Философия концепции Первого и Последнего человека

Ксения Мира
Sci-Fi Literary club, литературные проекты «1000 и один день с Поэзией и Прозой» и «Книга и Фильм».

Философская концепция Первого и Последнего человека
в творческих произведениях

Эту сдвоенную философскую концепцию, а также литературную и кинематографическую, и любимую мной, тему «первого и последнего человека в жизни», я разработала раньше из мысли, рожденной двумя кинокартинами о каждом из таких людей. Сути этой концепции посвятила и стихотворение, имеющее одноименное название, которое отображает квинтэссенцию темы, так как люблю облекать мысль в компактную форму, что, наверное, заставляет подбирать слова более тщательно, чтобы выразить всё, что хочется передать, хотя бы в тех известных трех строках хокку (см. стихотворение "Первый и Последний человек" на Стихи.ру или см. ниже).

Действительно, «страшно ль быть Первым или Последним на жизни пути» - этот вопрос, трансформировавшись, еще раньше перенесся в литературные произведения, но не обрел до этого времени той самой формы выражения в концепции или феномене. Тематика, достойная размышления, поскольку она имеет по своей мощи и силе обеих ролей или характеров, Первого и Последнего человека, неисчерпаемую глубину психологических переживаний и ответственности обоих, одного – за то, что будет дальше, другого – за все, что было.

Образ «Первого человека» соткался в литературных произведениях в амплуа первооткрывателя (Колумб и другие путешественники и исследователи), хотя о первых людях на Земле, а затем и в других частях нашей Вселенной, писали многие. Но если «зрить в корень», заглянуть еще ранее, то, безусловно, может показаться затруднительным представить, что наши самые далекие предки, прародители первых людей на планете, так задумывались и заботились о доставшейся им ответственности быть первыми – других забот хватало, как выжить, в конце концов, или, если быть корректным в соответствии с темой – «начале начал». Характер «Последнего человека» не всегда можно найти в чистом виде. В основном, нам знаком этот образ по оставшимся в одиночестве в экстремальных ситуациях людях (например, Робинзон Крузо). А в современном фэнтези это еще и тематика апокалипсиса, развивающая в принципе тему последней жизни на планете, но не во вселенском масштабе – скажем, потому что те же вирусы, тоже форма жизни, живут и выживают в агрессивной космической среде - жизнь действительно имеет многообразнейшие формы и продолжает прокладывать себе путь.

В кинематографе тема первого человека звучит в названии кинокартины «First man», известной у нас по переводу как «Человек на Луне». Об одной из кинематографических картин о последнем человеке во Вселенной я напишу здесь – она имеет для меня сакральное значение. Это кинокартина Даррена Аронофски «Fountain» («Фонтан») (примечание: позже в трех временах был снят «Облачный атлас», но он более о карме, все более вытачиваемом с каждым временем характере добра или зла, переносимых из прошлого в будущее). Но в «Фонтане» у «Последнего» человека появляется возможность пережить в разное время, в прошлом, настоящем, и будущем, весь путь, от первооткрывателя до одинокого человека в космосе на пути к сверхновой звезде. Так, главный герой находится в поисках средства от смерти (1), Древа Жизни, дарующего Вечную Жизнь, сокрытого на Земле после изгнания Адама и Евы из Рая, а также Шибальбы, умирающей и перерождающейся звезды. Доктор в настоящем, конкистадор - в прошлом, и он же – путешествующий в Космосе Последний человек, пытается спасти любимую, свою жену, от смертельной болезни. В фильме применяется симвология (символы человека, дерева), а после прочтения произведений Берроуза, упоминавшего дерево, у которого все его части – жившие ранее существа (как символ генеалогического древа, а также Эйвы в «Аватаре», связанной со всем живущим), «Древо Жизни» для меня стало еще более широким по объему понятием всей Жизни и ее ветвей.

Образ одновременно «первого» и «последнего» человека, только по пути «все наоборот» - сначала последний, потом - первый – это Ной и его семья: во время Великого потопа они казались себе последними из живущих на Земле людьми, после, при выходе из Ковчега, как только сделали первый шаг на осушенную бренную землю, они вновь стали первыми людьми, на ком лежит ответственность продолжения жизни.

Чтобы разобрать каждую из тем в чистом виде, как я выразилась, нужна глубина – и здесь простор для творческих изысканий, уважаемые авторы разных жанров, научных и художественных произведений, для исследования образа и характера Первого и Последнего человека, - удачи Вам!

Цикл стихотворений «Первоэлементы: Информация, Материя, Энергия». «Первый и Последний Человек». Стихотворение Ксении Миры 2020 года.

Первый и Последний Человек

Лес-Гигант. В Век господства Природы
Домом был и людей окружал.
Тишина. У опушки под склоном
Кто-то был и пейзаж изучал.
О, Живое! Тебе ли не больно?
Как родился – в мученьях живи,
То ль на воле, а то ли в неволе,
Выживай, и борись, не умри.
О, Разумное! Может ли сниться
То, что в Мире сыскать – не найти?
Чистый Разум Вселенной явился
Вместе с мыслью о Светлом Пути.
Существом, Плод от Знаний вкусившим,
Прародитель был первых людей,
Ту Запретную Тайну постигшим
И начавшим Цепь Жизней-Смертей.
Отче, страшно ль быть Первым
Иль Последним? Иль, может быть, всё
Повторяется – каждому в целом
Быть Последним и Первым дано?
Первый был, и ушёл. Но оставил
Древа Жизни ту Новую Ветвь,
Что растёт по сей день. А за нами
Будет ль Жизнь иль бесстрастная Смерть?
О, Последний! Подобно Герою,
В Одиночестве мощью предстал –
Силой Духа. Сознанием мудрый,
Ты окреп. Но и твой Час настал.
И ушёл ты, Последний из Первых.
И когда и куда, не сказал –
Было некому. Мир этот бренный
Видел всё, но слезы не ронял.
P.S. Первородный и Перворождённый,
И Последний на Жизни Пути.
Где Конец, есть Начало, и новой
Бытия форме нужно прийти.
2020
Ксения Мира ©

(1) в этом абзаце приводится отрывок текста из ранее опубликованной статьи автора.