Сказка восьмая Маленькое путешествие Глагола с Пре

Нина Де Рябина
           Только Предлог хотел было отправиться в другой класс, как его окликнул Глагол:
- Предлог, подождите меня, пожалуйста, я один никогда не начну учиться. Помогите мне.
- Я согласен Вам помочь, но что я могу  сделать? Ведь предлоги не дружат с глаголами.
- Не дружат, но помочь-то могут? – спросил ещё раз мальчик в кепочке.
- А как? – удивился Предлог.
- Я тут немножко подумал и понял, что пока со всеми Частями Речи не познакомлюсь, учить меня никто не будет, - проговорил Глагол. – Это правда?
- Да. Тогда пойдёмте со мной. Можно я Вас буду называть на ты? – обратился с просьбой Предлог.


- Конечно, мы же теперь друзья. У меня уже много друзей. Лягушки, Кузнечик, Синичка. Вот! И ты! А куда мы идём?
- Мы идём в класс Служебных Частей Речи.
- Там ещё кто-то живёт? – не унимался Глагол.
- Там живут ещё два моих товарища. Сейчас я тебя с ними познакомлю.
- А как их зовут? – поинтересовался любознательный Глагол.
- Сам увидишь и познакомишься. Один из них очень добрый, а второй очень весёлый.
Они зашли в класс с табличкой на дверях «Служебные Части Речи» и увидели одного человечка  вместо двух.
Это был один мальчик с доброй      
улыбкой на лице.


- Здравствуй, мальчик в кепочке.  Как и я в кепочке. Только моя всегда слетает, а твоя, я вижу, прямо на голову надета! - обрадованно воскликнул Глагол.
- Здравствуйте, - поприветствовал  прибывших мальчик в кепочке. – Предлог, неужели ты привёл ещё одного представителя Служебных Частей Речи?
- Нет, Служебных Частей Речи – три. А это Глагол -  Знаменательная Часть Речи.
- Тогда что он здесь делает с нами?
- Он пришёл познакомиться, чтобы  начать учиться.
- Служит связи слов Союз.
Нет прочнее этих уз.
Перечислит, уточнит,
Предложения скрепит, - сказал Союз, улыбнулся и раскланялся.
- Так Вы Союз? – спросил Глагол.
- Да, Союз.
- А сколько Вам  лет? – поинтересовался снова Глагол.
- О, мне очень много лет. Некоторые мои братья насчитывают тысячелетия и за это время совсем не меняются.
- Вот это да! Хоть бы познакомиться с одним из них.
- Вот он, знакомьтесь!


 

- Так это же буква И, я её знаю, а где же здесь Союз? – возмутился Глагол.
- Этот Союз и состоит из одной буквы И.
- Значит, вы такие маленькие, Союзы? Наверное, поэтому Вы мальчик, а не дедушка?
- Отчасти да.
- А что значит отчасти?
- Да потому что их очень много, есть маленькие, а есть побольше, - вступил в разговор Предлог.



- Союзы: да, а, но, или, зато,
И, либо, ли, не то - не то,
Однако, же, как, несмотря на
Как будто, точно – здесь не зря –
Потому что, в связи с тем,
(А это надо помнить всем!)
И лишь, когда, пока, едва,
С тем чтоб… - Союзов роль жива!
          Это известное стихотворение, его школьники даже заучивают, чтобы запомнить нас, Союзов. А вообще нас около двухсот пятидесяти братьев, - закончил свою речь Союз. И добавил:
- А название Союз появилось в семнадцатом  веке.
- Я понял, какими  вы бываете и что вам много лет. А что же вы делаете с другими Частями Речи? – поинтересовался Глагол. - Вы с ними тоже дружите?
- Дружим, конечно, мы их объединяем, скрепляем, уточняем.
- То есть вы им помогаете, да? Служите им?
- Да! - воскликнул Предлог. - Служат, как и мы.
- Тогда зачем они, если уже есть вы, Предлоги?
- А вот послушай!


 Мальчик Глагол И Предлог пришли  К нам В гости, ЕДВА познакомились. Какие маленькие слова тебе услышались?
- К, И, В, Едва!
- Правильно. Союз И соединил, Союз ЕДВА показал на время, Предлог К помог изменить слово МЫ, Предлог В помог изменить слово Гости. Каждый выполнял свою работу.
- А Глаголам вы тоже помогаете?
- Конечно.
Варит И чистит, бегает ДА кричит, прыгает, НО не падает. Вот!
- Так вы слова соединяете?
- Не только. Даже предложения.
- А что это такое?
- Не всё сразу. В школе узнаешь про многое другое.
В голове у Глагола родилась новая песенка:
Буду я учить Союз,
Я учиться не боюсь.