Недавние события в Гобустане

Марк Верховский
               
Начальник охраны Верховного главы племен удинов Нихару с раннего утра ожидал выхода Его Величия Ядина Великого, чтобы сообщить ему о неизвестном возмутителе тишины скал Гобустана. Конечно доклад об этом Его Величию не сулил Нихару прибавления заслуг, а как раз наоборот — неизвестно было как воспримет эту ситуацию Ядин Великий. Вполне возможно, что Нихар может лишиться  думающего органа тела, но и утаить данную новость было невозможно- о ней говорили все жители Гобустана, за исключением заспавшегося главы удинов. Но вот, наконец, в приемную быстро вошел Ядин. Увидев начальника охраны, он понял, что случилось что-то необычное, если тот явился в столь ранее время.
- Говори!- не раздумывая резко приказал Ядин.
- Ваше Величие! - начал торжественно Нихар, собираясь как можно завуалированее преподнести неприятные новости.
- Короче!- оборвал начальника охраны глава племен, не любивший подобные многословия.
- Докладываю, что в течение последних дней по ночам кто-то тайно оставляет рисунки на  Беюкдаш (Большой Камень), Кичикдаш (Маленькии Камень) и на самой большой горы — Кянизадаг — грязевого вулкана. Удивительные рисунки наносятся преимущественно в пещерах и на обломках скал
- Что за беда- они и раньше были  выбиты и нацарапаны на скалах в период  древних веков - нетерпеливо перебил глава племен — И  потому ты явился так рано? - уже раздраженно повысил тон Ядин.
- Но, Ваше Величие, рисунки  выбиты на скалах чем-то твердым. - не сдавался Нихар, понимая, что необходимо защитить свое сообщение.
- Ты хочешь сказать, что новые рисунки нанесены навсегда?- уточнил задумчиво Ядин — И это сделано без моего одобрения? - Закипал гневом глава племен.
- Именно это я и хотел сказать, Ваше Величие! - Обрадовался Нихар разъяснению главы. Теперь нужно было ожидать  решение Его Величия и бегом его выполнять.
Но Ядин не торопился приказывать, поскольку оно ему еще не пришло.                В таких случаях он вызывал своего советника Кадима, который почти всегда подсказывал правильные решения проблем. Кадим, как всегда, спокойно принял на свои плечи выход из создавшегося положения. Мало того, он просто засиял, услышав интересное известие.
- Ха-ха- Ошарашил советник, жаждущих его совета. И уже деловым тоном продолжил — Я знаю человека, который проделал эту трудную работу.
Это... мой сын!- Он сделал паузу, чтобы оценить эффект своего сообщения.
- Но почему….?- Только успел произнести Ядин, как Кадим тут же аккуратно перебил главу племен.
- Уважаемый Ваше Величие, Вы, конечно, помните, что мой сын Лодин некоторое время назад был отправлен в ближние соседние страны для налаживания дружеских контактов и изучения структуры по подобному созданию нашего государства Утин.
- Да, я лично инструктировал Лодина по передаче моих приветствий соседним государям! - подтвердил глава племен.
- Так вот, недавно вернувшись, с успешно проделанной дипломатией, Лодин привез множество впечатлений по образу жизни соседей. Он успел побывать даже во дворце царя Александра Македонского, который в дружбе с городами- государствами Греции. - Спокойно и обстоятельно начал объяснение советник.
- Именно там он заинтересовался как из белого мрамора вырезают как человеческие, так и другие фигуры. Это очень высококачественное искусство.
- Интересно было бы послушать отчет нашего посланника. Почему до сих пор не доложили мне? - Уже с угрозой в голосе обратился Ядин к советнику.
- Лодин вернулся в болезненном состоянии и сейчас уже немного восстановился. Он готов к докладу, по вашему первому вызову. -  продолжил советник аргументацию по рисункам сына, - Познакомившись в Македонии с греческим искусством создания мраморных фигур, Логин захотел попробовать  их воспроизвести на скалах Гобустана. Поэтому этим занятиям он посвящал все свое ночное время.
