Двести дней войны

Виолетта Трофимова
За последние три месяца было на редкость немного существенных изменений в ситуации России и Украины, в особенности в военном отношении. После взятия Мариуполя и оккупации Херсонской, частей Харьковской и Запорожской областей основные новости приходили с Донбасса, где силами ДНР и РФ были захвачены Северодонецк и Лисичанск. Накалялась (и продолжает быть очень сложной) ситуация вокруг Запорожской атомной электростанции. Лишь в последние дни пришли новости о том, что российские войска оставили Изюм и Балаклею, и об очень сложном положении в Красном Лимане. Из других известий, связанных с войной, нужно выделить зерновую сделку, которая дала возможность экспортировать украинское зерно через украинские черноморские порты, заключенную при посредничестве Турции. В самой России усилились репрессии в отношении несогласных с войной и политикой властей. Задержания оппозиционеров Яшина и Ройзмана, приговор муниципальному депутату Горинову, даже штраф, вынесенный певцу Юрию Шевчуку и многим другим гражданам, тому подтверждение.
У войны есть и личное измерение. Люди в России, как я уже писала в предыдущем эссе, оказались разделены из-за отношения к «спецоперации». Доходит до того, что мать не разговаривает с дочерью из-за того, что дочь против войны, а мать - за. Я недавно узнала подобную историю, причем в ней есть еще и тема Ромео и Джульетты, а точнее, аллюзия на Гражданскую войну: у дочери муж - украинец, живший под Москвой, его престарелая мать, которой за девяносто, - в Харькове, ему удалось до нее добраться. Пожилая харьковчанка отказалась эвакуироваться в Подмосковье, назвав Россию страной-оккупантом, они долгое время провели в подвалах, пока не смогли уехать в Европу, где ныне и находятся. Мужчина не может бросить там мать, а его жена не может приехать к ним, визы у нее нет и ей ее не получить. Сколько еще таких заложников у этой войны?
Чтобы таких историй не было, нужно остановить военные действия, возобновить переговоры и достичь мирного соглашения. Я как была, так и остаюсь против этой войны.
11 сентября 2022 года