Киев. Реальное училище св. Екатерины

Влад Каганов
        В 1894 году на улице Лютеранской 20 мужское училище, основанное в 1864 году, было реорганизовано в реальное училище св. Екатерины.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Формирование немецкой лютеранской общины в Киеве началось примерно с 1767 года, когда в доме аптекаря Георга Бунге 5 августа состоялось первое богослужение. Сначала община обжилась на Подоле. По переписи 1811 года в ней насчитывалось 318 человек в 138 семьях. После пожара 1811 года, когда сгорела деревянная кирха и многие дома членов общины, киевские лютеране стали переселяться на Печерск. У Кловского плато они приобрели участок, который киевляне впоследствии называли «Немецкой горкой».
         В 1812 году здесь построили новую деревянную церковь, дом пастора и устроено кладбище, а вокруг выросли дома киевских немцев. С ростом общины, возникла потребность в небольшой школе, которая была открыта 29 октября (10 ноября) 1852 года.
В 1855–1857 годы по проекту архитектора Ивана Васильевича Штрома была возведена Лютеранская евангелистская церковь(кирха). Осуществлял строительство и внутреннее убранство архитектор Павел Иванович Шлейфер. У новой церкви была хорошая акустика и даже оргАн подаренный купцом Кельном. А улица получила название Лютеранской.
         В 1864 году неподалеку от кирхи, получив на это государственное разрешение, было построено новое школьное здание. Нижняя часть была каменная, верхняя- деревянна. В одной части здания размещалась прогимназия для девочек, во второй – школа св. Екатерины для мальчиков. Направленный в 1874 году в Киев пастор Фридрих-Вильгельм Давидович Вазем(?-1911) стал добиваться от властей города разрешения на полноценные средние учебные заведения для мальчиков и девочек, и, наконец, в 1894 году, на месте прежнего деревянного здания школы, по проекту архитектора АДОЛЬФА КАРЛОВИЧА ГЕККЕРА(1844-1896) началось строительство нового большого здания мужского реального училища св. Екатерины.
         Значительные пожертвования ( 1000 руб) на строительство училища внес предприниматель и общественный деятель барон Федор Рудольфович Штейнгель(1870-1946).

ЗДАНИЕ УЧИЛИЩА

        Дом реального училища, в плане прямоугольный, имел два с половиной этажа. Главный фасад обращен к улице Лютеранской. Композиция фасада, выполненного в кирпиче без штукатурки, симметричная. Центральная часть выделена ризалитом, расчлененным широкими рустованными пилястрами, увенчана развитым карнизом на кронштейнах и аттиком. Стены декорированы тянутым в две полосы рустом, что является стилистическим перекликом с отделкой таким же образом стен соседней кирхи. Большие широкие окна украшены лучковыми перемычками с замковым камнем.

В 1897 году получила права полной женской гимназии - женская школа .
         В 1899 году по проекту архитектора немецкого происхождения Мартина Вильгельмовича Клуга, рядом со зданием училища, началось строительство нового двухэтажного здания для Екатерининской женской гимназии.
          В 1902 году по проекту архитектора Эдуарда Петровича Брадтмана(1856-?) здание реального училища было соединено двухэтажной пристройкой со зданием женской гимназией, а главный вход был оборудован в углу между обоими корпусами. Здесь из металла и стекла возведен прозрачный вестибюль, поднятый до уровня первого этажа, также стилистически отличный. С левой стороны от дома училища сохранились старые кованые двустворчатые ворота.

В 1910-е годы оба учебных заведения сохраняли высокую репутацию, но с началом Первой мировой войны их помещения стали использовать как военный госпиталь.

