Бальзам Маджет

Екатерина Боталова
У восьмого по счёту святого мира из набора для культовых церемоний – «маджет», был не самый обычный вид. Его делали на основе жира («аджи»), а не масла. В своей первой, древнейшей версии оно представляло из себя подобие помады или крема с отдушкой из сока «ребен» от семян эфиопского дерева «неджем», экстракта цветов священной нильской голубой лилии и ладана. В греко-римскую эпоху его ароматический букет претерпел кардинальные изменения, а само создание обратилось мало-помалу в долгую и сложную церемонию, в чём-то сравнимую с обрядом священнодействия или богослужения. И это не случайно: с самого начала маджет было известно как дивная субстанция, магия которой вернула целостность телу убитого и разрубленного на куски бога Осириса.

То же самое этот бальзам был должен сделать с телом любого умершего человека: ведь распад трупа происходит не только от меча или топора убийцы, скрывающего своё зло, но и от неминуемого гниения. Итак, маджет «связывает кости, скрепляет конечности, стягивает плоть и избавляет её от смрада». Он стал играть важную роль не только в погребальном, но и в ежедневном храмовом ритуале. А в заголовке позднего рецепта из Эдфу было указано, что данный маджет должен был быть сделан для особой церемонии – «хенем-итен». Раз в год статую божества храма проносили в шествии по особому маршруту, имитирующему движение Солнца в небе, а после выносили на крышу, чтобы с солнечными лучами на изваяние сошёл дух бога.

Но до финала этого великого торжества богоявления статую мазали миром в особой часовне – «Зале первого пира». В ходе обряда жрец куртуазно складывал кисть руки в двуперстие и наносил миро указательным пальцем, на который был надет золотой напёрсток. Так он выражал своё исключительное благоговение перед священным образом. В его руках был сосуд с эфемерным сокровищем, производство которого в храме велось непрерывно, ведь первый этап обрядов и работ занимал два года! Вначале отбирали особо тучного вола – он описывался, как бык, в носу которого не было проколов для кольца (оно и понятно, ведь вола не нужно усмирять). За ним ходили так же трепетно, как за священным тельцом: купали каждый день в священном озере храма, дабы сделать его ритуально чистым.

На его копытах были обмотки из пальмового лыка, чтобы он не ступал по «грешной» земле. В урочный день его уводили на заклание: быстро перерезали горло, отрубали голову и конечности, вскрывали тело. Убрав кровь, и тщательно омыв её с ножа, мясник ловко и аккуратно срезал весь слой жира. Сало складывали в каменный сосуд, наглухо закрывали пробкой и оставляли в сокровищнице храма. В холоде, без доступа света и кислорода жир, как видно, должен был «созреть». Не так давно маджет был воссоздан одним немецким фармацевтом. Но хотя его образец даже был окрашен в алый цвет, в согласии с древним обычаем, сам состав, увы, слишком вольный. У нового маджета оказался резкий и не особенно устойчивый (он исчез спустя несколько часов) запах. По всему видать, реконструктор создал что-то вроде «Золотой звезды».

РЕЦЕПТ

I. Подготовка основы для бальзама

Расплавить 1092 кг. жира, уварить его на одну шестую, чтобы осталось 10 дебенов (910 гр.)

II. Приготовление бальзама маджет – густого, вязкого, жирного и ароматного

1) В смеси из 1 литра оазисного вина и 1,5 литров воды утопить следующие ароматические ингредиенты: 91 гр. сосновой смолы, 182 гр. корицы, 91 грамм асфалатоса (дрок, ракитник или ройбуш), 91 грамм корневищ сыти с клубеньками, 91 гр. ягод можжевельника, 91 гр. семян ливанского кедра, 182 гр. сухой смолы «антиу» (мирры) второго сорта. Набухшую смесь смол и трав погрузить в жир и оставить на ночь. (В тексте нет упоминаний о процеживании сырья от вина и воды, но, коль скоро речь идёт о густом, как мазь, бальзаме, эта процедура подразумевается по умолчанию).

2) На следующее утро отварить травы и смолы в жире

III. Окрашивание бальзама

В готовую ароматную мазь добавить растение «нести» (алканна красильная), дабы она приобрела красивый алый цвет. Хранить бальзам нужно в запечатанной каменной вазе.

Источники:

Манниш Лиз. Сакральная роскошь: ароматы, ароматерапия и косметика в Древнем Египте/Manniche L. Sacred Luxuries: Fragrance, Aromatherapy, and Cosmetics in Ancient Egypt. New York, NY, USA: Cornell University Press; 1999. Также Lise Manniche - Sacred Luxuries: Fragrance, Aromatherapy and Cosmetics in Ancient Egypt, Ithaca (NY), Cornell University Press, 1999

Бил Шэйла Энн. Аромат и использование парфюма в Древнем Египте. Работа представлена на соискание степени магистра гуманитарных наук по теме «Исследования древнего Ближнего Востока». Университет Южной Африки. Выполнено под руководством профессора П.С. Вермаака и миссис А. Феррейры. Февраль, 2012 г./The essence and use of perfume in Ancient Egypt by Sheila Ann Byl. Submitted in accordance with the requirements for the degree of Master of arts in the subject Ancient near eastern studies at the University of South Africa. Supervisor: Professor P.S Vermaak, joint supervisor: MRS A. Ferreira. February 2012

Ассман Ян. Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации. — М: Присцельс, 1999. — 368 с. Перевод с немецкого Татьяны Баскаковой