- Я хочу немедленно осмотреть это издевательство над нашими древними скалами, природной красотой которых мы всегда гордились -
 Уже не слушая советника жестко потребовал Ядин, посмотрев в сторону начальника охраны.
Тот поняв, что требуются носилки ( Не пойдет же глав племен по камням!) и охрана, тотчас кинулся исполнять приказание.
- Я тоже хочу посмотреть на искусство Лодина. Это интересно!- послышался требовательный и звонкий голос дочери Ядина Эраны. Ровесница Лодина слышала весь разговор. Два дня назад она была тайно посвящена сыном советника в  его новое увлечение — ведь они давно уже дружат и, как это водится среди друзей детства  - дружба перешла в любовь.   Конечно, Эрана понимала, что ее друг будет нуждаться в защите от  суровой критики ее отца. Ядин не мог отказать в прогулке своей дочери и они оба взошли на паланкин. Остальные придворные разместились на других носилках.
Процессия пересекла древние наскальные изображения
Рисунки отражали хозяйственную жизнь, быт,   древних людей, их религиозные обряды, сцены охоты на различных диких животных и т. д. Встречались изображения мужчин и женщин, сцены рыболовства, различных диких животных. Также можно встретить изображения скачущих на лошадях охотников, одинокую богатырскую фигуру жнеца с серпом, хороводы пляшущих человеческих фигур, лодок с гребцами и солярные знаки. Сцены с танцами изображены на Беюкдаше и . первые рисунки были крупного размера, а в более поздние века, в эпоху бронзы и последующие века, размер рисунков уменьшался[
Начальник охраны подал знак сделать первую остановку. Появились свежие
изображения стройного высокого мужчины в охотничьем обличии. В руках он держал лук и стрелы. На других рисунках были изображения сцен схваток, где в руках у мужчин нарисованы такие оружия как палка или нож.
Женщины на изображениях были полные, а женщины-воины с тонкой талией и луками. Ядин, стремясь показать свою осведомленность, кинулся определять новые рисунки. Они явно выделялись свежестью начерканного исполнения.
Когда глава племен устал от этого непривычного занятия, он внезапно остановился перед сценой с танцами, изображенными на скале Беюкдаша. Картина привлекла его внимание свей правдивостью изображения. И хотя, про себя, он оценил рисунок, тем не менее, вслух он высказал претензии, что подобные обширные царапанья портят вид природной цельности скал. Эрана с темпераментом вступила в спор с отцом, отстаивая новизну и талантливость исполнителя, но это еще больше подтолкнуло отца на резкую критику.                Очевидно, лучше  было бы не заострять полемику, ибо Ядину было неприятно, что его дочь не поддерживает мнение отца, а какого- то мальчишку. Он догадывался, что  молодые люди не только дружат, а имеют более высокие отношения.
           Чтобы  остановить  защиту парня Ядин перешел на запугивающий тон.
- Я думаю, что Лодина следует наказать за самовольство, иначе все молодые люди скоро последуют его примеру и все скалы, гордость нашей местности, изрисуют своими каракулями.- глубокомысленно подвел итог Ядин и, не глядя на дочь и Советника, обратился к начальнику охраны: - Отведите Лодина в одинокую пещеру и выставьте там дневную охрану. -
Ошеломленные такой неожиданной реакцией главы племен, защитники Лодина просто лишились речи. Впрочем, защищать опального не решился даже  всегда смелый советник.  Было весьма рискованно вступать против мнения главы племен.
Очевидно, и сам Ядин не ожидал от себя такой резкой реакции на поступок юноши. Он почувствовал, что под акцией вспышки наказания кроется какая-то его личная неприязнь к Лодину.
Чтобы разобраться в своих чувствах Ядин вышел в сад. Он любил бродить по алеям, наедине обсуждая разные проблемы своего племени. Сейчас Ядин понимал, что дело не только в проступке Лодина. Углубленные мысли вывели его на идею, что ему  тоже очень хочется самому по- фантазировать на гладкой скальной поверхности.