Во время гражданской войны здание сгорело, и было реконструировано в 1928–1929 годы архитектором Всеволодом Адольфовичем Обремским(1871-1940)

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Значительную поддержку училищу оказывал Дамский благотворительный комитет при Киевском евангелистско лютеранском приходе, благодаря чему учебный процесс обеспечивался самой лучшей  немецкой техникой, которая считалось тогда образцовой.
В училище были прекрасно оборудованы чертежный и рисовальный кабинеты, в которых были все необходимые принадлежности для рисования и черчения, кабинет моделирования, а также библиотека.
Кроме того, училище славилось высоким качеством преподавания естественных и мaтематичних дисциплин и,особенно иностранных языков, поскольку преподавание велось в основном на немецком языке. Кроме того, все ученики 6–7-го классов изучали английский язык (по 2 урока в неделю).

СОСТАВ УЧАЩИХСЯ

По состоянию на 1904 год в училище насчитывалось: 212 детей дворян и чиновников, 184 – мещан, купцов 2-й гильдии и ремесленников, 52-иностранных подданных, 37-крестьян, 19-почетных граждан и купцов 1-й гильдии, 8-духовенства, 2-казаков,
по вероисповеданию: 226 православных, 152 римо-католики, 108 лютеран, 27 иудеев и др.

ОПЛАТА

Оплата за обучение бралась в размере от 80 до 150 рублей, но, как и в других учебных заведениях Киева, при училище было организовано Благотворительное общество, которое предоставляло малоимущим учащимся материальную помощь, позволявшую освобождать (частично или полностью) от уплаты за обучение или предоставлении стипендий учащимся, которые имели высокую успеваемость.
Для сбора средств в пользу «Общества милосердия» в училище нередко устраивались благотворительные концерты, спектакли и платные публичные лекции. Так, 7 октября 1896 года в здании училище проходил концерт чешского струнного оркестра из Праги, а в 1909 году в зале училища были организованы платные публичные лекции на немецком : «О римских императорах» - профессора Киевского университета Иосифа Андреевича Лециуса (1860-1931) и «Жизнь и деятельность Рембрандта», «О новом обустройстве немецкого дома»- литератора К. Мейснера

ВРАЧ

        С 1912 года врач училища- врач-офтальмолог, доктор медицины, профессор ИВАН ЮЛЬЕВИЧ РУБЕРТ (1874-1934)          
        В 1886-1894 годы учился в Рижской Александровской гимназии.
        В 1899 году окончил медицинский факультет Юрьевского университета, ассистент клиники глазных болезней.
        В 1902-1903 годы на военно-медицинской службе.
        С 1903 года- доктор медицины.
        В 1904- 1908 годы возглавлял глазную клинику в Звенигороде (Киевская губ.)
        С 1910 года- приват-доцент,с 1915 года-ассистент, а в 1919-1921 годы-  экстраординарный профессор, заведующий кафедрой офтальмологии медицинского факультета Киевского университета, а также в 1920-1921 годы Киевского медицинского института.
       С 1912 года врач Киевского Второго коммерческого училища
       С 1922 года - возглавлял кафедру глазных болезней Латвийского университета (Рига) и , одновременно,  с 1923 года- декан медицинского факультета,а в 1923-1925 годы - ректор.
       В 1932 году - основатель Латвийского общества офтальмологов.
       Исследовал проблемы расстройства зрения и их лечение.
           Автор классического экспериментального исследования о туберкулезно-аллергической природе и гистологической структуре фликтены.


ДИРЕКТОРА

Директор училища, статский советник ИВАН МИХАЙЛОВИЧ ШНЕК (1853-1909) После окончания Киевского университета, с 1887 по 1903 год учитель географии и истории в Виленской 2-й гимназии. Участвовал в народных чтениях, активный деятель Общества милосердия в Вильно.

          С 1909 по 1919 год- директор училища, преподаватель латинского языка и русской истории- педагог, статский советник ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОЗИЦКИЙ (1861- 1934)
        Родился в Киеве. Окончил Киевскую духовную семинарию, а в 1888 году - Киевскую духовную академию. В 1889–1909 годы преподавал в Самаре и Пензе (оба – Россия). В 1909–1915 годы- директор учительской семинарии в г. Сураже Черниговской губернии (теперь Брянская область). В 1915 году переехал в Майкоп с назначением первым директором учительского института.
В 1923–1924 годы- учитель 39-й трудовой школы.

