Кавказская Туземная конная-Дикая дивизия

Алексей Борзенко
   На фотографии урядник Черкесского полка Дикой дивизии Коваценко Г.А.

   Формирование Кавказской Туземной конной дивизии шло в Армавире.
Из Армавира Черкесский полк эшелонами отбыл в Проскуров. После четырёх месяцев обучения и проверки боевой готовности полк был отправлен на Юго-Западный Фронт, в Карпаты. Реалии войны оказались не такими к каким готовились. Конница перестала играть главную роль на поле сражения. Балом правили артиллерия и пулемёты. Прорваться в Европу через перевалы не удалось, застряли в снегах. Горцев загнали в окопы. Декабрь 14-го, январь, февраль 15-го тяжёлые бои в горах.
   Весной на помощь австрийской армии пришли германские дивизии. Царская армия оказалась не готова к затяжной войне. В полной мере проявился кризис снабжения. Израсходованный в первые месяцы войны боезапас не пополнялся. Армия отступала. В мае австро-германские войска прорвали фронт. Отступление стало походить на бегство. Невиданная ранее площадь театра военных действий и большая протяжённость фронта позволили коннице действовать по прямому назначению, используя свою большую мобильность и маневренность. Черкесы сели на коней. Кавказская Туземная дивизия была в арьергарде отступающих армий Юго-Западного фронта, сдерживая численно превосходящего противника. Тяжёлые бои под Станиславом, Перемышлем, Тлумачём. Под Ковалем дважды убивало лошадей. Оба раза он был контужен, но оставался в строю.
   Полки дивизии были соединены с пехотными полками, образуя арьергардные отряды. В мае вся третья бригада действовала вместе с 3-м и 4-м Заамурскими конными полками и тремя дружинами ополчения. Командовал сводным отрядом генерал-майор Пётр Краснов. Фронт ополченцев проходил по Днестру у города Залещики. Конные полки находились в тылу пехотных порядков. Когда австрийская дивизия начала форсирование Днестра пушки ополченцев молчали ввиду отсутствия снарядов. Артиллерийский обстрел русских позиций противник вёл с противоположного берега непрерывно. Почувствовав безнаказанность, австрийцы быстро возвели наплавной мост и переправив более полка пехоты, начали готовиться к атаке. Медлить было нельзя. В случае переправы всей австрийской дивизии сдержать прорыв силами отряда было бы невозможно. Выдвинувшиеся на позиции Заамурские конные полки с ходу атаковали фланги переправившегося противника. Ратники дружин ополчения поднялись в штыковую атаку, но мощный огонь австрийских пушек заставил пехоту залечь. Не поддержанные пехотой, казаки повернули коней. В этот напряжённый момент боя к месту вражеского плацдарма подошли Черкесский и Ингушский полки. Краснов начал готовить новую атаку. Третью сотню черкесов спешили и распределили по цепям ратников. Краснов грозно предупредил командиров ополчения: "Черкесы в атаке не лягут сами и вам не дадут!"
Командир 3-й сотни Клыч-Сутан-Гирей, полковой мулла Исламбек Иванов, старший урядник сотни Иван Коваль встали в первом ряду изготовившихся к атаке ратников. Одновременно с пехотой, с флангов начала атаку конница Черкесского, Ингушского и обоих Заамурских полков. Несмотря на потери ни пехотинцы, ни всадники не остановили атаку и ворвались в расположение врага. Около полка австрийцев было изрублено, исколото штыками и горскими кинжалами, сотни были взяты в плен. На плечах бегущих, горцы и казаки форсировали Днестр и преследовали отступающую австрийскую дивизию.
   Переформировав конные полки, Краснов повёл их в рейд по междуречью Днестр-Прут. Вместо того, чтобы расширять прорыв и преследовать русскую армию, австрийское командование вынуждено было снимать с фронта дивизию венгерских гусар и  отправлять её в тыл гоняться за бригадой Краснова. Утомлённые переходом гусары две недели шли по пятам кавказцев. Краснов дважды форсировал Прут, менял направление движения. К концу рейда направился к Днестру, позволив гусарам приблизиться, развернул бригаду у реки фронтом к преследователям. В эту войну встречные бои крупных конных соединений лоб в лоб были редкостью. Гусары искали встречи, но атака туземной конницы оказалась для них полной неожиданностью. Спешно они стали перестраиваться из походных колонн в ряды для атаки. Черкесская и Ингушские лавы с воем и гиканьем приближались, охватывая гусар полукольцом. Стройные, как на параде, ряды венгерских гусар в расшитых золотым шнуром доломанах, в красных рейтузах, в киверах с султанами и блестящими на солнце золотыми кокардами, словно сошли с картин минувших наполеоновских войн. Кавказцы в папахах, в разноцветных черкесках с серебряными газырями, словно кошмар иных войн и иных эпох. Изящная организованная Европа и  дикая безрассудная Азия сошлись на берегу Днестра.
   Это была последняя война, в которой генералы не посылали полки, бригады в бой, а вели их за собой. Генерал Пётр Краснов сам повёл в атаку Черкесский полк. Со стороны венгров грянул ружейный залп. На полном скаку рухнул конь комбрига, выбросив из седла всадника. Коваль помог генералу подняться, посадил на свою лошадь. Сбитые с коней всадники сбивались в отдельные цепи и продолжали атаку. Коваль присоединился к атакующим. Обходные, казачьи Заамурские полки сомкнули кольцо вокруг неприятеля. Атака со всех сторон с леденящим душу древним монгольским боевым кличем, зовущим вперёд - Ура! Гусары заметались в мешке, порядок рядов нарушен. Озверелые люди рубят друг друга. Прославленные голубые гусары бегут, загоняя коней, бросая своих убитых и раненных.
   Этим рейдом туземная бригада дала возможность войскам Юго-Западного фронта перегруппироваться и перейти в контрнаступление. Коваль получил первый Георгиевский крест из рук Краснова, за спасение командира в бою. Сам Краснов за бои на Днестре получил орден Святого Георгия 4-й степени - самую почетную для офицера награду.

