Низкий поклон сельскому учителю

Татьяна Бузнякова
Профессия педагога была и есть одной из самых уважаемых в стране. Школа занимала важное место в жизни каждого ребенка и подростка. В 1930-е годы советская школа и учитель пережили несколько волн глобальных перемен. Если в начале десятилетия требовалось охватить всех детей соответствующего возраста школьным образованием, то после 1934 и особенно 1936 года на первый план вышло качество обучения. В школу вернулись дисциплина и единоначалие. Умение педагога поддерживать дисциплину в классе, подмечалось всё чаще, как особая черта профессионального мастерства. Потому с середины 1930-х в официальных документах и в печати регулярно звучали требования к учителям. Особенно примечательна была жизнь сельского учителя, как говориться - «как на ладони». Учитель должен был своим поведением и видом показывать пример не только учащимся, но и местным жителям. Прежде всего следить за своим поведением и внешностью. Авторитет учителя был поднят на такую высоту, что стать учителем в школе стремились самые талантливые выпускники. Обязательной частью работы учителя были организация родительских собраний и посещения детей на дому. Учитель обязан был знать в каких условиях живет учащийся и в случае сложности, чем помочь той или иной семье. О сельских учителях начальной школы хутора «Красный рыбак», ныне хутор Рыбацкий, работавших в трудное послевоенное время пойдет речь в статье
. Анну Григорьевну Сиривлину (Вагина) и в настоящее время помнят жители хутора. Сорок лет отдала она профессии. Свою деятельность начала еще в годы Великой Отечественной войны. Родилась Анна Григорьевна в 1924году в Казахстане, селе Пешковка, Кустанайской области. В 1941 году поступила учиться в Новочеркасский учительский институт. В 1943 году, перейдя на заочное отделение, стразу после освобождения хутора «Красный рыбак» от немецких оккупантов, пришла работать в разбомбленную школу. И с этого времени работа и личная жизнь – всё было взаимосвязано. Учебный год начался с марта 1943 года с обхода семей. Записывала детей по возрастам, собирала книги, тетради, газеты. Чтобы школа работала в зимнее время, каждый ученик должен был принести по 3 полена дров, или несколько пучков топки (нарубленный тальник, полынь связывались в пучки). Когда было холодно, то урок проводили возле печи
Учебник был только у учителя, все задания переписывали от руки. Работала школа в две смены. Первый и второй классы в первую смену, третий и четвертый во вторую. Великая Отечественная война - долгая, тяжёлая, поэтому трудности испытать пришлось всем – мужчины ушли на фронт, остались старики, женщины и дети. Ребятишки работали наравне со взрослыми трудились в колхозе – пропалывали посевы, вязали снопы, молотили, собирали колоски. Анна Григорьевна стремилась научить ребят не только считать и писать, но и вырасти честными, порядочными, трудолюбивыми людьми. В 1946 году Сиривлева Анна Григорьевна за свой труд была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.». В 1947 году поступила в Ростовский н/Дону Государственный учительский институт, который успешно закончила в 1954 году по специальности история, с правом преподавания в первых семи классах. В 50-е годы вышла замуж за местного парня Вагина Якова. В 1957 получила знак «Отличник народного просвещения», в 1980 году награждена медалью «Ветеран труда». Проработала Вагина А.Г. директором и одновременно преподавателем в школе до 1990 года, с почетом уйдя на заслуженный отдых.
К концу учебного года 1943-1944, в школу пришли работать супруги Иван Матвеевич и Татьяна Алексеевна Войченковы. Коммунисты, фронтовики, они были направлены работать по месту жительства мужа. Татьяна Алексеевна проводила уроки во вторую смену, Иван Матвеевич преподавал естествознание. Общительные, строгие, знающие свое дело, они завоевали сердца не только учеников, но и их родителей.  Кроме того, Иван Матвеевич при местном клубе, организовал драмкружок в который ходили заниматься не только ученики, но и местные жители. Кружковцы выступали с концертами и в клубе, на полях рыбколхоза «Красный рыбак», перед рыболовецкими бригадами. В 1954 году Ивана Матвеевича направили работать директором клуба в станицу Старочеркасскую и супруги туда переехали. Татьяна Алексеевна стала преподавать в Старочеркасской средней школе историю и обществоведения.  И здесь она завоевала уважение и симпатии учеников. Ее уроки строились на привлечении краеведческого материала, который давал организованный ею отряд «Поиск». Члены отряда собирали краеведческий материал: о прошлом своей станицы, о погибших воинах, героям и ветеранам войн и труда. Организовывались походы и поездки по местам боевой Славы. В станицу приезжали неоднократно родственники захороненных, в братской могиле, солдат, проводились встречи «Памяти» с ветеранами войны. Проработав 44 года в школе Татьяна Алексеевна в 80-х годах ушла на заслуженный отдых. А краеведческий материал пополнил фонды созданного, в 1970 году, Старочеркасского историко-архитектурного музея - заповедника.
В 1954 году в начальную школу хутора Красный рыбак, пришла работать молодая учительница Любовь Петровна Чеботникова. Учитель от Бога, закончив с красным дипломом Задонское педучилище в Липецкой области была направлена по распределению в Ростовскую область. Два года работала в поселке Октябрьский, затем переведена в Краснорыбацкую школу. Талантлива во всем -играла на балалайке и гитаре, профессионально танцевала чечетку. Была учитель-новатор, внедрила в школе липецкий метод обучения. Её уроки были усовершенствованы, начинался каждый урок ярко, талантливо, артистично. Материал подавался именно в том темпе, в каком учащиеся его воспринимали. Использовались наглядные материалы. Дети с хорошей успеваемостью получали дополнительный выходной в субботу, с отстающими проводились индивидуальные занятия. Отношения в классе были доброжелательны часто дети проверяли работы друг друга.  В результате итоговых проверок 80% учащихся получали оценки хорошо и отлично. Любовь Петровна продолжила, заочно, образование в Ростовском пединституте, где будучи студенткой, читала лекции о липецкой системе обучения.
В 1956 году вышла замуж за местного жителя Матвея Орлова. Отработав 20 лет в начальной школе, в 1970 году, по состоянию здоровья вынуждена была оставить любимую работу.
Послевоенные сельские учителя? Кто же они? Каждый – образец подражания, лидер, человек, обладающий самыми высокими жизненными качествами. По их примеру многие выпускники в дальнейшем получили педагогическое образование, а некоторые связали свою жизнь с этой почетной и значимой профессией: Ашкова Клавдия Стефановна, Аверкова Надежда Семеновна, Аверкова Галина Алесеевна,Вагина Ольга Яковлевна, Петрова Татьяна Владимировна, Мамкина Евгения Федоровна, Сироткина Светлана Николаевна, Буханенкова Наталья Сергеевна, и другие их коллеги. Низкий им всем поклон!!
При написании статьи использованы данные родственников, местных жителей, фото из собрания Старочеркасского музея.