УЧИТЕЛЯ

          С 1903 года- преподаватель математики и физики в училище - ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ ДОБРОВОЛЬСКИЙ (1869 – ?) В июле 1901 года окончил физико-математический факультет Киевского университета с дипломом 2-й степени.
С 1903 года- преподаватель математики и физики в киевских учебных заведениях: женских гимназиях- Ольгинской, Вацлавы Перетяткевич и Софии Ивановны Львовой, мужской гимназии Луки Николаевича Жука, а также в Киевском 2-м коммерческом училище (П.М.Натансона), Киевском гидротехническом училище, Киевском железнодорожном реальном училище для служащих.
С 1924 года - профессор Киевского политехнического института, однако в 1927 г. был подвергнут чистке и постановлением Управления профобразования уволен с должности штатного преподавателя.
Преподавателем математики в училище был ЛЕВЕНБЕРГ. Как отмечал в отчете профессор математики Киевского университета и Киевского политехнического института Борис Яковлевич Букреев (1859-1962), побывавший в 1907 году на его уроках, « уроки преподавателя Левенберга – опытного педагога, характеризуются продуманностью, интересом, умением удерживать внимание всего класса».При этом он отметил, что учебники, которыми пользуются ученики, являются устаревшими
 
           Русскую словесность преподавал- фольклорист, этнограф, литературовед, историк театра, организатор краеведческого движения на Украине, профессор Киевского университета (с 1900), академик ВУАН (с 1922), вице-президент ВУАН (1923-1925 ) - АНДРЕЙ МИТРОФАНОВИЧ ЛОБОДА (1871-1931).
           В 1890 году окончил Екатеринославскую классическую гимназию, в 1894 году — славяно-русское отделение историко-филологического факультета Киевского университета.
          В 1895-1897 годах - профессорский стипендиат, а затем приват-доцент Киевского университета. В 1904 году защитил магистерскую диссертацию и занял должность экстраординарного профессора Киевского университета. В 1906 году стал одним из инициаторов повторного открытия и профессором Высших женских курсов в Киеве. С 1915 года был главным редактором «Университетских известий».
           С 1917 года, после защиты докторской диссертации- ординарный профессор кафедры русского языка и литературы, позже - заведующим кафедры русской литературы Киевского университета.
            С 1921 года возглавлял Этнографическую комиссию при ВУАН. 13 февраля 1922 года избран академиком ВУАН по специальности этнография, в 1923 году — вице-президентом ВУАН (занимал эту должность до 1925 года). С того же года возглавил секцию литературы Киевской научно исследовательской кафедры языкознания, был членом Центрального бюро краеведения при Русской АН. Длительное время был секретарем Исторического общества Нестора-летописца.В 1924 году избран действительным членом филологической секции НТШ. 1 декабря этого же года стал членом-корреспондентом Русской АН. В 1925—1930 годах был основателем и и главным редактором журнала «Этнографический вестник». В 1927 году награжден Большой золотой медалью Всесоюзного географического общества за значительный вклад в украинское народоведение, развитие краеведческого движения.

