было всего 3. Две из них – представительницы классической эстрадной песни – Мина и Орнелла Ванони. Третья – Джанна Наннини – бард (чьи ранние песни сильно напоминали творчество молодого Лучо Баттисти), которая со временем увлеклась рок-музыкой.

Орнелла Ванони (родилась в 1934г.) – самый яркий представитель бесцветной итальянской эстрады 60-70-х. Для лучших песен Ванони, которые я честно прослушал на 4 дисках, характерно отсутствие хоть какой-либо мелодии. Я говорю не об ярких, запоминающихся мелодиях, а о мелодии в принципе. Исключения из этого правила крайне редки. Творчество Ванони настолько далеко от лучших образцов того же Челентано, что только диву даешься, как два столь разных плода (Ванони и Адриано) произвела на свет плодородная апеннинская земля.

Мина (1940 г.р.)

Мина Маццини – боевая подруга Адриано Челентано, которая появилась на эстраде в одно время с ним и поначалу тусовалась с Адриано в одной компании молодых любителей рок-н-ролла. К концу 60-х Мина забросила молодежную музыку и обратилась к обычной эстрадной песне.

Мина - настоящий рекордсмен по количеству выпущенных пластинок. Вряд ли я ошибусь, если скажу, что ее дискография – не только самая внушительная в Италии, но и в мире у нее найдется не очень много конкурентов. Обычная норма для Мины – 2-3 альбома в год, а иногда и больше. И так на протяжении более 50 лет! В ее творчестве нетрудно найти шлягеры («Parole, parole», «E poi…»), но среди них очень много каверов на итальянские и международные хиты, а основной репертуар Мины не сильно отличается от репертуара Орнеллы Ванони.

Подводя итоги моего обзора, я разделил перечисленных мной исполнителей на 2 группы.  В первую вошли, в основном исполнители «итальянского шансона» и других не очень понятных массовому советскому слушателю песен: Лучо Далла, Франческо Де Грегори, Эдоардо Беннато, Пино Даниэле, Фабрицио де Андре, Орнелла Ванони, Васко Росси. Даже при значительных усилиях «Останкино» и фирмы «Мелодия» вряд ли бы они стали звездами в СССР.

Вторую группу составили Мина, Лучо Баттисти, Клаудио Бальони, Антонелло Вендитти, Риккардо Коччанте, Франко Баттиато, группа Pooh, Ренато Дзеро. При некоторых промо-усилиях этих исполнителей вполне можно было раскрутить в СССР, хотя это было сложней, чем в случае с Тото Кутуньо или Пупо, у которых шлягеров было побольше. Ряд перечисленных мной исполнителей изредка демонстрировали по советскому ТВ, а их песни иногда звучали по радио и издавались на гибких пластинках, но это были лишь маленькие эпизоды, которые никак не отразились на популярности этих артистов в СССР. 
 
Сразу следует оговориться, что моя классификация основана только на альбомах 70-80-х годов. Как ни странно, но ряд итальянских исполнителей с приближением пенсионного возраста начали выпускать вполне бодрые по нашим меркам альбомы. Такие авторы-исполнители как Коччанте, Баттиато, Дзуккеро, Беннато и Росси по-настоящему раскочегарились лишь после пятидесяти. В результате в их дискографиях появилось по несколько альбомов, которые прекрасно воспринимаются моим тренированным «русским ухом», настроенным на яркие, запоминающиеся мелодии. В новом столетии ожили даже Лучо Далла и Де Грегори, которые записали пару-тройку мелодичных песен.

Напоследок постараюсь ответить еще на ряд вопросов, которые возникают при анализе музыкальных предпочтений итальянцев.


Что не так с итальянцами?

Почему жители Апеннин так любят свой шансон? По какой причине почти каждый альбом Мины принимался итальянцами на ура, хотя большая часть из них совершенно бесцветные? И наконец, почему пластинки без ярких мелодий в Италии распродавались гораздо лучше, чем переполненные шлягерами альбомы Челентано, Кутуньо, Пупо и Аль Бано с Роминой?... 

Когда сталкиваешься с массовой популярностью песен, в которых нет яркой мелодии (или она отсутствует в принципе), то возможных ответов на вопрос о причинах их популярности не так уж много. В теории людей в песнях привлекают тексты, ритм, голос, манера исполнения, сам исполнитель, его владение определенным инструментом…

Есть целые музыкальные жанры, где яркая мелодия не имеет особого значения: джаз (в нем ценится импровизация исполнителя – как вокалиста, так и музыкантов), клубная музыка (в ее основе громкость и ритм), метал и его разновидности (гитарный напор и ритм), оперная музыка  (голос и исполнение) и много других направлений, но все они на любителя (джаз когда-то был популярной музыкой, но позднее уступил свое место другим жанрам). Число их поклонников относительно невелико.

