Нравственное письмо к Юлии. О гонениях

Домский
Нравственное письмо к Юлии

        О гонении на русских литераторов




        Домский приветствует Юлию!

Получив цитируемое тобою послание, я пришёл в недоумение!
 
Давай восстановим это послание, ради списка имён в нём содержащихся:

«Пушкина сослали; Лермонтова сослали; Достоевского приговорили к смертной казни, потом пожалели и сослали; Толстого отлучили от церкви; Радищева приговорили к смертной казни, потом пожалели и сослали; Герцена сослали, выдавили из страны; Огарёва арестовали, выдавили из страны; Чаадаева травили, объявили сумасшедшим; Гумилёва расстреляли; Есенина убили и долгие годы выдавали убийство за самоубийство; Мандельштама сослали и убили; Цветаеву сослали и довели до самоубийства; Хармса заморили голодом в психушке; Пастернака травили и не публиковали; Бабеля пытали, расстреляли; Булгакова травили и не публиковали; Маяковского трижды судили, сажали; Ахматову травили, сына посадили, мужа убили; 200 умнейших граждан, цвет нации, выслали из страны («философский  пароход»); Бродского сослали и выдавили из страны; Шаламова сажали дважды; Аксёнова выслали из страны; Коржавина сослали, выдавил из страны; Солженицына травили, сослали и выдавили из страны; Довлатова травили и выдавили из страны; Эрнста Неизвестного травили и выдавили из страны; Быкова травили (в прямом смысле); Шендеровича выдавили из страны; Акунину, Глуховскому, Улицкой, Шишкину пришлось эмигрировать.
Именно это и называется отменой русской культуры».

 
Прежде, чем разобрать вышеуказанный список, поделюсь    впечатлением, сложившимся по его прочтении. Возникло ощущение, как будто бы свалили в кучу всех и вся. Ладно, хотя бы примерную хронологию, по годам творчества  оставили.

 Особенно же  умилило присутствие в одном списке Пушкина и Шендеровича.
 
Но давай обо всём по порядку. Отделим котлеты от мух! 

Сначала приведём в порядок хронологию.

Деятели культуры, перечисленные в вышеуказанном списке, подверглись гонениям в три разных периода:

Первый, - начиная от Пушкина и заканчивая Чаадаевым, - период Российской империи;

Второй, - от Гумилёва до Эрнста Неизвестного, - советский период;

И, Третий, - от Быкова до Шишкина (кто это такой, пока не знаю, но, благодаря тебе, надеюсь расширить свой кругозор), - современный период российской истории. Назовём его условно – эпоха Путина.
Итак, начнём разбор! 


Часть первая. Российская империя.

Пушкин

Александр Сергеевич официально ссылался дважды. Но, по большому счёту, это была одна ссылка, начавшаяся в 1820 г., как бессрочная, при государе императоре Александре Павловиче, и закончившаяся по личному распоряжению г.и. Николая Павловича в 1826 г. По факту это была даже не ссылка, а перевод по службе, удаление из столицы. Причиной ссылки стали эпиграммы на графа Аракчеева, архимандрита Фотия и самого Александра I. Сначала острослову грозили Сибирь или Соловецкий монастырь. Но, стараниями Карамзина и Жуковского удалось добиться смягчения наказания: Пушкин отправляется на юг!

 В южных русских землях, - Крыму, Молдавии и Одессе, - Александр Сергеевич  занимается всем кроме службы. Резвится со свойственным ему воображением и буйством страстных чувств! По этой причине в 1824 г. он отставляется от службы и ссылается в имение своей матери Михайловское, в Псковской губернии. Со скандалом выгоняет (выдавливает) оттуда всю свою родню (что ему не рада) и живёт в обществе няни Арины Родионовны,  окружении милых соседей,  соседок, крестьянок и наведывающихся друзей.

В перерывах между развлечениями, Пушкин создаёт современный русский литературный язык и пишет на нём, кроме гениальных стихов, поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Борис Годунов», «Цыганы», «Граф Нулин» и первые главы «Евгения Онегина».

В мае 1826 г. Пушкин пишет покаянное письмо на имя государя. Николая Павлович вызывает его нарочным фельдъегерем в Москву, куда прибывает для коронации. Потрясённый Пушкин встречается с Николаем в Чудовом монастыре. Они проводят долгое время в беседе с глазу на глаз.

