Облом инспектора ВАИ. Целинные истории

Леонид Свиягин 2
     Завершающим третьим этапом выполнения Правительственного задания Советской Армии по уборке урожая 1977 года для нашего целинного автобатальона под командованием моего штатного комполка подполковника Деделова, было организация вывоза урожая сахарной свёклы с полей колхозов Ахтырского района Сумской области на свёклоприёмные пункты.

    Будучи командиром автовзвода  ( в подчинении 39 бойцов, два прапорщика и 23 грузовых автомобиля), квартировал с  супругой в одной из хат села Камыши  Ахтырского  района  Сумской  области.
  От   границы с Полтавской областью нас отделяли всего 12 км.
  Дело в том, что родиной отца моей первой , ныне покойной, супруги Ольги было село Бильско   Котелевского  района Полтавской области( см. рассказ  « Эхо минувшей войны.»http://proza.ru/2020/10/08/1518).
    В Полтаве проживали её двоюродные и троюродные братья.
После нашего посещения села Бильско, один из братьев жены пригласил нас к себе в гости  в Полтаву.
При этом поставил твёрдое условие, не приедете- обижусь до конца своих дней!
     В конце октября-начале ноября уборка свеклы практически была завершена и наши «автоконики" были почти не загружены, водительский состав занимался, в основном, обслуживанием   автотехники,подготовкой  её  к  транспортировке по железной дороге в пункт постоянной дислокации  город Нахичевань.
     В один из предвыходных дней накануне ноябрьских праздников, мы с женой на грузовом автомобиле ГАЗ-53 с водителем из числа « партизан», призванных на военные сборы из  числа  военнообязанных на период уборки урожая в окрестностях города Нахичевань, рано утром выехали из расположения взвода в направлении областного центра Полтавской области.
  За себя руководить взводом оставил прапорщика- техника взвода
  Уже перед въездом в город Полтаву были остановлены инспектором военной автомобильной инспекции.
  Проверив проездные документы водителя, инспектор  ВАИ - старший сержант сверхсрочной службы заявил, что путевой лист на автомобиль, выписанный в колхозе, где мы дислоцировались в соседней  области является недействительным.
  После этого он стал досматривать автомобиль более детально, подняв капот автомобиля.
  При этом он обнаружил, что ручной тормоз практически не работоспособен.
    Сам инспектор пошёл в телефонную будку звонить  в военную комендатуру, чтобы вызвать автотягач для буксировки нашего авто на штрафную автостоянку.
  Мой водитель-« партизан», оценив   сложившуюся обстановку, воспользовался минутный паузой и просто сбежал с места осмотра автомобиля.
   Приехавший автотягач на жёстком буксире отбуксировал наш автомобиль на штрафную автостоянку к военной комендатуре города Полтавы.
  Дежурный помощник военного коменданта проинформировал меня, что необходимо прибыть к девяти часам понедельника к военному коменданту с водителем на «разбор полётов».
  Таким  образом, у меня невольно появилась «окно» в два свободных дня до утра понедельника.
Брат жены с супругой очень хлебосольно приняли нас в своей квартире.
  Они жили совсем недалеко от военной комендатуры.
Познакомили  нас со своей родней и городом Полтавой.
 Брат Ольги попытался воспользоваться  «телефонным правом», подключив свои знакомства и связи.
   Но всё оказалось бесполезным...
  Прибыл в понедельник к военному коменданту без водителя (тот вернулся во взвод).   Был извещен  военным комендантом, что мою автомашину он вернёт только после предоставления мною  выписки из приказа по-моему целинному автобатальону о дисциплинарном наказании меня и моего водителя, а также автобуксировщика   с  жёстким буксиром для арестованного автомобиля.
  Штаб и командование  моего  автобатальона располагались в городе Сумы.
Туда  добрался  на рейсовом автобусе .
   Доложил начальнику штаба батальона о сложившейся обстановке.
Обязанности начальника штаба целинного  батальона в командировке исполнял офицер нашего полка- командир второго батальона полка  подполковник Дерунов.
  Он поручил подготовить приказ о наказании меня и водителя своему помощнику.
Тот быстро подготовил проект приказа, где объявлялось мне трое суток ареста на гауптвахте, а водителю -10 суток ареста.
  Представив проект приказа  на   подпись начальнику штаба ,был тут же отправлен переделывать проект приказа.
Иначе мне бы пришлось отбывать эти трое суток ареста на Полтавской гауптвахте.
  В окончательном варианте мне объявлялся «строгий выговор», а водителю- 5 суток ареста гауптвахты, которые он уже якобы отбывает в городе Сумы.
  Получив на руки выписку из приказа по автобатальону о принятии мер к нарушителям, заехал  в   расположение своего взвода, где взял резервного водителя-солдата  срочной службы  на  автосамосвале   ЗИЛ-130 ММЗ с жёстким буксиром.
   Прибыв с ним  в  военную комендатуру города Полтавы ,был отправлен комендантом срочно подстригать водителя самосвала.
Если резервный водитель был молодым солдатом с причёской «наголо», то водитель самосвала в ноябре подлежал демобилизации со срочной службы и причёску на голове имел довольно фривольного вида.
   Напоминание военного коменданта, о возможности оказаться совсем без причёски перед дембелем, подействовало отрезвляюще на того.
Пройдя пешком значительное расстояние от комендатуры, мы не встретили ни одной вывески  « Парикмахерская».
   Спросив у проходящей бабульки ,где ближайшая парикмахерская, получили ответ: « Вон одна перукарня, вон -другая!»
Приведя в  порядок причёску бойца ,забрали арестованный автомобиль со штрафной площадки, подцепили  его жёстким буксиром  к  автосамосвалу.
  Свернув на соседнюю улицу, тут  же отцепили   буксир, загрузив его в кузов самосвала.
   На выезде из города в этот день нёс службу тот же автоинспектор ВАИ...
  Увидев наши автомобили не на буксире, он принялся махать своей полосатой палкой -жезлом...
  На это я ему показал из кабины своего автомобиля кукиш и дал команду водителю увеличить скорость.
  Никаких автосредств для преследования у инспектора  ВАИ   не было!
  Так относительно бескровно завершился мой инцидент с  ВАИ  гарнизона города Полтавы.
  В рассказе « Прощальные   гастроли» при отправлении нашего ЖД эшелона с техникой из   Украины в Нахичевань начальник ВАИ нашего автобатальона  попытался  припомнить мне этот случай, но поддержка моего комполка Деделова  сыграла свою решающую роль…
По результатам успешного  выполнения Правительственного задания  по возвращении в  Нахичевань, все текущие взыскания с  меня  были сняты...
  А в декабре того же года автор этих строк получил повышение ,был  назначен   командиром развернутой мотострелковой роты в родном полку.

                Леонид  Свиягин.
          На фото- автомобиль ГАЗ-53 бортовой.

                10.09.2022г.