Ядин с детства мечтал  создавать рисунки, подобные тем, что уже были созданы на скалах в далекие прошлые времена. Однако, рано полученный титул главы племен удинов остановил его порыв к созиданию. Пришлось все время посвящать делам общины. И вот в результате тайной зависти к молодому парню, тяготение к рисункам внезапно снова проснулось. Ядин все понял — и свою злобу к Лодину и свое несправедливое к нему наказание.
«Ох, как страстно хотелось взять инструменты и начать создавать фигуры.»
Конечно, сию минуту отменять свое распоряжение он не решился - «Пусть парень посидит немного- там посмотрим» - решил Ядин, довольный, что самокритично нашел корень своего упрямства.
С наступлением темноты Эрана решила встретиться с узником одиночной пещеры. В ночное время  охрана заменялась закрытием входа в пещеру с узником огромным валуном, который устанавливали несколько человек. Предполагалось, что заключенный не сможет один сдвинуть валун и потому не покинет пещеру.               К тому же, если и выйдет, то куда убежишь в зоне скалистой местности с населением племени одних удинов.
Эрана принесла немного варенного мяса и хлеба, рассчитывая как-то протиснуть еду через щели между валуном и входом в пещеру. План удался и, вскоре, любимый с аппетитом уплетал ужин. Эрана не доверяла своему отцу в правдивом разборе спора- он всегда решал все в свою пользу. Поэтому, не дожидаясь худшего решения отца, она сразу же подумала о побеге узника.     Причем, девушка понимала, что делать это нужно было немедленно. Эрана поделилась своим планом с Лодином и они договорились, что, усыпив бдительность отца и стражей, они через несколько дней осуществят задуманное.
К сожалению, Эрана не учла активной подозрительности Ядина, который предусмотрел приход дочери к другу и, заблаговременно придя к пещере, спрятался за ближайшей к ней скалой. Конечно, он все услышал и тихо посмеиваясь своей находчивости, решил подыграть молодым. Надо отметить, что именно находчивость и благоразумие среди племен удинов принесло Ядину популярность, которая увенчалась выбором его кандидатуры во главу племен. Последнее время он планировал превращении общины в государство Утин, в руководстве которого он видел себя в роли Верховного Правителя. Однако, делал он это мероприятие тихо, не афишируя и не торопясь. Пока он подбирал кадры своих сторонников для дальнейшего руководства страной. В то же время, он отстранял от власти людей, которые были более умны и энергичны, нежели он сам. Таких людей он направлял в средние звенья управления племен. В такую группу он отвел и Лодина, придравшись и обрадовавшись его мизерному проступку.
Понимая, что участь молодого человека была предрешена, Эрана, предвидя козни своего отца,  решила ускорить задуманные действия.
Тем временем, прежде чем принять решение по какому-то наказанию против сына советника, Ядин захотел поговорить с ним о его поездке в соседние страны.
Молодой человек, очевидно не сомневаясь в благополучном исходе наказания, вел себя спокойно без заискивания. Он обстоятельно рассказал о своей миссии, о встречах с царями Персии и Македонии. Перечень заключенных договоренностей с представителями властей этих стран превышали число ранее предусмотренных.
Такая инициатива в глазах Ядина становилась угрозой для участия Лодина в будущем управлении государства.
И Ядин сделал окончательный для себя вывод относительно участи узника одинокой пещеры. Однако, и Лодин, будучи неглупым юношей, почувствовал, что его обозрение выглядело весьма привлекательным,  а потому не понравилось главе племен. ( Большие начальники никогда не любят преуспевающих подчиненных!)
Лодин, кстати, вспомнил план Эраны о побеге : «Как хорошо Эрана знает своего отца, что уже опередила и обдумала побег!»- промелькнуло в его голове. 
« Знаю о чем ты думаешь! О побеге! Мальчишка, ты мечтаешь, что проведешь меня?» - смеялся в душе правитель удинов.
Так они и расстались, считая, что узнали мысли другого.