Впечатления от этой встречи записал со слов Пушкина по свежим следам его друг граф Струтинский:

«Вместо надменного деспота, крутодержавного тирана, – рассказывал Пушкин, – я увидел человека прекрасного, благородного лицом. Вместо грубых и язвительных слов угрозы и обиды, я услышал снисходительный упрёк, выраженный участливо и благосклонно.
       – Как, – сказал мне Император, – и ты враг твоего Государя, ты, которого Россия вырастила и покрыла славой. Пушкин, Пушкин, это не хорошо! Так быть не должно.
       Я онемел от удивления и волнения, слово замерло на губах….»
Встреча и беседа с царём вызвала переворот в жизни и творчестве Пушкина. Последнее десятилетие жизни он провёл  глубоко верующим человеком и убеждённым монархистом. Его произведения были наполнены чувством верности престолу, апофеозом которого стали (стихи) «История пугачёвского бунта» и «Капитанская дочка»!

По категории: «Отмена русской культуры» случай со ссылкой   Пушкина, - как мы видим, любезнейшая Юлия, - не проходит.

Идём далее. Кто у нас всегда следует за Пушкиным?

Правильно!

Лермонтов

Как Кавказ входит в состав России вслед за Крымом, так Лермонтов входит в русскую литературу вслед за Пушкиным. Высылается Лермонтов тоже дважды, и оба раза на Кавказ. Первую ссылку он схлопотал за стихотворение «На смерть поэта», написанное  сразу после гибели Пушкина.  Сначала стихотворение заканчивалась словами: «И на устах его печать» и вызвало негодование в высшем обществе, защищавшем Дантеса.  Лермонтов, по своему обыкновению,  решил подлить масла в огонь и дописал последние шестнадцать строк. За что был арестован. Но тут вступились богатые и влиятельные родственники его  Столыпины, плюс верный друг начинающих поэтов Жуковский, и Миша уезжает на Кавказ, вернее в Грузию, где нет никакой войны в помине! Первая ссылка так понравилась Лермонтову, что когда она через несколько месяцев была отменена, Михаил Юрьевич никак не хотел уезжать! Ещё бы! Особенно любил бывать он в Пятигорске. Он там кутил, крутил и заводил. Но всё хорошее когда – нибудь кончается. Закончилась и первая ссылка Лермонтова.
Второй пришлось ждать недолго. Спустя пару лет в 1840 г. Лермонтов оскорбляет на балу сына французского посла, после чего у них происходит дуэль в замечательном месте - на Чёрной речке! Лермонтов возвращается на Кавказ. Теперь уже Михаилу Юрьевичу пришлось понюхать пороху! Но нюхает он его недолго. Уже в январе 1841 г. уезжает в отпуск в Москву, затем в  Санкт – Петербург, где, став «модной штучкой» вращается в салонах столичного бомонда. На Кавказ он возвращается лишь в мае. Живёт в Пятигорске, всех там достаёт своими колкостями, и, в конце – концов, получает заслуженную пулю от майора Мартынова.

За непродолжительные, в итоге, месяцы своих  «ссылок» Лермонтов сочиняет множество прекрасных  стихов, поэмы: «Демон» и «Мцыри», а также задумывает «Героя нашего времени».

И в случае с Михаилом Юрьевичем отмены русской культуры не выходит, как-то!
Переходим к Величайшему,

Достоевский

Как ты могла заметить о, наблюдательная Юлия, если фамилия писателя начинается на «До…» и заканчивается на «…ский», то это свидетельствует о гениальности художника!   

В отличие от Пушкина с Лермонтовым, Фёдор Михайлович «отмотал свой срок» сполна.  Но это «сполна» означало, что по величайшей милости срок заключения Достоевского был ополовинен: с восьми до четырёх лет каторги. Статья была серьёзной – участие в подпольной организации, призывающей к свержению государственной власти. За это полагалась смертная казнь. Однако в самый последний момент расстрел был заменён каторгой, а затем «бессрочной службой». 

На каторге комендант крепости Алексей Фёдорович де Граве старался облегчить положение арестанта, освободить его от тяжёлых работ.