            В 1901 – 1902 годы преподаватель немецкого языка в училище- педагог-новатор, один из первых пропагандистов перестройки преподавания иностранных языков - П.И.НЕЙ.
            По описанию его метода преподавание новых языков, напечатанного в Киеве в 1902 г. отдельной книгой узнаем, что свой метод обучения языков он называл «нагляднопрактичным» и выделял такие его главные преимущества: 1) учащиеся постоянно слышали иностранный язык, который «проникал в учеников через все поры»; 2) иностранное слово представало в непосредственной связи с самим предметом, качеством или действием, продемонстрированному ученику, что находило в его сознании гораздо больше ассоциаций и потому значительно легче усваивалось; 3) группирование грамматических правил вокруг иноязычного текста гораздо больше способствовало сознательному восприятию грамматики, чем зубрение грамматических правил; 4) наглядный способ изучения языка развивал у учащихся конкретные представления, в то время как перевод создавал «туманные», а часто даже «ложные» представления; 5) практические упражнения при наглядном методе лучше и быстрее готовили учащихся к чтению связных текстов и целых литературных произведений, чем переводы; 6) наглядно-практический метод побуждал преподавателей работать на уроке со всем классом, а не с отдельными учениками в условиях репетиторства. В соответствии с этим методом, обучение иностранным языкам в подготовительном классе училища начиналось с изучения азбуки, написания букв и упражнений в произношении. В первых двух классах на прозаическом и стихотворном материале отрабатывалось правильное произношение и внятное чтение; актуальным было обучение устной речи в форме беседы по тематическим картинам. Материалом для свободных бесед и усвоения лексики в младших классах служили темы, связанные с окружающей жизнью учащихся. После устной подготовки переходили к письменным упражнениям. В письменных работах учителя полностью отказались от переводов, а предлагали учащимся у доски или за партой письменно отвечать на вопросы по содержанию пройденных текстов, списывать тексты из книги, писать диктанты на основе перефразированных изученных текстов или легкие предания пройденного. Грамматика усваивалась путём выполнения практических упражнений по тексту . Обучение ведению коммерческой корреспонденции на иностранных языках в 6-м классе включало усвоение общих знаний о значении корреспонденции, расположение и изложение материала деловых писем, особенности коммерческого стиля, датировки, копирования, писем, ведения регистрационных книг, составления архива. В 7-м классе ученики занимались составлением писем по теме коммерческих случаев, которые рассматривались при изучении торговой и банковской бухгалтерии.

           Преподавал в училище- ученый-юрист, криминалист, общественный деятель и педагог ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ НОВИЦКИЙ(1882– 1922)
           Родился в семье мирового судьи, титулярного советника Петра Георгиевича Новицкого. Первоначально Юрий учился в Уманской гимназии, однако качество обучения не устраивало его отца, который отправил сына учиться в Киев, где он поступил в Первую гимназию. В Киеве его гимназические годы прошли в семье одного из родственников отца– известного философа, писателя и психолога, профессора Киевского университета и Духовной академии Ореста Марковича Новицкого(1806-1884) В доме О.М.Новицкого была большая библиотека светской и религиозной литературы, чтение которой и составляло вторую половину гимназического обучения любознательного юноши.
После окончаниия гимназии, поступил на юридический факультет Киевского университета. Уже в студенческие годы начинает преподавать курс законоведения, а также исполняет обязанности классного наставника в частных гимназиях Вячеслава Ивановича Петра, Варвары Александровнаы Жеребцовой и «Группы родителей», участвует в организации Педагогического музея Киевского учебного округа.
В 1908 году с дипломом 1-й степени окончил университет, и был оставлен стипендиатом для «приготовления к профессорскому званию» на кафедре уголовного права и уголовного судопроизводства. Этапом этой подготовки явилась командировка в Германию, в Геттинген, где молодой юрист писал свою диссертацию по проблемам преступлений против личности. В 1913 году, после сдачи экзаменов на степень магистра уголовного права и пробных лекций- становится приват-доцентом Киевского университета. Работу над диссертацией молодой юрист сочетал с работой судебного следователя одного из участков Киевской судебной палаты. В 1911 году Ю.Новицкий создает «приют для детей ссыльно-каторжных, которые оставались сиротами», а в 1912 г. «суд по делам малолетних». С 1910 по 1914 год работает в тюрьме в качестве члена «Патронажа» над заключенными, учредителем которого являлся. Интересен и такой факт: в 1911 году Ю.П.Новицкий был привлечен экспертом по делу об убийстве в Киеве министра внутренних дел и председателя Совета министров(1906—1911) Пётра Арка;дьевича Столыпина, и составил докладную записку по этому вопросу. В 1914 году по инициативе крупнейшего знатока истории права юриста и писателя , профессора Вячесла;ва Миха;йловича Грибо;вского(1867—1924) Ю.Новицкий был приглашен профессором в Петербургский университет.Читал лекции в Политехническом институте и духовной академии. В 1916 году, как один из лучших в стране знатоков цензуры, Новицкий был приглашен в Министерство внутренних дел на должность чиновника по особым поручениям при Главном управлении по делам печати, а в 1917 году принимал участие в ликвидации этого органа. С 1918 по 1922 год - профессор Педагогического института социального воспитания нормального и дефективного ребенка в Петрограде, а также в Институте дошкольного образования.Профессор и член правления Петроградского Богословского института. В 1919 году активно участвует в организации в Костроме Рабоче-Крестьянского университета и несколько лет регулярно читает там лекции по советскому законодательству. Создает в Костроме кабинет и библиотеку по этой теме. Не смотря на уговоры друзей покинуть Россию, категорически отказался: «Здесь моя Родина, и я разделю ее судьбу». В конце апреля 1922 года арестован «по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Когда сотрудники ГПУ уводили Юрия Петровича из дома, они унесли с собой его главный научный труд - большую монографию «Историю русского уголовного права». К сожалению, работа не была опубликована до его ареста, а позднее текст её затерялся.
        В ночь на 13 августа 1922 года Юрий Новицкий был расстрелян.