В эту ночь Ядин, прихватив острый режущий стержень, тайно направился к скалам. Он собирался осуществить, наконец, свою страсть к вырезыванию изображений животных. Он не хотел, чтобы кто либо узнал о его слабости к этому занятию. Подойдя к скале, которую Ядин наметил еще днем, он вначале изобразил известняком контур быка. Уже несколько дней он репетировал воспроизвести рисунок в темноте и вот он безукоризненно забелел на черном фоне скалы. Теперь нужно было сделать самое главное-  без дрожания кисти начать плести вязь рисунка острым стержнем. Услышав какой-то шум, Ядин начал присматриваться к темноте. Недалеко он заметил какое-то размывчатое движение человеческих фигур. Растущий месяц мало помогал разглядеть происходящее. Ядин тихо прошел по направлению к фигурам. Оказалось, что он почти дошел до одиночной пещеры, где находился Лодин. Именно там и происходило мелькание фигур.
Глава племен начал догадываться о происходящем. Скрежет передвижения скал укрепил его подозрения: Начался процесс побега Лодина.
«А вот и главные действующие лица: родная дочь Эрана и этот мальчишка, сын моего советника, (кто бы мог подумать ) Лодин. А я еще ищу где мои враги! Надо заканчивать этот союз»
Спрятавшись за  скалой, Ядин остановился и с интересом продолжал наблюдать за происходящим на его глазах беззаконием- побег узника.
Однако, как ни странно, но он не предпринимал никаких мер для предотвращения побега: не вызвал стражу, не поднимал тревогу. Довольная улыбка  безмятежно не сходила с его лица.
«Быстрей, быстрей!» - торопила Эрана освобожденного узника. Она подала команду своим друзьям, пришедшим сдвинуть валун  для открытия входа из пещеры, на «Разбегайтесь!». Очередь была подвести пару коней, что было незамедлительно сделано.  Влюбленным молодым людям не скем было прощаться и потому они, резво оседлав коней, ринулись в темноту южного направления.
Ядин, наблюдавший все подробности побега все также оставался беспристрастным. И только, когда исчез звук копыт, исчезнувших вместе со всадниками, лошадей, он, глубоко вздохнув, довольно произнес:
« Наконец-то!»
План побега Лодина удачно совпадал с его комбинацией бескровного избавления от опасного конкурента за пост будущего главы государства.
Строго наказывать Лодина не было смысла, т. к. это могло возбудить против него молодое поколение, одобрявшего смелые взгляды своего юного предводителя. Совсем простить Лодина- было фактически показать свое бессилие против нарушителя и дать надежду молодежи на их победу в выборе главы племен. Кроме того Ядин должен был пойти на обострение отношений со своим советником, отцом Лодина, имеющим большую популярность  в народе. Поэтому подслушав планы Эразы об организации побега юноши, Ядин благоразумно решил не мешать событиям и , тем самым, решить свои проблемы избавления от соперника. Молодые люди мчались в сторону государства Мидии.
Царь Мидии хоть и не враждовал с удинами, но как властитель страны всегда был готов сделать какую- либо пакость соседям. После смерти Александра Македонского последний сатрап Мидии Атурпатак (Атропат) провозгласил себя царём на севере своей бывшей сатрапии, в районе озера Урмия, основав таким образом государство «Малая Мидия», иначе «Мидия Атропатена», или просто «Атропатена» .
Царь Атропат очень нуждался в молодых и образованных советниках, побывавших и изучивших государственное устройство передовых соседних стран, какими являлись Персия и Македония. Конечно он очень обрадовался прибытию толковых деятелей. В то же время Ядин, избавляясь о энергичных толковых стороников потерял возможность создать государство удинов..
Лодин и Эраза понимали, что дорога назад домой отрезана. Их бегство только усугубило бы наказание и закрыло бы дальнейший рост их популярности.

  Благодарные мидийскому царю за их прием, молодые люди посвятили свои знания и энергию для развития новой страны — Атропатены, будущего Азербайджана .