Проповедь в день усекновения главы Иоанна Предтечи

Роман Овчаренко
Имя Иоанна Крестителя занимает одно из первых мест в ряду самых выдающихся деятелей человечества. И это не ошибка, и не чья-то горячая фантазия. Он известен нам не только по сообщениям из Евангелия. О нём знают и историки древности, причём как еврейские, так и римские. Его личность особо почитается в мусульманстве, где он известен под именем Юханна Яхья, и в среде иудеев, которые запомнили его как Йоханан бен Зехарья. Давайте попробуем сложить все известные и малоизвестные факты его биографии, чтобы лучше для себя понять личность этого праведника.
В предместьях Иерусалима, с южной стороны, в местечке Эйн-Карем, проживало благочестивое семейство – супруги Захария и Елизавета. Оба они были из знатного рода. Священник Захария вёл своё происхождение от самого первосвященника Аарона (только этим людям разрешалось проводить богослужения в храме), а его жена происходила из рода царя Давида (доказательством служит тот факт, что Дева Мария называла Елизавету своей родственницей). Жизнь супругов была образцом для подражания. Взаимная любовь и забота друг о друге были основой их отношений. Но всё омрачал факт бездетности. Они дожили до преклонных лет и уже отчаялись заиметь дитя. Ни разу они не упрекнули друг друга в сложившейся ситуации, и их привязанность друг к другу стала только сильней. Одно только общество, считавшее бездетность грехом, не желало оставить этих достойных людей в покое. Они всячески поносили их, и даже выгоняли из общественных мест. Даже на службу Захарию старались вызывать реже.
Ни одного осуждения, ни в адрес Бога, ни в адрес людей, не последовало из уст Захарии и Елизаветы. Они смиренно носили свою боль. И Бог, видя величие этих людей, благословил их рождением сына. Никто и не предполагал, какая слава ожидает этого ребенка. О событиях рождения Иоанна нам сообщает только один евангелист – апостол Лука. «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник, именем Захария... Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения... Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их... И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время» (Лк. 1, 5 – 20).
И всё сказанное действительно сбылось в срок. Рождение Иоанна стало действительно чудом. Все те, кто порицал святое семейство, теперь лебезили перед ними и старались угодить. Лицемерие – великий грех во все времена. Когда же Елизавета разрешилась от уз, послали спросить у Захарии, как он желает наречь сына? Все ожидали, что это будет одно из родовых имен. Но Захария, лишенный речи, уверенно написал на табличке – Иоанн, и тут же к нему вернулась способность говорить. Весь народ объял страх. Все понимали, что в этом доме случилось чудо Божие. Имя Иоанн (Йоханан), было выбрано Архангелом Гавриилом неспроста. В переводе с еврейского оно означает «милость Божия», или если дословно «сжалился Яхве».
Иоанн, помимо своего прозвища «Креститель», имеет еще одно наименование – «Предтеча». Дело в том, что его рождение стало как бы приуготовлением мира к приходу Спасителя. Должен был родиться тот, кто приготовит всех к Мессии. Поэтому, рождение Иоанна относят шестью месяцами ранее рождения Христа. В непростое время были рождены эти двое. Вся Вселенная ожидала прихода обещанного Богом Спасителя. И вот, не желающий делить свою власть ни с кем, царь Ирод задумал истребить всех младенцев до двухлетнего возраста. Зная, какая угроза грозит его семье, Захария заранее приготовил путь для побега своей супруги с сыном. А когда к нему в храм пришли с допросом, не сказал ни слова об их местонахождении, и был убит солдатами. Так Иоанн остался без отца.
Пустыня стала домом для Елизаветы и ее сына Иоанна. Мать отдала своему сыну всю нерастраченную любовь, научила его азам веры и молитвы и тоже отошла в мир иной. Вот ведь как бывает. Тот, кто должен был получить хорошее образование, стать наследником своих родителей, отныне жил в пустыне как дикий зверь, одетый в самодельную одежду из верблюжьей шерсти и питаясь диким мёдом и горькими травами. Но как известно, для сирот отцом и матерью становится Сам Бог. Если в сердце человека нет озлобления, то он увидит Божий промысел о нём. Уединённая молитва Иоанна в пустыне привела его к Богу. И как сказано в Писании: «Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк. 3, 2).
