Не жалуйся, что твои мечты не сбылись!
Заслуживает жалости лишь тот,
кто никогда не мечтал..
Мария Эбнер-Эшенбах
Мы все в детстве мечтали о чем-нибудь сокровенном.. Пока не пошли в школу и начали постигать азы науки. Да, именно в школе закладываются основы нашей жизни и способности к проявлению твоего интереса!
Иногда учитель может угробить твою мечту в зародыше, а иногда – развить и помочь тебе в ее осуществлении..
Я никогда не забуду, как мой любимый, но строгий учитель Леонид Васильевич (царство ему небесное!), который учился вместе с моей мамой в пединституте и вроде как шефствовал надо мной – иногда приглашал меня (незаметно для окружающих) и пытался выяснить мои интересы на будущее..
Но как я мог быть с ним откровенным?..
И я мямлил:
- Я хочу летать...
- Куда летать, зачем летать? У тебя хорошие мозги, ты должен быть ученым!..
- Леонид Васильевич, только не говорите маме, что я хочу летать!..
- Здесь я за тебя отвечаю! Иди и думай – никаких полетов!..
Ну а дома родители, я так думаю, были в сговоре с Леонидом Васильевичем!
Конечно, они, прошедшие войну, были опытнее и хотели для своих детей лучшей участи, чем в сталинское время, когда страна жила под контролем НКВД и ВКП(б)!
Тогда даже паспортов крестьянам не выдавали! А куда им ехать! Разрушенную экономику надо восстанавливать!..
И конечно, я смирился!..
Получил свою медаль и поехал поступать в институт, готовивший специалистов для энергетики. Сдал экзамены, заселился в общежитие, назначили старостой в группе.
А в свободное время от тоски записался в автомотоклуб, который находился в подвале одного из корпусов института и вечерами после лекций собирал из хлама мотоциклы,
Сдал на права, и (вот счастье!) - в институте открылась секция парашютистов аэроклуба! Я был в числе первых! Как всегда: сначала теория, потом – практика.
Изучали тогда еще ПД-18 (парашют десантный), а запасной – шелковый (марку не помню). И все это одновременно с автомотоклубом..
Конечно, это не летная школа, но я надеялся через этот аэроклуб пробиться к своей мечте – летать! И только летать!..
Изучали парашют, правила укладки, приемы при прыжках, потом поехали в аэроклуб на практические занятия и там я понял, что моя жизнь – в моих собственных руках!
Я уже пожалел, что связался с этим аэроклубом, когда увидел - как каждый сам себе укладывает парашют!..
И вот настал день, когда нас допустили к прыжкам! Правда, кроме меня и еще одного парня! Врач сказал: вам нельзя – давление зашкаливает! Идите гуляйте!..
А остальные улетели: на АН-2, высота 800 м. И вот у одного «курсанта» после вытяжного парашюта у основного запутались стропы… И парень погиб!
Началось следствие, занятия прекратились…
* * *
Но мечта осталась!
Покорять небо, как Валерий Чкалов, Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Байдуков, Беляков, Покрышкин, Кожедуб.. и другие пилоты – первопроходцы и герои! Это мои кумиры и как я им завидую!
Уже спустя много лет, летая в командировки в Латинскую Америку через Атлантику, непроизвольно прислушивался к турбинам наших двигателей типа ПС-90 – все-таки это были свои, из Перми, а теперь оказывается более 80% авиапарка – это иностранные Boeing or Airbus with General Electric or Pratt & Whitnay!..
Позвольте спросить: а где же наша авиация, рожденная Можайским?