Актриса Маргарита Кошелева

Александр Щербаков 5
Яркая, обаятельная, талантливая советская актриса Маргарита Кошелева сыграла достаточно много разноплановых персонажей. И всё же, зрителям больше всего запомнилась в мелодрамах: «Сверстницы», «Вертикаль», «Варькина земля» и военной ленте «Адъютант его превосходительства».

В первый день зимы 1939 года в интеллигентной московской семье родилась девочка Маргарита. В детстве Маргарита Кошелева очень хотела быть балериной. Поэтому и уговорила родителей отдать ее в хореографическое училище при Большом театре.

Но, несмотря на большие успехи, стать прима-балериной девушке было не суждено. Дело в том, что к окончанию училища миниатюрная Рита вдруг оказалась на голову выше своих соучениц. Педагоги с сожалением разводили руками: «Ах, как жалко: такая перспективная девочка. Но рост…»

И хотя училище Кошелева все же закончила, с мечтой блистать на сцене Большого театра ей пришлось расстаться. Маргарита понимала, что нужно искать для себя новое поприще. Но какое?

Через несколько месяцев после окончания училища Рита отправилась погостить к родственникам в Киев. И однажды, гуляя по городу, она попалась на глаза ассистентам с киностудии имени А. Довженко.

Стройная высокая девушка с какой-то несоветской внешностью, привлекла внимание киношников, и они тут же пригласили Маргариту на небольшую роль в фильм «Это было весной».

Этот случай стал вдвойне судьбоносным для 19-летней девушки. Во-первых, потому что после съемок она твердо решила стать киноактрисой.
Во-вторых, на съемочной площадке фильма «Это было весной» Маргарита встретила человека, который оказался любовью всей ее жизни.

Избранником Кошелевой стал украинский кинорежиссер Артур Войтецкий. Несмотря на 9-летнюю разницу в возрасте, между ними завязался роман, который через год закончился свадьбой.
Вскоре Маргарита переехала к мужу в Киев и стала штатной актрисой киностудии имени Довженко.

Роль Киры Богдановой в мелодраме «Сверстницы» оказалась единственной главной в фильмографии Маргариты Кошелевой. Но все равно эту актрису не назовешь невезучей. Ведь большинство фильмов, в которых она снималась, вошли в золотой фонд советского кинематографа — «Адъютант его превосходительства», «Аты-баты, шли солдаты», «Вертикаль». А с какими артистами ей приходилось работать на одной съемочной площадке! Например, в «Вертикали» партнером Кошелевой был Владимир Высоцкий.

Кстати, по словам Маргариты, свою знаменитую песню «Скалолазка» Высоцкий посвятил именно ей. Почему актриса, которая прожила такую насыщенную жизнь, умерла в одиночестве и забвении?

В 1959 году Кошелева снялась в фильме «Катя-Катюша» вместе с молодыми актрисами Людмилой Крыловой и Лидией Федосеевой (тогда еще не Шукшиной). Картина на модную тогда производственную тему была хорошо принята зрителями. А на трех начинающих красавиц-актрис обратили внимание режиссеры.

В том же году Василий Ордынский на Мосфильме приступил к съемкам мелодрамы «Сверстницы». И на роли главных героинь, трех подружек, пригласил Лидию Федосееву, Людмилу Крылову и Маргариту Кошелеву.

По сюжету героиня Кошелевой, Кира Богданова, после школы поступает в театральное училище. Но во время учебы девушка понимает: у нее нет таланта и хорошей актрисой ей не стать. И Кира, как это ей ни больно, уходит из училища. Разочарование ждет Богданову и на личном фронте — человек, с которым она собиралась связать свою судьбу, оказался подлецом.

Картина «Сверстницы» принесла Маргарите Кошелевой всесоюзную популярность и новые приглашения от режиссеров. Правда, главные роли ей больше не предлагали, а только второстепенные или эпизоды.

Но зато большинство фильмов, в которых посчастливилось сниматься Кошелевой, стали настоящими бестселлерами и впоследствии вошли в золотой фонд советского кинематографа. Среди них комедия «Ключи от неба», многосерийный фильм «Адъютант его превосходительства», телесериалы «Варькина земля» и «Как закалялась сталь», военная драма  «Аты-баты, шли солдаты».

Отдельно стоит вспомнить ставшую культовой картину Станислава Говорухина «Вертикаль», в которой Кошелева сыграла Риту — «идеальную альпинистку».

«Рита была главным стержнем, который всю эту альпинистскую компанию делал единым коллективом. Оставаясь на втором плане, она делала все правильно, легко и естественно, без ошибок и дерганий»,— рассказывал Станислав Говорухин.