   В 1916-м Дикая дивизия участвовала в Брусиловском прорыве. На этот раз третьей бригаде больше довелось находиться в резерве. Однако Коваль получил второй Георгиевский Крест. Отличился, будучи в разведке во главе разъезда. На лесной просеке наткнулись на такой же разведывательный разъезд баварских улан. Реакция Коваля оказалась быстрее, крикнул: "В шашки!" и первым бросил коня на растерявшихся врагов. Черкесы не подвели.

   Февраль 1917-го. Отречение. Смута, Развал армии. Дикая дивизия, единственная боеспособная часть, которой затыкают дыры в разваливающемся фронте. Армейские части самовольно уходят с позиций. Толпы дезертиров в тылу грабят и убивают. Дивизия снова, как в 15-м прикрывает бегство разложившейся армии из Буковины и Галиции.
   
   Корниловский мятеж. У станции Антропшино авангард Черкесского полка - полусотня под командованием Коваля вступила в бой с отрядами красногвардейцев. В это время в тылу у эшелонов митинговали. Приехавшие агитаторы и полковые муллы убеждали горцев не лезть в дела русских. Ополченцы из рабочих разобрали пути и выставили заставы на пути к Петрограду.  Командир Черкесского полка Крым Султан Гирей вступил в переговоры с делегатами от большевиков. Противостояние прекратилось.
   
   Эшелоны дивизии были отправлены на Кавказ. Коваль, семь долгих лет не выпускавший из рук оружия, оформил отпуск, сдал карабин и шашку в арсенальный вагон и покинул состав на станции Сарепта. На привокзальной площади из толпы растрёпанных, расхлябанных, пьяных солдат раздалось: " Срежь погоны джигит! "
Коваль, положив руку на рукоять кинжала, пошёл прямо на толпу: "Я тебе голову срежу".
Солдаты расступились, давая дорогу, провожая мутными, недобрыми взглядами.

   Прибывшая на Кавказ Дикая Дивизия была распущена, но через год круговорот Гражданской войны втянул в себя некогда сплочённых в единое целое офицеров и всадников, разделив их на красных и белых. Так командир дивизии князь Дмитрий Петрович Багратион вступил в РККА, а его начальник штаба Яков Давидович Юзефович в добровольческую армию Деникина. В Гражданскую войну в официальное название двух дивизий было включено слово "дикая": у белых - Черкесская дикая кавдивизия Клыч Султан Гирея, у красных - 1-я Кавказская дикая кавдивизия Гая.    
Командир третьей бригады Кавказской Туземной дивизии Пётр Краснов в 18-м стал атаманом Войска Донского и послал казачьи войска на штурм Царицына. Командир Черкесского полка Крым Султан Гирей выступал против Гражданской войны, призывал черкесов не участвовать в ней. В 18-м был арестован красными партизанами, привязан к столбу и сожжён живьём.
Мулла Черкесского полка Султанбек Иванов(Иоаннов) возглавил личный конвой командира Сводного Конного Корпуса и в мае 20-го был расстрелян по делу Думенко.
Коваль в 19-20-м будет командовать эскадроном, полком, бригадой Сводного Конного Корпуса Думенко.