В 1895 году учитель французского и немецкого языков, до 1907 г. - инспектор, а в 1909 г.- директор  училища -педагог, статский советник (1904)  КОНСТАНТИН ДАВИДОВИЧ РАММАТ(1867-?)
        В 1893 году со степенью кандидата немецкого и сравнительного языкознания окончил Дерптский университет, где среди его преподавалей были известные языковеды Лео Мейер, Бодуэн-де-Куртене, Леопольд фон Шредер и Вольдемар Мазинг.
В 1895 году сдал экзамен на звание учителя гимназий и прогимназий с правом преподавания английского языка и занимал должность экзаменатора английского языка в Киевском учебном округе.
       С 1906 по 1919 год- лектор английского языка на историко-филологическом факультете Киевского университета и на Высших Женских Курсах(ВЖК)
       В 1909 году по поручению попечителя Киевского учебного округа участвовал в работе Комиссии по проверке выпускных письменных работ по новым языкам учащихся реальных училищ.

С 1896 года преподаватель русского языка и словесности ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ РЫБИНСКИЙ (1873-1900) В 1891 году окончил с золотой медалью 3-ю Киевскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, который окончил в 1895 году с дипломом первой степени.
С 1895 года - учитель Фундуклеевской гимназии, где вначале преподавал историю педагогики в педагогическом классе, а затем, кроме этого, русский язык и словесность.
         С сентября по конец ноября 1900 года преподаватель словесности и воспитатель Коллегии Павла Галагана.
          «В. С. Рыбинский,- было написано в некрологе по поводу его ранней смерти,- был, несомненно, одним из лучших преподавателей словесности в Киеве и в короткое время сумел приобрести горячую любовь учащихся и товарищей. Педагогическое дело было его любимым делом, и он много и с успехом работал в этой области. Интересуясь историей литературы, он написал несколько статей по этому предмету, в том числе, два очерка, в издании, посвященном 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, обративших на себя внимание критиков и любителей русской словесности»

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:

1.«Організаційні засади діяльності реальних училищ (1872–1917 рр.)» 2.Н.В.Дороніна «Історія становлення та розвитку філологічних дисциплін в імператорському університеті св. Володимира (1834 ; 1919 рр.)»
3.Антонов А.Н. «Виленское пехотное юнкерское училище».(Краткий исторический очерк). (Вильно,1900)
4.«Дедушка» майкопских вузов»