Быть тренером... Часть 4

Оля Сома
*** Силовая ***

В те счастливые дни, когда я жила в спортзалах клуба единоборств, когда у меня было сразу два тренера и наставника...

День выдался насыщенный. Два часа почти бегом по городу. Мы с тренером успели всё что нужно и вернулись в клуб довольные и уставшие. "Дела клуба" они такие, интересные и немного изматывающие.
До занятий целый час, есть время отдохнуть, обсудить планы на день. Тренер улегся на кушетке и решил вздремнуть. Переодевшись в спортивную форму и усевшись с чашкой ароматного кофе я решила набросать план своей половины занятия. Нужно знать к чему готовить группу сегодня, что им предстоит для отработки.

- Что сегодня будет на занятии?
- Не знаю...
- В каком смысле?.. Что по плану должно быть сегодня?
- По какому плану?

Он так же неподвижно лежал с закрытыми глазами невозмутимо отвечая на мои удивленные вопросы.

- Ведь должен быть план тренировок. Он всегда есть... С чего начинает группа, что делает дальше, к чему её ведёшь... вот что сегодня планируется? День растяжки? День техники? День приемов?..

- Как пойдёт...
- Я тебя не понимаю. К чему мне их готовить? Как разогревать? Если ты планируешь растяжку, мне нужно хорошо разогреть им ноги. Если планируешь технику, то включу в разминку гимнастику и не буду сильно их напрягать...

* Маленькое отступление. Мы с тренером довольно быстро перешли на "ты", практически сразу как я стала его помощником. В силу обстоятельств мы с ним почти все время были в клубе. Он знал обо всём что я делаю... ну почти обо всём. Я видела всё что делает он... ну почти всё. Спустя немного времени наши отношения стали практически родственными. Мы относились друг к другу как отец и дочь. Он воспитывал меня, учил всему. Я принимала всё и училась всему как могла.
Давно известно и довольно банально, наша жизнь это наш выбор. Есть разные занятия, разные места, разные цели и пути. И у каждого свои правила игры. Мы сами выбираем их. Хочешь быть в этих обстоятельствах? - принимай правила. Не нравятся правила - не играй, уходи.
Я принимала все правила данных обстоятельств. Другой путь меня не устраивал.

Так вот... После паузы он ответил.

- План конечно есть... он вот тут...

Он постучал пальцем по своей голове и продолжил.

- Мы не спортивная школа... к счастью. Нам не надо железно придерживаться плана и графика занятий. У нас нет плановых соревнований и зачётов, даты которых нельзя было бы сдвинуть. Мы сами себе ставим их в план.

- А как тогда рассчитывать что и когда успеть?

- Так просто. Смотри на детей. Смотри на их настрой, на их состояние, настроение... Ты же с шести лет в спорте, занималась и в спортивной школе и в обычной секции и даже в кружке танцев... чем отличаются все эти занятия?

- Разница огромная!.. В спортшколе занятия каждый день по несколько часов, там каждый месяц сдача нормативов... не сдаешь, не успеваешь, можешь и скакалкой от тренера получить... Не высыпаешься, постоянно всё болит от роста мышц... синяки от падений... все ноги в синяках... да ещё эта скакалка... Очень нервно и ощущение постоянной гонки. Да, конечно результаты намного выше чем в простой секции, но... не все смогут выдержать.

- Сколько человек у вас было в начале и сколько через два года осталось?

- Набор был человек тридцать или сорок... Через два года уже меньше пятнадцати... через три -десять, потом я ушла.

- Вооот... Как думаешь зачем так было?

- Не знаю... это спортшкола...

- У них своя задача - вырастить чемпионов. Понятно, что из сорока, из ста или больше может всё это выдержать только несколько человек. Они самые выносливые и самые сильные станут сражаться за кубки и медали в чемпионатах страны. Воспитывая будущих чемпионов они не могут ставить им лёгкие задачи. Нагрузки на верхнем пределе допустимых, насколько может выдержать человек.