В случае итальянцев конца 20 столетия мы видим массовое увлечение авторской песней, которая тоже не являлась самым популярным музыкальным жанром на мировой поп-сцене. Самыми распространенными музыкальными жанрами в то время были американизированная эстрада (Ф.Синатра, П.Анка, С.Адамо и т.п.), рок-н-ролл,  рок, электронная музыка, диско… Тем ни менее, в Италии на вершинах чартов обычно находились альбомы так называемых кантауторе – авторов-исполнителей.

Если не вдаваться в детали, то в самом этом факте нет ничего удивительного. В СССР тоже были такие авторы-исполнители, которые были одними из самых популярных певцов в стране (одни удерживали популярность на протяжении десятилетий, а другие – нескольких лет). Помимо Владимира Высоцкого, который по своему масштабу стоит особняком, к этим бардам относились Булат Окуджава, Юрий Визбор, Вилли Токарев, Александр Розенбаум, Александр Новиков, Юрий Лоза… В этот список можно добавить Аркадия Северного и Михаила Шуфутинского, которые сами не писали песен, но для широкой публики ничем не отличались от Токарева и Розенбаума.

По общему правилу в авторской песне текст имеет большее значение, чем музыкальное сопровождение. Но если мы проанализируем ситуацию в этом жанре в СССР, то нетрудно сделать вывод, что все наши наиболее популярные авторы-исполнители отнюдь не забывали про мелодии. А те барды, которые не уделяли музыке особого внимания (А.Галич, Ю.Ким, О.Митяев и др.), так и остались королями «квартирников» и фестивалей бардовской песни, не найдя дороги к широким народным массам.

В Италии конца 20 столетия картина иная, чем была у нас: почти все самые популярные исполнители на Апеннинах не являлись выдающимися мелодистами. С учетом этого обстоятельства, напрашивается вывод, что среди итальянцев больше тонких ценителей поэзии (в процентном отношении), чем в СССР.

Данный вывод, возможно, отчасти справедлив, но вряд ли между популярностью итальянских кантауторе и качеством их поэзии имеется прямая зависимость. Безусловно, что тексты – это основа для восприятия их творчества, и если ты не знаешь итальянского языка, то проникнуться песнями кантауторе невозможно. Но нельзя забывать один важный момент: хорошие стихи нужно правильно преподнести публике.

Простая читка стихов со сцены под гитару – это не про итальянских бардов. Три составляющих популярного кантауторе – приятный голос,  исполнительский талант и полноценное музыкальное сопровождение. Обычно авторы-исполнители с Апеннинского полуострова записывались и давали концерты с полноценной группой (у нас в 70-80-е их называли вокально-инструментальными ансамблями), часто с бэк-вокалом. Пусть с мелодиями дела у кантауторе были не ахти, но полноценным аккомпанементом никто из них не пренебрегал. Кто-то из итальянских бардов делал упор на рок-звучание (Беннато, Росси, Наннини), другие на поп-баллады (Коччанте, Бальони), Франко Баттиато на электронную музыку, многие на актуальную европейскую попсу (Де Андре, Бальони, Дзеро), некоторые авторы часто экспериментировали со стилями и жанрами (Баттисти, Баттиато). Но не было такого, чтобы парень вышел с гитарой на сцену и начал петь.

У наиболее популярных исполнителей обязательно была какая-то изюминка, которая привлекала к ним внимание публики. У Баттисти запредельная душевность исполнения и кажущаяся беззащитность, явно прибавляющая ему симпатий женщин. Бальони был нечеловечески красив – его можно назвать Аленом Делоном итальянской эстрады. Дзеро был более эпатажным, чем группа «Кисс» и Элтон Джон вместе взятые. Баттиати баловал публику такими мудреными текстами, что это не могло остаться без внимания молодежной аудитории. Васко Росси был алкашом, наркоманом и дебоширом, что привлекает публику в любой стране. У Лучо Далла была модная небритость – для многих женщин достаточно и этого, чтобы полюбить существо противоположного пола. И только у Пино Даниеле не было ничего, кроме любви к джазу…

Как я уже упоминал, среди самых популярных исполнителей в Италии встречались не только кантауторе. Мина и Орнелла Ванони были обычными эстрадными певицами, для которых музыку и тексты писали другие люди. Чем они так зацепили аудиторию, хотя их репертуар в музыкальном плане оставлял желать лучшего? Возможно, я ошибаюсь, но случай этих дам очень похож на феномен «певиц для женщин».