Каторга произвела на Достоевского неизгладимое впечатление. Эти впечатления легли не только в основу повести «Записки из мёртвого дома» и эпилога «Преступления и наказания», но и присутствуют в других произведениях писателя.
После каторги Достоевский был отправлен рядовым в линейный батальон в Семипалатинск. Но, по сравнению с каторгой, это уже свобода! Достоевский жил вне казармы, на съёмной квартире. Был повсюду принимаем. Завёл роман с замужней женщиной, на которой женился, когда она внезапно овдовела.   Прибывший в Семипалатинск представитель славной фамилии барон Врангель сделал всё, чтобы Достоевский был продвинут по службе, и выхлопотал ему офицерское звание, со всеми полагающимися привилегиями. 

По величайшему указу от 17 апреля 1857 г. доброго императора Александра Николаевича,  - согласно которому были помилованы (полностью амнистированы) декабристы, петрашевцы и прочая революционная сволочь, последователи которой, в знак благодарности, его взяли и убили, -  Достоевский счастливо «откинулся» с восстановлением прав дворянства.

Вместе с женой и приёмным сыном он, набравшись впечатлений, фонтанируя идеями, направляется из Сибири в Санкт – Петербург и приступает к написанию лучших романов в истории мировой литературы!

Вот цитата из «Записок из мёртвого дома»:

«… в Сибири, несмотря на холод, служить чрезвычайно тепло. Люди живут простые, нелиберальные; порядки старые, крепкие, веками освящённые <...> Климат превосходный; есть много замечательно богатых и хлебосольных купцов; много чрезвычайно достаточных инородцев. Барышни цветут розами и нравственны до последней крайности. Дичь летает по улицам и сама натыкается на охотника. Шампанского выпивается неестественно много. Икра удивительная»
Так что, в случае с Достоевским, несмотря на суровые условия сибирской каторги, никакой отмены русской культуры не произошло. Наоборот, расцвёл величайший талант в истории русской литературы!

Толстой

Как Лермонтов идёт вслед за Пушкиным, так Толстой всегда рядом с Достоевским.  Два титана! Но с одной, весьма существенной разницей. Один титан, благодаря жизненным и  литературным подвигам достиг высот богопознания. Другой титан впал в прелесть и скатился в ересь.

Бывают, значит, промахи и в зрелой мысли!

Не хватило, по видимому, Льву Николаевичу ссылки и каторги, что охлаждают свежим сибирским морозцем или горным ветерком разгорячённые умы наших литераторов. 
Впавший в гордыню Толстой в своих духовных поисках ушёл во тьму со света. Писатель принялся создавать своё учение о Боге, которое получило название «толстовство» и увлекло за собой множество неокрепших умов.  Он нападает на православную церковь, объявляет ложными её догматы, отвергает её таинства, и отрицает божественность Христа. 

В ответ на это Святейший Синод в 1901 г. издаёт «Определение о графе Толстом».
 Теперь внимание!

 Никакого отлучения Толстого от церкви не объявляется! Постановление Синода лишь констатирует, что Толстой сам по своей воле отпал от Церкви. Более того, активному врагу Церкви, каким является заблудший граф, не объявляется заслуженная им анафема.

Толстой соглашается с «Определением» в плане своего  отречения от Церкви. В своём «Ответе Синоду» он пишет:

«То, что я отрекся от Церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо»

Господа присяжные заседатели! Вопросов больше не имеется!

После 1901 г. Толстой не создаёт больше крупных литературных произведений, кроме «Живого Трупа», которым он сам, по сути, является!

Всё, за что мы любим Льва Николаевича, уже написано.

Следовательно,  «отлучение Толстого от церкви» никак не повлияло на его творчество. Тем более не отменило его!

Радищев

Радищев постарше остальных будет. Когда он умер, Пушкину было всего три года. Почему его поставили пятым?