- Точно, я вспомнила... нас всё время тестировали, проверяли пульс... и медик всё время был в соседнем кабинете...

- Да, они вели вас по грани допустимых нагрузок. Ты выдержала три года... это много.

- Э! Мне врачи не разрешили дальше заниматься!.. хотя я с удовольствием с ними согласилась и бросила те тренировки...   

- Вооот... У нас другие задачи.

- Какие еще другие? Это ведь тоже спорт. Разве не к соревнованиям мы готовимся?

- Соревнования одна маленькая часть из всех наших задач.

- А что еще?

- Посмотри кто приходит на занятия. Ты видела группы. Они все разные, возможности у всех разные. Соответственно и задачи тоже ставим всем разные.

- Но ведь все занимаются рукопашным боем и ушу... откуда разные задачи?

- К нам приходят дети со всего микрорайона. Их родители на заводе с утра до вечера, видят их только по ночам... Многих сюда записывают чтобы они днем после школы не шатались по улице и не попадали в разные хулиганские компании. Родители знают, что здесь их научат правильно себя вести в случае возникновения опасности, что ребенок не испугается и сможет постоять за себя и не получить травм. Кроме того, иногда мы устраиваем мероприятия в выходные дни.

- Вы занимаетесь всем?.. Как всё можно успеть? Это сложно...

- Учись пока я жив...

Последняя его фраза прозвучала весело, после чего он бодро встал и направился к залу.

- Чего сидишь? Пора открывать клуб.

Я подпрыгнула. За разговором пролетело время, кофе в моих руках остыл. Пора открывать клуб.
Свои планы он мне так и не рассказал, поэтому решила провести обычную разминку и растяжку. Мои пол часа закончились, я заняла место в группе, он встал на место тренера.
Интересно что сегодня будет.
Началось совсем не то что я ожидала... после рассказов про "возможности" и разные задачи клуба. Вдруг полетели команды и упражнения силовой подготовки не легче чем когда-то в моей спортшколе. После каждого упражнения на технику ударов (что само по себе не так и легко), он давал силовой блок. По началу мы еще хорошо держались, восприняв это как игру на выносливость, но через пол часа многие стали сдаваться. А он не сбавлял обороты.
Но меня он так просто не сломит, не дождется. Ещё не через такое проходила. Становилось тяжело дышать, пришлось срочно вспоминать навыки ушу по восстановлению дыхания и на ходу выстраивать ровное дыхание. Темп не сбавлялся.
С каждым новым упражнением всё больше ребят сдавались и делали всё как попало. Он не ругал за это, с улыбкой глядя на них, лишь вставлял в свои команды очередное -

- Ещё один сдался...

Внутри проснулся азарт. Это игра. Я не сдамся. Все из этой группы младше меня намного, не имею права сдаться. Когда упал последний было даже досадно, у меня еще оставались силы чтобы бороться... Но гонка закончилась. Все лежали уставшие и довольные. Тренер собрал группу на матах вокруг себя и объявил игру. Борьба.

Усталость как рукой сняло. задачей группы было положить на лопатки тренера. Наивные. Они радовались такой возможности. каждый хотел это сделать, не понимая что только при разнице в весе это невозможно. Тренер весил около ста килограмм. Дети в свои десять одиннадцать лет около сорока килограмм. Смешно.

Он сидел на коленях в центре зала невозмутимо и спокойно роняя одного за другим бегущих на него нападавших. После десятка падений дети поняли невозможность поставленной задачи. И тогда он разрешил им нападать по двое. Радость вновь зажглась в их глазах. Я смотрела на всё это со стороны как на комедию, понимая насколько бесперспективны их попытки. Впрочем, уход от двух противников наблюдать было интереснее. Он уже не просто сидел, а уворачивался, делая шаг в сторону... тоже на коленях. Перед самой атакой он быстро менял свое положение по отношению к противникам так, чтобы один из них оказался ровно за другим и таким образом отбивал сначала атаку первого, потом второго. Ни одной паре нападавших не удалось это сделать вместе одновременно. После множества попыток все согласились что и это невозможно.

