Ирбек Черменович

Валентина Товпегина
          В шестидесятых годах прошлого века  в Балей  работать приезжала молодежь  не только по комсомольским  путевкам,  но и просто из  любопытства :  как  же -  «Балей», «золото» - эти слова  друг без друга не употреблялись;  и комбинат назывался  «Балейзолото».
           Наверное,  молодым  людям, живущим в комфортных условиях, хотелось  почувствовать  романтику  «города  золотого». 
           Кажется, в  шестьдесят пятом  году прибыли  в нашу школу  Ирбек Черменович и его жена. Он преподавал у нас, семиклассников,  историю.
            Помню, что первый    урок   молодого  историка  мы, ученики, изучали его, а  материал учебный прослушали.   Был он  высокого роста,  статный, одет с иголочки.  Особенно хорошо выглядел учитель, брюнет с волнистыми волосами, в черном костюме с искоркой.  Трудно было сразу  понять его речь, потому что он говорил с акцентом.  Поведением  учителя тоже были удивлены. Как начинающий учитель он  жестко стал  диктовать  «свои  правила». А  класс  состоял  и из переростков, которые  даже на пять лет были старше  основной массы учащихся.  Ребята  по разным  причинам  обучались не со своими ровесниками.  Например, у Николая болели ноги, и он ходил  только на цыпочках.  Зимой  он  в школу не всегда ходил.  Еще один юноша  страдал от сердечной болезни.
               Жутко было, когда,  подружившись  с «новенькой»  второгодницей,  узнала  от нее, что у нее порок  сердца, и она в 18 лет умрет.  У меня мороз по коже прошел, когда я это услышала, а она  с видимым спокойствием об этом говорила. До восьмого класса она с нами  проучилась, а потом  я  перешла в среднюю школу, о  ее судьбе ничего не слышала.
         В классе 42 ученика – попробуй - ка сходу  завоевать доверие!  Но  Ирбек  Черменович, имея особый подход к учащимся, быстро  завоевал авторитет у ребят всех классов.  Что  бросалось в глаза, так это то, что он  очень строг был с мальчишками.   А еще он  старался сплотить  классы, старался узнать об учениках побольше.  А где  лучше всего  это сделать?  Конечно, в походе.   И пока  было относительно тепло ( в 1 и 2четверти), он водил  ребят в походы  по деревням;  собирали  исторический материал о выдающихся людях.   Конечно, такая работа, разговоры у костра,  дальние переходы не прошли даром.
            Учителям, приехавшим из теплой Грузии в наше  очень суровое  Забайкалье, безусловно, было  тяжко, но крепились  молодые  люди, приспосабливались, как могли. Пока  боролись с бытовыми проблемами, привыкая к  неустроенности, как навалились климатические проблемы. Ударили сильные морозы – ниже сорока градусов  по Цельсию.  Помню Ирбека Черменовича в демисезонном темно-бирюзовом пальто,  в  больших  серых валенках  и  черной   шапке- ушанке.  Путь от его дома  до 10 школы  - далекий.  Обморозил щеки наш учитель с юга. Прошло еще какое-то время, и уехал  наш историк с женой домой, оставив память о себе  как  об очень интересном человеке, хорошем учителе.  Фото из альбома Ольги Чешкиной(Голубиной), моей одноклассницы.          11.09.2022.