Но, мы идём по порядку.
Хотя Радищев и не был писателем, но он первый  человек в России, которого приговорили к смертной казни за книгу, а не за что иное.   
«Путешествие из Петербурга в Москву» он написал и издал в собственной типографии в 1790 г. Времечко было неспокойное. За год до этого во Франции началась революция. Ещё свежи были последствия пугачёвского бунта. А тут выпускник Лейпцигского университета, нахватавший идей просвещения, лезет со своими стенаниями по поводу российской действительности, и вообще с тотальной критикой всего существующего миропорядка.
Как реагировать Екатерине II? «Бунтовщик хуже Пугачёва!» и смертный приговор.
Но матушка – императрица была доброй. Заменила вольнодумцу смертную казнь десятилетней ссылкой в Сибирь, но без каторжных работ, с разрешением заниматься литературой. Но, ничего стоящего Александр Николаевич уже не написал. Ибо писатель был так себе.
 Зато в  государственной деятельности сделал себе карьеру! При Александре I получил полную свободу и был зачислен членом «Комиссии для составления законов». Когда б ни выпил вместо водки кислоты, то жил бы себе – поживал и новых званий наживал!
Ссылка Радищева только продлила его литературную карьеру. Вернувшись, он занялся другими делами. Ничего он больше не написал. Зато остался автором такого литературного хита, о котором все знают, но никто по своей воле не читал!

Герцен и Огарёв

Эту парочку я даже не разделяю. Первого, как мы знаем «разбудили декабристы», второй поклялся следовать за первым. Чем они всю жизнь и занимались. Из России их никто не высылал. Сначала у обоих была ссылка – так назвалась высылка из столицы, в провинциальные города, где можно было служить или заниматься чем угодно. Затем Герцен, получив после смерти отца большое наследство, уехал за границу. Спустя некоторое время Огарёв последовал за ним. Вместе они, на деньги Ротшильдов, организовали в Лондоне «Вольную русскую типографию», вместе издавали «Колокол». После освобождения крестьян в 1861 г., и особенно после того, как Герцен поддержал польское восстание 1863 г. популярность «Колокола»  в России упала, тиражи перестали раскупаться. Дабы заполнить пустоту Герцен уводит у Огарёва жену, тот сходит с ума и заканчивает жизнь в сточной лондонской канаве.
Но тут мы не собираемся обсуждать биографии предтеч современных иноагентов. Просто констатируем факт, что именно выезд этих господ из России, способствовал расцвету их публицистики. Какая ни есть, она осталась в истории русской публицистики. Так что и здесь нет никакой  отмены культуры.
Добровольный выезд, – добровольная эмиграция, физическая и духовная, - приведшая к нравственной катастрофе и безумию!

Ну, раз заговорили мы о безумцах, то следующим у нас по списку,

   Чаадаев

Слышала о таком?

 Когда б ни Пушкин вряд ли бы мы сейчас о нём помнили. А так, всегда интересно, кому это Александр Сергеевич посвящал свои стихи? 
 
Для современников, понятно, Чаадаев был значимой фигурой. Честнейший малый, философический. Но, фрик, что называется!

Его философические письма, писанные по-французски, произвели фурор и разногласия в кругах интересующихся. О них прекрасно были все осведомлены, и смотрели сквозь пальцы на философские опыты мятущейся натуры. Зачем же надо было это всё печатать? Публикация первого письма в журнале «Телескоп» вызвала взрыв негодования в широких кругах русского образованного общества. И как же реагировать императору? Ссылать несчастного на каторгу или в ссылку? Объявление сумасшедшим, продлившееся меньше года, было самым лучшим выходом из сложившейся ситуации.

Чаадаев жил до конца своих дней, где жил, дружил, с кем дружил, писал, что писал и давал читать написанное тому, кому считал нужным.
С одним условием – не печатать! С целью его же безопасности! Иначе его бы непременно грохнули! У многих руки чесались.
Так что скажем спасибо государю императору Николаю Павловичу, за то, что у узкого круга интересующихся историей русской философии появилась возможность прочесть «Апологию сумасшедшего»!

Итак, мы закончили разбор «гонений» на литераторов времён Российской империи. Какие же мы сделаем выводы.

Первое – сочинители были в основном люди честные и порядочные, совестливые и искренне выражающие свои взгляды.

Второе – власть относилась к ним со снисхождением, и миловала при наличии покаяния, а иногда и без оного.

Третье, как бы то ни было, по промыслу Божьему, все эти обстоятельства привели к небывалому расцвету русской литературы в период Российской империи. Мы можем смело назвать этот период Золотым веком русской культуры!

В следующем письме мы рассмотрим гонения на литераторов в советское время.

Как говориться: «Почувствуйте разницу!»

Продолжение следует….

http://proza.ru/2023/01/23/1809