И тогда он разрешил им нападать всем вместе. В группе человек пятнадцать... Я заволновалась. Пятнадцать на одного это много. Даже для него.
Он по прежнему спокойно сидел в центре зала на коленях, готовый к атаке. Дети радостно обсуждали кто куда бежит и что делает. Обсуждения были конечно вслух. Он умилительно улыбался.
Началась атака. Его тактика оставалась прежней, уходить в сторону, оставляя большую часть в куче мешая друг другу. Но в конце концов силы оказались не равны, и тогда я услышала единственное слово произнесенное им из-под кучи довольных детей -

- Помогай!..

Зря. Я конечно решила ему помочь, но забыла что сама вешу чуть больше пятидесяти килограмм, соответственно помощь моя не могла быть велика. Но дети были уже в пылу азарта и накинулись на меня так же как на него. Вспоминая его тактику боя, тут же применила её на практике. Помогает. Довольная новым внезапно появляющимся навыкам, я тоже поддалась азарту.

Убегать вечно от толпы из пятнадцати веселых несущихся на тебя детей в зале невозможно. Это был весёлый бой. Нам отдавили ноги, выкручивали руки, роняли, падали на нас... но так и не положили на лопатки. В критические для меня моменты он приходил на помощь и я снова оставалась в игре.

Занятие закончилось. Все тяжело дыша смотрели друг на друга с довольными улыбками. Каждый сегодня сделал свои выводы и получил нужный опыт.

- Проигравшая сторона отжимается!

Тренер весело произнес эти слова, переводя дух. Никто не спорил. Проигранные пятьдесят отжиманий были сделаны группой молча. Счастливые и уставшие все расходились по домам, переговариваясь, обсуждая состоявшееся сражение.
Такие же довольные мы пошли на перерыв. До следующей группы еще пол часа.

- Почему ты решил так внезапно устроить сегодня такие нагрузки? Они чем-то провинились?

- Нет. Просто силовая тренировка. После нашего с тобой разговора я подумал, а не проверить ли наших ребят на прочность. Насколько они смогут выдержать длительные нагрузки как в спортивной школе.

- И заодно проверить меня?..

Я хитро смотрела на него. Эта догадка только что пришла мне в голову.

- Ну да. Было интересно представить тебя в спортшколе, посмотреть как ты справляешься.

- И как?

- Нормально. Теперь верю что ты там была.

- То есть до этого не поверил?!...

Моё возмущение подбросило меня над стулом. Он спокойно наливал себе чай.

- А что удивительного? Наговорить можно что угодно... по внешнему виду ты невысокая, не накачанная... как понять была ты там или нет... проверить только.

Возмущение продолжало кипеть.

- Ты мне не веришь! Это обидно между прочим. Разве я давала тебе повод мне не верить?!

Он повернулся ко мне и удивленно посмотрел в глаза.

- А ты всегда говоришь мне правду?..  Напомнить?..

Сразу вспомнилось всё о чем он не знает. И то как он узнал то о чем знает. И последствия... Кровь хлынула к щекам и загорелся румянец. Зачем я подняла эту тему? Вот опять что-нибудь всплывёт... На ровном месте! Надо учиться молчать. Пора уходить.
Нет, если сейчас сбегу, точно поймет что что-то скрываю. Держать себя в руках и оставаться на месте! На моем лице сама собой расплылась хитрая улыбка. Что ответить чтобы и не соврать и не выдать ничего?..

- Убедился что не врала тебе про спортшколу?

Он понял что я выкручиваюсь с ответом. Мы вели спарринг взглядами и словами.

- Про спортшколу убедился.

Он специально держит паузу, наблюдает как долго смогу я её выдержать. Мой ход.

- Хорошо что ты мне поверил.