Интересно, что среди всех артистов, снимавшихся в «Вертикали», Кошелева первой научилась лазить по горам. Причем делала это настолько профессионально, что консультант фильма, опытнейший инструктор-альпинист Леонид Елисеев не раз говорил: «Вот из кого получилась бы отличная скалолазка!»

И действительно, у Маргариты были все необходимые для альпинизма качества: высокий рост, небольшой вес и отличная координация, развитая еще во время учебы в балетной школе.

Кстати, Кошелева была единственной, кто снимался без дублера. И даже на общих планах, где вполне можно было обойтись заменой (лица-то все равно не видно), девушка предпочитала работать сама.

Уже спустя много лет, Маргарита Кошелева раскрыла секрет, что свою знаменитую песню «Скалолазка» Владимир Высоцкий посвятил именно ей.

По словам актрисы, однажды, в перерыве между съемками, Высоцкий сказал:
«Понаблюдал я за тобой в горах, Рита, и вот что сочинил».
И начал петь:
«Я спросил тебя: — Зачем идете в горы вы?
А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой
Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово!
Рассмеялась ты и взяла с собой».
Правда, сам Высоцкий никогда не признавался, кому посвятил эту песню. А, исполняя ее на концертах, просто говорил: «Скалолазка — это такая женщина, которая лазит по скалам».

Маргарита же, по ее словам, стеснялась спросить, почему Владимир не упоминает ее имя. А потом решила: а может, он впоследствии еще кому-то эту песню посвятил, вот и не хочет говорить.

После «Вертикали» Кошелева вернулась в Киев и продолжила работать на киностудии имени А. Довженко. Чаще других она снималась в фильмах своего мужа, Артура Войтецкого: «Вниманию граждан и организаций», «Тронка», «Волны Черного моря».

Во время работы над последней картиной произошел неприятный инцидент. В одной из центральных газет появился фельетон о том, что на киностудии имени Довженко народные деньги пускаются на ветер. Речь шла о финансовых нарушениях на съемках фильма «Волны Черного моря».

Войтецкий виновным себя не признавал и требовал назначить расследование. Но руководители киностудии даже не захотели слушать режиссера, а быстренько издали приказ об отстранении его от работы.

Оказавшись внезапно не у дел, Войтецкий совсем было упал духом. Спас его известный артист Олег Борисов, неоднократно снимавшийся в фильмах украинского режиссера. Борисов каким-то образом  сумел уломать руководство Центрального телевидения, чтобы Войтецкому дали возможность работать.

И вскоре Артура действительно пригласили в Москву и назначили режиссером 3-серийной картины «Сегодня и завтра». Одну из небольших ролей в фильме сыграла жена Войтецкого — Маргарита Кошелева.

Только через пять лет, когда на киностудии имени А. Довженко сменилось руководство, опальный режиссер и его супруга смогли вернуться в Киев.

С начала 80-х Кошелева снова начала активно сниматься у мужа и других украинских режиссеров. Самые известные картины с ее участием — «Алые погоны» (учительница немецкого Татьяна Михайловна), «История одной любви» (Надежда Павловна), Кармелюк (пани Янина), «Где-то гремит война» (эпизод).

В 1993 году Артур Войтецкий скончался на 65-м году жизни. И Маргарита осталась совсем одна (детьми супруги так и не обзавелись).
Актриса очень переживала смерть любимого мужа. После его ухода ее все реже стали приглашать на съемки.
До конца 90-х Кошелева снялась всего в четырех картинах: «Дорога на Сечь», «Казненные рассветы», «Тупик» и сериале «День рождения Буржуя». Роли у нее были  совсем крошечные, почти массовка.
А с приходом 2000-х об актрисе и вовсе забыли.

Маргарита Кошелева и в молодости никогда не выпрашивала для себя роли (даже у собственного мужа она снималась, в основном, в эпизодах). Поэтому, оказавшись «за бортом», она не стала обивать пороги киностудии.

Последние годы актриса одиноко жила в киевской квартире, довольствуясь скромной пенсией. Ведь никаких званий и наград, которые могли бы обеспечить прибавку, у нее не было.

В 2013 году режиссер Марина Горбач внезапно вспомнила о Кошелевой и пригласила ее на роль бабушки в украинско-турецкую мелодраму «Люби меня». Эта картина стала последней работой Маргариты.

В октябре 2015 года соседи актрисы обратили внимание, что ее давно не видно. На телефонные звонки она тоже не отвечала. Пришлось обращаться за помощью в правоохранительные органы.

Вскрыв квартиру, милиционеры обнаружили 75-летнюю актрису мертвой. Причем, по заключению медиков, смерть наступила не менее двух недель назад от сердечного приступа.

Похоронили Маргариту Кошелеву без особых почестей на Лесном кладбище в Киеве.