Берега Слоновой Кости Африка литература - 20-21 вв

Валерий Орлов-Корф
Берега Слоновой Кости (Африка) литература - 20-21 вв.

Надо сразу познакомить читателя с новым историческим названием этой республики – Кот – Д Ивуар - (после 1986 года). Мы же, пока, будем придерживаться старого названия, потому что политические понятия могут часто меняться… Это государство находится в Западной Африке. Там проживают народы: бете, бауле, аньи, сенуфо, дач, лоби и др. Официальный язык – французский. Европейское население появилось на этой территории в 15 веке. С начала 18 века здесь появляются первые французские переселенцы. В 1895 году эта страна вошла в состав Французской Западной Африки.
Устное народное творчество с давних пор развито на этой территории. Историки отмечают, что особой поэтичностью  славится фольклор народа бауле. На основе фольклора происходит развитие письменной литературы на французском языке. Историки отмечают ее тесную связь с именем Бернара Дадье.
Дадье Бернар (1916-2019) – известный писатель и фольклорист Берега Слоновой Кости. В 1936- 47 гг. работал в Институте Черной Африки. С 1947 года занимался партийной деятельностью у себя на родине. С этого времени он увлекся писательской деятельностью (сборник стихов «Африка во весь рост»,1950). Немного позднее Дадье издал «Африканские легенды», 1954 и книгу сказок « Черная повязка», 1955. В 1956 году он познакомил читателей со своим новым сборником стихов – «Череда дней», где был заметен интерес к народной поэзии, В сборнике стихов «Люди всех континентов», 1967 писатель заостряет внимание на интернациональной тематике. Дадье принадлежат автобиографический роман о детстве и юности «Клембье», 1956 и роман «Негр в Париже», 1959. Критики отмечали, что крупным событием в культурной жизни страны является выход в свет новой комедии Дадье «Папассиди – маэстро-мошенник». Действие комедии происходит в неком анонимном африканском государстве в начале 80-х годов. Главный герой – Папассиди со- своимими дружками ловко обманывает доверчивых людей.
Познакомимся с отрывком рассказа Бернара Дадье «Аукцион»:
«Словно поворотный круг, оборачивается Диуркен то к Рио-де-Жанейро, то к Нью-Йорку. Диуркен – огромный город, и в нем есть все, что бывает в больших городах: ассоциации, клубы, бассейны, стадионы… Диурген – это также и рай снобов, царство черного рынка, место столкновения самых различных национальных характеров с легковозбудимым восприятием… Но славой в деловом мире, Диуркен прежде всего обязан своему порту, воздушному и морскому. Как во всяком большом порту, в Диуркене, нашли приют тысячи людей: негры песков, пришедшие с границ пустыни, пригнав с собой несколько истощенных баранов; негры лагуны, привлеченные чарующим названием города; искатели фортуны – левантинцы, европейцы, африканцы, пришедшие завербоваться в армию; местные азиаты и французы…»
Отрывок из стихотворения Б. Дадье «Не люблю»:
«Я ношу узорный ошейник,
Ошейник галантной Европы.
Галстука я не люблю.
Я опоясан цепью,

Цепью военной Европы.
Я не люблю ремня.
Я ношу железный колпак,
Колпак безумной Европы.
Каски я не люблю.
Я смерть на руке ношу,
Смерть бредовой Европы.
Я не люблю часов…
И не люблю я видеть
Малыша протянувшего руку.
Не хочу я видеть,
Как грядущее наше
Подаяния просит.
Не хочу».
Отрывок из стихотворения «Люди всех континентов»:
«Я выхожу из забрызганных кровью ночей.
Вот глядите – бока мои
Перепаханы голодом и огнем.
Я пахотной был землею.
Посмотрите – в мозолях рука моя
Черная,
Я месил ею мир.
Вот глаза мои, опаленные
Жаром любви.
Был я здесь, на земле, когда ангел
Гнал предков моих из рая.
Был я здесь, когда воды потопа
Лизали вершины горных цепей.
Был я здесь, когда Иисус
Примирить попытался небо и землю
И когда, над бездной витая, улыбка Христова
Нас к общей судьбе приковала…
Знайте:
По-прежнему пули
На волшебной заре
Сбивают головы роз».
В сего автор издал более двадцати произведений и книг. Современники Дадье, с которыми познакомился литературный мир – это Э. Дервен (героико-исторические драмы – дилогия «Саран, или Преступная королева», «Язык и скорпион», 1968); А. Лоба ( роман «Колумбо – черный студент»); С. Дембеле (роман «Бесполезные»); М. Коне (социальный роман «Юноша из Буаке» ); и др.

Литература:
1. Современная африканская новелла. М. 1971 г.
2. Поэзия Африки. М. 1973 г.
3. Журнал «Иностранная литература». М. 1986 г.
4. Краткая литературная энциклопедия. М. 1978 г.