Наши реплики перелетали через длинные паузы, сквозь напряженные взгляды, пытающиеся прочитать мысли друг друга. Его очередь.

- Хотелось бы верить тебе всегда...

Это был сильный ход, я вдохнула как после пропущенного удара. Это запрещенный приём. Он предполагает что я должна открыть ему все карты... Это не честно. Срочно альтернативное решение!.. Думай хорошенько. Врать нельзя, он этого не прощает... Но и правда сейчас тоже не лучший вариант. Думай быстрее.

- Мне тоже хотелось бы верить тебе всегда...

Он понял что я сделала встречный удар его же оружием. Улыбка в его глазах растеклась еще сильнее на секунду. Ничья.
Мы молча пили чай не решаясь ничего добавить и обдумывая мысли друг друга.

В таком состоянии нас застал Сэнсэй, второй тренер нашего клуба. Он как обычно был в хорошем настроении, бодр и готов к занятиям. Иногда ловлю себя на мысли, что не могу вспомнить когда бы видела Сэнсэя уставшего и поникшего. Обычно даже обсуждая сложные вопросы и проблемы он был оптимистически настроен.
Увидев нашу перестрелку глазами и молчание, он сразу понял что происходит.

- Ни хао! Я вижу опять веселитесь.

- Да, Сэнсэй. Приветствую.

- Ни хао!

Напряжение в воздухе рассеялось как и не было его. Они начали разговор о чем-то своём. Я решила не упускать шанса мирно уйти в зал готовиться к занятию старшей группы. Уже сделав шаг за дверь тренерской в след услышала слова Сэнсэя -

- Сегодня будешь заниматься у меня в группе?

- Конечно, спасибо Сэнсэй!

Мысленно я радовалась что так всё разрешается. Не хотелось продолжения горячего разговора. Но всё перечеркнул другой резкий голос.

- У тебя завтра. Сегодня мы еще не закончили наше занятие.

Сэнсэй рассмеялся. Он понимал что идет психологический бой и не стал в него вмешиваться. Я знала, что он не бросил бы меня в беде, если бы угрожала реальная опасность. Но в данном случае он вероятно посчитал, что мне нужно научиться держать удар психологического давления. Спасибо, Сэнсэй...

Разминка старшей группы прошла как обычно в хорошем темпе и весело. Ребята почти все мои сверстники или чуть младше. Во время скучной растяжки с ними можно было обсудить что новенького произошло за день... естественно пока никого из тренеров не было в зале и они этого не слышали.

В назначенное время как обычно вошёл тренер, я заняла место в группе. В этот раз предпочла встать подальше к стенке, чтобы не маячить перед глазами. Но он это заметил и не думал отпускать меня из-под своего контроля. Давая команды группе, он медленно шел вдоль боковой стенки и остановился сбоку, почти в двух метрах от меня. Занятие продолжалось, а он оставался на занятой позиции и не спускал с меня взгляд, глядя прямо в глаза с прямым не озвученным вопросом "Что еще произошло?" Его хитрый и довольный взгляд давал понять, что он догадался и теперь ждет когда я сдамся. 

Надо заметить, что он решил и в этой группе повторить опыт с предыдущей. Упражнения на технику сменялись силовыми нагрузками с одним только отличием - всё происходило на порядок быстрее и количество повторений было больше... как и положено старшей группе. Вторую тренировку подряд с перегрузками... тяжело. Я снова боролась с дыханием, считала вдохи и выдохи. Мысли в моей голове уже не бегали думая что и как сформулировать в ответ. Ребята и девчонки начинали сдаваться и сходили с общего темпа один за другим. Я боролась с дыханием, понимая что это сейчас самое важное. Если перестану считать и буду отвлекаться, вылечу из темпа очень быстро.

