Сказка пятая Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они - Ме

Нина Де Рябина
 
     Устал Глагол по школе бегать. Скорее бы в класс попасть да за парту сесть. Он же учиться сюда прибежал, а никто его учить и не собирается. Сначала встретил Фею Существительное, потом - Принцессу  Прилагательное.  Наречие откуда-то появилось. Всё! Хочу в класс! Вот он - класс.
        Только  взялся за ручку двери, как оттуда один за другим стали выскакивать весёлые человечки. Глагол до десяти уже умел считать. Один человечек, два человечка, так он насчитал восемь человечков. Наконец, они закончились и стали рассматривать Глагола. Некоторые из них улыбались, другие подпрыгивали, а кто-то засмеялся. Дружно у них всё получалось и весело.
- Эй, вы кто? – не выдержал Глагол. – Ну-ка, пропустите меня в класс, я учиться пришёл. Никто не хочет меня почему-то учить!


- Нет, не пропустим! – хором отвечают человечки.
- Это ещё почему? – возмутился Глагол. – Я что, неучем останусь?
- Нет. Ты уже много знаешь.
- Да ничегошеньки я ещё не знаю, - обиделся мальчик.
- Как это не знаешь? Ты же повстречал уже Фею Существительное, Принцессу Прилагательное, девочку Наречие. Так?
- Да, повстречал.  И что? Откуда вы знаете? Ух, забыл. Здесь почему-то  всё про меня знают.
 - Как что? Ты о Частях Речи уже многое узнал?
- Да.
- А говоришь, что никто ничему тебя не учит.
- А разве они меня учили?
- Конечно.
- Да они просто разговаривали со мной и играли.


- Разговаривали, играли и учили одновременно.
-  Значит, учиться можно весело и даже нескучно?
- Да, именно так.
- Тогда давайте с вами познакомимся, - предложил Глагол. – Как вас зовут?
- У нас нет собственных имён, - сказал самый серьёзный человечек. Он не смеялся, только скромно улыбался.
- Это как же вы живёте без имён? И в какой стране?
- В Морфологии.
- Где? Где? В Морфологии?
- Да.
- И кто же вас туда впустил жить без имён?
- Фея Существительное, а помогли Принцесса Прилагательное и Принц Числительное. Это же все имена.
- А зачем вы живёте в той же стране, что и Фея? В Морфологии? Там же живут Части Речи? Уж не хотите же вы сказать…
-Да, хотим, - остановили мальчика Глагола Местоимения. Мы тоже Части Речи.
- Ха-ха-ха! – не удержался Глагол. – Они же называют все предметы, явления и многое другое! Вы-то здесь при чём?


- Ну и что? Когда они немножко устанут или им некогда, тут-то мы и приходим  на помощь, - сказал серьёзный человечек.
- Да кто вы такие, чтобы их заменять?
- Это ты правильно сказал: ЗАМЕНЯТЬ! Мы вместо них можем работать, поэтому нас зовут МЕСТОИМЕНИЯ, Вместо имени. У каждого предмета, явления есть имя, а мы вместо имени указываем на предметы, признаки или количество, поэтому и имена у нас как бы и несобственные.
- Позвольте,  Местоимения, задать вам один вопрос.
- Задавай, пожалуйста.
- И вопросы у вас есть, как у других Частей Речи?
-Конечно, есть. Например: Кто? Что? Какой? Чей? Сколько? Как? Где? Когда? и другие.
- Если уже есть такие Части Речи, которые отвечают на эти же вопросы, зачем им вы?
- А давай мы с тобой немножко поиграем. И ты сам потом ответишь на свой вопрос.
- А я смогу?
- Сможешь, ты толковый мальчик. Это игра в рифму.
- Знаю, знаю. Она нужна, чтобы стихи писать.  Я даже песенки  умею сочинять. Вот послушайте про лягушек.
- Подожди, Глагол. Какой ты нетерпеливый. Давай доиграем. Продолжаем.
Все Местоимения выстроились в ряд и хором спросили:
- Как ты скажешь про себя, не называя своего имени?
Одной буквой только…


- Я! – гордо выкрикнул мальчик в кепочке.
- Молодец! Ты назвал первое Местоимение.
И один человечек поклонился при этом.
- Продолжим?
- Да, продолжим.
У всех ум, у нас умы,
 И все вместе – это…
- МЫ!
- Да, это мы! – сказали хором все Местоимения и поклонились.
- Вот ты два Местоимения уже знаешь.
- Добавляешь теплоты,
  Когда скажешь другу…
- Ты! – восторженно воскликнул Глагол.
- Верно.
- А почему никто не кланяется? – удивился мальчик.


- Потому что это можно сказать любому.
- Всем-всем!
- Нет, не всем.
- А кому?
- Кого ты хорошо знаешь и кто не взрослый, а твой ровесник.
- Тогда почему Фея и Принцесса меня так не называли? Я же ещё ребёнок.
- Слушай дальше и всё поймёшь.
Иногда, наш друг, увы,
Надо называть на…
- ВЫ!
- Правильно. На ВЫ называем незнакомых, взрослых, уважаемых.
- Значит, меня уважают?
- Конечно, ты же в школу пришёл, хотя к маленьким не всегда так обращаются.
- Давайте дальше. Много ещё осталось?
- Мальчик этот - чемпион.
   Скажем про него мы…
- ОН!
- В гости к нам пришла весна,
  Скажем про неё…
- ОНА!
- Заглянуло к нам в окно,
  Кто же это? Да…
- ОНО! Это солнце! Да?
- Да, Оно. Таких слов много. Это загадка про солнце.
  И последнее Местоимение.
  Будто нет нас, ты шепни.
  Кто же мы теперь? ...
- ОНИ!
И все Местоимения поклонились ещё раз.


- Вы все представились? Или ещё кто-то остался? Мне в рифму понравилось играть.
- Нет, не все.
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они.
Мы единоличные,
Называй нас ЛИЧНЫЕ.
Для речи в объяснении
Нужны Местоимения.
Есть и другие. Про них в школе на уроках узнаешь.
- Я понял, понял! Я знаю ответ! Когда надоест одно и то же слово повторять, да это и некрасиво повторяться, можно вас позвать на помощь. СОЛНЦЕ ЗАГЛЯНУЛО В ОКНО. СОЛНЦЕ БЫЛО ЯРКОЕ И ТЁПЛОЕ. Я слово СОЛНЦЕ заменю на ОНО. Ура! Я понял! -  Я побежал.
Глагол поправил кепочку и помчался дальше, повторяя новое стихотворение: Я и мы, ты и вы,
   Он, она, оно, они.
   Мы единоличные,
            Называй нас ЛИЧНЫЕ.
          Для речи в объяснении
        Нужны Местоимения.