Не секрет, что как среди певцов есть такие, кто работают исключительно «для пацанов» (почти весь «русский шансон» именно таков), так и среди женщин многие адресуют свои песни только «своим». У нас, в 90-е, такой исполнительницей была очень популярная певица Ирина Аллегрова, затем к ней присоединилась вечно плачущая Татьяна Буланова, в новом столетии Елена Ваенга очаровала женскую аудиторию и стала большой звездой, а сейчас из девчачьих карманов вытягивает немаленькие денежки Ольга Бузова.

По-моему, Мина и Ванони из той же оперы. Каверы на хиты, исполняемые Миной – репертуар универсальный, но ее собственные песни в 70-80-е – практически сплошной минор с редкими вкраплениями мелодий. У Ванони репертуар, по-моему, очень схожий, но мелодий нет совсем. По моим ощущениям минорные композиции этих итальянских звезд были исключительно «для своих». Когда итальянским мужчинам хотелось «поплакаться» с кем-то за компанию – к их услугам был целый взвод кантауторе. Стенания Мины и Ванони им были ни к чему.

Последний вопрос, на который я попытаюсь ответить: почему пластинки без ярких мелодий в Италии обычно имели большие тиражи, чем переполненные шлягерами альбомы Челентано и других наших любимцев? Это действительно вопрос вопросов. Кутуньо и Пупо – тоже кантауторе, да и Челентано временами выступал в амплуа барда. Почему же их мелодичные композиции нравились итальянцам меньше, чем песни Лучо Далла, в которых мелодиям места не было?...

По этому поводу у меня имеется только одно предположение. Возможно, дело в здесь в следующем. Тиражи альбомов Даллы, Баттисти, Бальони и Коччанте обычно были выше, чем у Челентано или Пупо из-за того, что они работали в разных жанрах. У первых преобладали песни балладного типа – их иногда называют «песни для души». У тех исполнителей, которые были популярны в СССР, в основе большинства композиций лежали танцевальные мелодии – их пластинки содержали шлягеры для танцев (в том числе парных танцев), а баллад в их творчестве было немного.

Моя гипотеза состоит в том, что потенциальная аудитория песен «для души» (конечно же, несколько условной) намного больше, поскольку такую музыку слушают и подростки, и пенсионеры. Напротив, танцевальная музыка, в основном, привлекает молодежную аудиторию. Соответственно, если потенциальная аудитория для твоей музыки составляет 35-40 млн человек (население Италии в 1980 году было 56 млн), тебе проще продать пластинку тиражом в 500 тысяч экз., чем какому-нибудь Челентано, который выпустил забитый под завязку танцевальными шлягерами альбом «Soli» для потенциальной аудитории в 15-20 миллионов.

Мою гипотезу косвенно подтверждает и скачущая популярность альбомов самого Адриано. В 90-е годы его пластинки раскупались откровенно плохо, но когда он объединился с Миной, и выпустил в 1998 году невнятный, но явно нетанцевальный альбом, а потом стал записывать диски с песнями почти исключительно «для души», каждый его новый альбом становился хитом продаж. В сущности, Челентано использовал рецепт успеха, который до него применяли Лучо Баттисти, Лучо Далла и Клаудио Бальони. Адриано стал как все и его полюбили.  А наши заумные рецензенты стали писать в музыкальных журналах, что Челентано с возрастом помудрел, словно мудростью является следование в общем фарватере за всеми остальными.

И напоследок пару слов о том, является ли трепетное отношение итальянцев к своим шансонье уникальным явлением в мире музыки. Очевидно, что нет. Если изучить американские хит-парады, то нетрудно сделать вывод, что в США тоже любят своих бардов.  И многие из них не были талантливыми мелодистами.

Например, таков Боб Дилан – выдающийся американский автор-исполнитель, который получил Нобелевскую премию по литературе, но как композитору ему далеко до Пола Маккартни. В результате Пол – такой же любимый у нас музыкант, как Челентано, а Дилана в России почитают только избранные. А Джона Денвера у нас вряд ли слушают даже они (хотя он приезжал в СССР). Недалеко от Дилана ушли Джонни Кэш, Саймон с Гарфанкелем, Джон Кугар Мелленкамп – те, кто знает английский, наверное, могут быть их фанатами, но читая и переводя с английского только с Гуглом, адекватно  оценить их творчество невозможно. Я уж не говорю о многочисленных звездах специфической американской музыки – кантри. Этих мы в принципе никого не слушаем и не знаем. Как и популярных в Италии кантауторе.