Предупреждение М. А. Булгакова

Илья Уверский
Как известно, в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" три раза повторяется один и тот же эпизод, который не дает автору и Маргарите покоя (хотя в романе все повторяется по три раза). Как будто бы автор предупреждает о чем-то. Не так конечно, поэтично, как у Шнурова, но все же...

Вот этот эпизод (это 25 глава):
 
"Тьма, пришедшая со  Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.  Исчезли висячие  мосты,  соединяющие  храм  со  страшной  Антониевой башней, опустилась с  неба бездна и  залила  крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами,  базары, караван-сараи, переулки,  пруды...  Пропал  Ершалаим —  великий город, как будто  не существовал на свете.  Все пожрала тьма, напугавшая все живое  в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу  принесло  с  моря к концу  дня,  четырнадцатого  дня весеннего  месяца нисана.

     Она уже навалилась  своим  брюхом на Лысый  Череп, где  палачи поспешно кололи  казнимых,  она  навалилась  на храм  в  Ершалаиме,  сползла  дымными потоками с холма его и залила Нижний Город. Она вливалась в окошки и гнала с кривых улиц людей  в  дома. Она не спешила  отдавать свою влагу  и  отдавала только свет. Лишь только дымное черное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со  сверкающим чешуйчатым покрытием. Но он угасал во  мгновение, и храм погружался в темную бездну. Несколько раз он  выскакивал  из нее  и  опять  проваливался, и  каждый  раз  этот  провал сопровождался грохотом катастрофы".

***

А это из главы 20.

"Вернувшись с этим  богатством  к  себе в спальню, Маргарита  Николаевна установила  на трехстворчатом  зеркале  фотографию и  просидела  около часа, держа  на коленях испорченную огнем  тетрадь,  перелистывая ее и перечитывая то, в чем после сожжения не было ни начала, ни конца: "...Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.  Исчезли  висячие мосты,  соединяющие храм  со страшной антониевой башней,  опустилась с  неба бездна  и залила крылатых  богов  над  гипподромом,  хасмонейский  дворец  с бойницами, базары,  караван-сараи, переулки,  пруды...  Пропал  Ершалаим  — великий город, как будто не существовал на свете..."

***

И из той же 20 главы, но теперь в исполнении Азазелло.

     "— Мерзавец! — отозвалась та, оборачиваясь, и тут же услышала за собой голос рыжего:

     —  Тьма,  пришедшая   со   средиземного   моря,   накрыла  ненавидимый прокуратором город.  Исчезли  висячие  мосты, соединяющие  храм со  страшной Антониевой  башней...   Пропал  Ершалаим,  великий   город,  как  будто   не существовал на  свете...  Так пропадите  же вы пропадом с  вашей  обгоревшей тетрадкой и сушеной  розой! Сидите  здесь  на скамейке одна и  умоляйте его, чтобы он отпустил вас на свободу, дал дышать воздухом, ушел бы из памяти!"

****

А теперь из 29 главы, где автор обыгрывает Наполеона и Нерона, наблюдающих пожар с с крыши дворца:

"Гроза, о  которой говорил Воланд, уже скоплялась на  горизонте.  Черная туча  поднялась на  западе и до половины отрезала солнце.  Потом она накрыла его целиком. На террасе посвежело. Еще через некоторое время стало темно.

     Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный  город. Исчезли  мосты, дворцы. Все пропало,  как  будто  этого никогда  не было на свете. Через все небо пробежала одна огненная нитка. Потом город потряс удар.  Он повторился, и началась гроза. Воланд перестал быть видим во мгле".

Что за гроза, о которой говорил почти немец Воланд? См. его выступление.

****

И теперь из Эпилога.

Там описан прекрасный сон, постоянно преследующий больного Ивана Бездомного (не обращайте внимания на огромного гнусавящего палача Крысобоя с лысой горы, с обезображенным лицом, который ходит по черепкам рядом с двумя собаками, блистает латами, и совсем не чувсвует адской жары, это просто совпадение, он к терминатору не имеет никакого отношения).

"Будит  ученого и доводит его до жалкого крика в ночь полнолуния одно  и то  же.  Он  видит  неестественного безносого палача, который,  подпрыгнув и как-то  ухнув голосом,  колет  копьем  в  сердце  привязанного  к  столбу  и потерявшего  разум  Гестаса.   Но   не  столько   страшен   палач,   сколько неестественное  освещение  во сне, происходящее от  какой-то  тучи,  которая кипит и  наваливается на землю,  как это  бывает  только  во  время  мировых катастроф".

***

Что же это за сон? Наберите в гугле песню Шнура.

Единственный вопрос. А где же находится Ершалаим, с его Ристалищем (площадью для парадов), Ипподромом чуть дальше, Дворцом Ирода и стращной башней? Ну, зря что-ли автор описывал Парад на Красной площади во второй главе романа. И только полные безбожники погли подумать, что в главах Ерашалаимской повести, где все имена евангельских героев специально искажены на одну-две букву, автор действительно описывал евангельские события.

И ни в коем случае не читайте Апокалипсис, или Библию. И не обращайте внимание на сходство истории романа "Мастер и Маргарита" с историей визита двух Путников к Лоту с его женой.