К тому времени Иоанн уже достиг тридцатилетнего возраста, и мог уже выступить на проповедь перед людьми. «И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3, 3). Много было пророков до Иоанна. Можно сказать, что евреи были даже избалованы ими. Ни к одному народу не посылалось такое количество божьих провидцев. Но Иоанн – особенный. Только он один является одновременно пророком как Ветхого, так и Нового Заветов. Он первым начал проводить таинство крещения людей. Его ученики стали в дальнейшем апостолами Христа. Только ему была открыта тайна Царствия Божьего. И, наконец, он крестил в водах Иорданских Самого Бога.
Иоанн понимал своё предназначение, и торопился исполнить его. Его проповедь о покаянии жгла сердца людей, заставляя их пересмотреть свои жизненные позиции: «Сотворите же достойные плоды покаяния... Я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Лк. 3, 8 - 16). По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2).
Когда же к Иоанну пришел креститься Иисус, он произнес следующие слова: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29 – 31).
Около 30 года н.э. Иоанн был арестован, и его проповедническая деятельность завершилась. Поводом для ареста послужила его обличительная речь против царя Ирода Антипы, которого он обличил в блуде и кровосмешении. Ирод Антипа был «достойным» сыном своего отца Ирода Великого. Его жестокость и жадность повергала многих в шок. Его главным грехом стала страсть к жене брата – Иродиаде, которую, в итоге, он забрал к себе, нарушив все обычаи и законы. Иродиада приходилась племянницей этим двум царям. Так что Иоанн был прав, как с точки зрения церковного права, так и с точки зрения светского. Только он один дерзал говорить царю правду. И снова мы видим с вами лицемерие священников и людей, которые готовы прощать своему царю любой грех, из страха перед ним, и не желающих прощать своих ближних.
«Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу... И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14, 3 – 5). «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6, 20). Однажды, в день своего рождения, царь Ирод устроил пир, на котором собралось много богатых и знатных людей. Дочь Иродиады – Саломия, наученная своей матерью, выступила перед именитыми гостями с откровенным танцем и тем поразила всех присутствующих, и прежде всего самого царя. Опьяненный танцем своей падчерицы и вином, Ирод пообещал ей дать все, что она пожелает, даже половину своего царства. Саломия выбежала посоветоваться с матерью. И та научила её потребовать голову Иоанна Крестителя.
Вы только посмотрите, как люди мстительны, когда кто-то обличает их грех. Вместо того чтобы исправиться, они уничтожают любого, кто скажет правду о них. Очень опечалился царь Ирод. Как не крути, а он был частью еврейского общества, которое чтило и уважало пророков. Он сам испытывал к Иоанну двойственные чувства, здесь были и страх и уважение. «Но ради клятвы, и возлежавших с ним не захотел отказать ей» и отдал приказ казнить святого. Иоанну Предтече отрубили голову и отдали Саломии, а та отнесла её своей матери, которая даже этим осталась недовольна и бросила эту голову в отхожее место.
Когда ученики сообщили Христу о кончине Иоанна, то Он сильно опечалился этим известием. В день усекновения главы пророка Божия и Крестителя Иоанна, церковь установила строгий пост и празднование. Многие зададутся вопросом: но ведь Иоанн пострадал не за Христа и Его учение, в чем же его святость? Да. Он пострадал не за Христа, а за правду, и нравственные принципы, которые лежат в основе богопочитания. Разве это не есть святость? Умение жить нелицемерно, быть примером для всех верующих. Это уже большой подвиг, на который способен далеко не каждый. Будем же стремиться к чистоте, о которой возвещал нам святой пророк Иоанн, и тогда и в нашей жизни наступит час прихода Спасителя.