В этот момент стало так наплевать что он там думает и что мне за это будет. Надоело прятаться и выдумывать как сбежать. Болели мышцы, футболка на спине уже давно была сырой, по рукам текли капельки пота, падая на пол с локтей. Упражнения менялись, я считала дыхание. В голове между счетом мелькнуло только одно ощущение "Не дождешься. Ты меня не сломаешь." Я смотрела ему прямо в глаза смело и нагло, продолжая выполнять упражнения. Всё вокруг стало не важно. Я почувствовала внутри себя поднимающуюся волной силу. Будь что будет. Выполнять команды, не бояться, считать дыхание...

Почти пол группы уже сидели на полу без сил, нас осталось не так много и тяжело было всем. Понятно что мальчишки сверстники сильнее, мне было бы совсем не стыдно сдаться... но я решила бороться до конца пока совсем не закончатся силы.
 
Вдруг всё закончилось. Он отвел взгляд, объявил перерыв на пять минут и пошел на маты. Все радостно поздравляли "выживших". Я на секунду ощутила радость победы, а потом пустоту. Ноги и руки дрожали от перегрузок, дыхание всё еще приходило в норму, пот катился по щекам. Мы вышли из зала умыться и привести себя в порядок. Мысли снова окружили - Что произошло? Он сдался? Что это значит? Будет продолжение?.. хотя не важно. Я больше не боюсь. Устала прятаться, будь что будет.

Вернувшись в зал мы обнаружили что другие уже начали борьбу в парах на нижнем уровне (на коленях) и радостно присоединились. Всё так же тренер дал шанс каждому побороть его. Всё так же его весовая категория давала ему преимущество, хотя уже намного меньшее, чем с предыдущей группой. И даже атакуя по двое, всё так же никому не удавалось положить его на лопатки.

Я подумала, что вряд ли он решится в этой группе предложить подросткам атаковать сразу всем вместе... одно дело дети, а другое почти взрослые парни в том же количестве. И я невольно улыбнулась, стоя в стороне и наблюдая за происходящим на ковре. В этот момент он поймал мой взгляд и улыбнулся в ответ. Зря. Это был акт мести с моей стороны...

- А теперь все вместе на тренера!

Моё предложение было весело поддержано и все устремились к нему. Секундное возмущение и удивление на его лице стоило видеть. Я была довольна собой. Но в каше атаки вдруг поняла, что он ухватил меня за руку и прикрывается мной... Сколько раз об меня запнулись устала считать, он не отпускал руку, прикрываясь мной, но не давая упасть... Конечно все понимали, что это игра. Удары наносить запрещалось. Положить на лопатки тренера - вот главная миссия. Все смеялись над очередными попытками это сделать. И мы с ним, оказавшись в одной связке уже от души смеялись тоже. Обиды,  страх и разногласия остались в прошлом. Сейчас было весёлое единство общего сражения. Ничья.
После этой тренировки все расходились по домам не спеша и с бодрым настроением.

- Какой хороший день!

Наливая из чайника воду в кружку я улыбалась искренне и без скрытых намерений во взгляде. Тренер доставая коробку чая согласился.

- Действительно, хороший.

Из второго зала вернулся Сэнсэй. Он тоже достал свою чашку и налил чай. Очень тонко заметив спокойную обстановку, весело сказал, поднимая чашку -

- Ну, за мир!

Мы весело стукнули кружки краями и уселись отдыхать, наслаждаясь горячим чаем.

- Что новенького?

После паузы спросил Сэнсэй.

- Силовая...

Невозмутимо ответил тренер. А я только улыбнулась.

- Да?

Переспросил меня Сэнсэй, заметив недосказанность в моей улыбке.

- Силовая...

Подтвердила я и отпила большой глоток, наслаждаясь отдыхом.
Сегодня действительно состоялась хорошая силовая тренировка. Физически и психологически. Толку будет мало от физической силы, если психологически ты не можешь держать удар. Выдержать давление, тяжелый взгляд, побороть его, перейти в контратаку... Хорошая силовая тренировка.

- Ну и хорошо.

Резюмировал Сэнсэй.