Рассказ 7. Дневник памяти

Эллина Роман
Вы никогда не задумывались о том, что в юном возрасте заводили свой линый дневник? Я про вас, милые девушки.
Многое из того, что происходит с нами в жизни, случайно - мы пешки во власти Госпожи Фортуны. Чтобы взять на себя ответственность за свой опыт и почувство-вать контроль над своим будущим, мы рассказываем истории о себе, которые вплетают смысл и постоянство в нашу личную идентичность. Психолог Эрик Эриксон в 1950-х годах сформулировал это так:
«Быть взрослым означает, помимо прочего, видеть свою жизнь в контексте непреры-вности, как ретроспективно, так и в перспективе избирательно перестраивать свое прошлое таким образом, что, шаг за шагом, оно кажется спланированным».
Наряду с выбранными жизненными ценностями и целями, а также вашими личностными качествами - насколько вы общительны, насколько беспокойны - жизненная история в собственном изложении составляет заключительную часть того, что в 2015 году психолог личности Дэн Макадамс из Северо-Западного университета назвал «персо-нологической триадой».
Конечно, некоторые из нас рассказывают эти истории более четко, чем другие: повествовательная идентичность одного человека может быть едва сформированной историей на грани осознания, тогда как другой человек может в буквальном смысле записывать свое прошлое и будущее в дневнике или мемуарах. По некоторым свидете-льствам, побуждение к тому, чтобы задуматься и рассказать свои жизненные истории – процесс, называемый «терапия осмысления жизни» - может быть психологически полезным. Однако большая часть этой работы была посвящена пожилым людям и людям с ранее существовавшими проблемами, такими как депрессия или хронические физические заболевания. При помощи экспериментов предстоит установить, полезно ли побуждение к осмыслению жизни для здоровых людей. Важный в этом отношении фактор - это тон, сложность и настроение историй, которые рассказывают люди.
Например: было доказано, что люди, которые рассказывают больше позитивных историй, в том числе ссылаясь на личный опыт, имеют более высокую самооценку и большую ясность «представления о себе» (уверенность и четкость того, как вы себя видите). Возможно, запись или рассказ о своем прошлом принесет немедленную пользу только тем людям, чьи истории более позитивны.
В недавней статье в «Journal of Personality» Кристина Штейнер из Университета Денисона в Огайо и ее коллеги изучили эти вопросы и сообщили, что запись историй о своей жизни действительно ведет к скромному, временному повышению самооценки и что на самом деле это не зависит от того, насколько позитивны эти истории. Тем не менее, не найдено никакого влияния на четкость представлений о себе, и многие вопросы по этой теме остаются открытыми для дальнейшего изучения.
Команда Штейнер протестировала три группы здоровых американцев в 3-х исследова-ниях. Первые 2 группы - более 300 человек - состояли из молодых студентов, большинство из которых были женщины. Последняя группа - 101 человек (мужчины и женщины) - была старше, в среднем 62 года.
Формат был практически одинаковым для всех исследований. Участникам было предло-жено заполнить различные анкеты, среди прочего измеряющих их настроение, самооценку и ясность представлений о себе. Затем половина из них получила возможность написать о четырех событиях своей жизни, потратив по 10 минут на каждое. Им было дано указание быть как можно более конкретными и подробными, а также поразмыслить над тем, как каждое событие связано с их жизнью в целом, а также о любых причинах и последствиях этих событий для них и их жизни. Участни-ки, которые писали о событиях своей жизни, показали небольшое, но статистически значимое повышение самооценки, тогда как у участников контрольной группы этого не наблюдалось. Это повышение самооценки не было связано с какими-либо измене-ниями настроения и, к удивлению исследователей, никак не зависело от того, оценивали ли участники описываемые события как положительные или отрицательные и затрагивали ли они вопросы уверенности в себе (ощущение контроля) и общности (относящиеся к значимым отношениям). К сожалению, описание события из жизни никак не повлияло ни на ясность представлений о себе, ни на смысл и идентичнос-ть. Как долго длится это воздействие на самооценку, и накапливается ли эффект при повторении упражнения? Ответ дает второе исследование, которое включало в себя 2 задания по описанию событий из жизни (и два задания по написанию текстов о знаменитых американцах для контрольной группы), причем второе задание появля-лось через 48 часов после первого. Исследователи хотели выяснить, будет ли повышение самооценки, возникающее вследствие первого задания, по-прежнему проявляться в начале 2-го задания через 2 дня - но влияния не было. Они также хотели посмотреть, накапливается ли эффект от выполне-ния 2-х заданий - и этого тоже не произошло (2-ое задание принесло пользу для самооценки, но само по себе). Остается неясным, почему описание события из жизни так повлияло на самооценку. Возможно, это заставило участников в позитивном ключе задуматься над тем, как они изменились.
Рассказ говорит об одной вещи, который через долгое время свяжет судьбу 2-х персонажей – это личный дневник одного персонажа, девушки, но, сейчас ей уже 37 лет. Ее дневник пропал 28 лет назад, но, вот один мужчина нашел его.
P.S. То, что Мэтью читал дневник, я не буду описывать, что там было описано, сама я не заводила свой личный дневник. Напримере, напишу только начало записи, и последнюю запись.
Персонажи:
1.Кристалл Грейс – 37 лет. Писатель. Обладательница пропавшего дневника;
2.Мэтью Филлипс – 41 год. Британский актер. Нашедший пропавший дневник.
Наши дни. Мэтью приехал на пляж, чтобы побыть одному. В последнее время, он очень устал от всего. На пляже, он сидел на песке, и смотрел вдаль, как бушует море. Здесь очень спокойно, мысли восстанавливаются. Мэтью лег на песок, но, обо что-то ударился. Раскопав, он вытащил из песка книгу, но, на вид это был блок-нот. На обложке красовалась надпись «Кристалл», а под ним, фотография красивой девушки, на вид юная, около 14-16 лет. Мэтью удивился такой находке, он понял, что это личный дневник девушки, что была на фотографии. Мэтью взял находку с собой, чтобы по записям разыскать хозяйку. Мужчина приехал домой, и раскрыл дневник:
1-ая запись: 26 мая 1996 год. Здравствуй дорогой дневник. У меня наконец появилась мечта, стать популярным писателем. Думаю Кристалл Грейс, самое подходящее имя для писателя.
Но тут, Мэтью вспомнил, что есть такой писатель с таким именем. Он читал ее книги. В шкафу, он нашу пару книг. Правда, Мэтью не был полностью уверен, но, решил попробовать. В интернете, он нашел мероприятие, в котором будет учавство-вать Кристалл, это на церемении награждения лучшим писателем.
В это время, Кристалл получила приглашение на церемонию награждения лучшим писателям. 28 лет назад, еще в 15-летнем возрасте девушка мечтала стать популяр-ным писателем, и вот, она осуществила свою мечту.
Теперь, в свои 37 лет, Кристалл популярный писатель, она не раз была номиниро-вана, и выиграла несколько премий. Как обычно, перед церемонии, Кристалл заказала вечернее платье, блестящее.
В жизни, Кристалл очень красивая девушка, в свои 37 лет, она еще выглядела молодо, это такое совпадение, что девушки не стареют. Но, среди авторов, она всегда выделялась на мероприятиях. И вот на этот раз, ее снова будет грандиозный выход, тем более она еще номинирована на премию «Лучший автор». Ее книгу, под названием «Океан любви» признали лучше и захватывающей работой.
И вот, настал день. Номинанты, и другие гости прибыли на мероприятие. Мэтью тоже прибыл туда, а самым главным выходом, была всеми любимый автор книг о любви – Кристалл Грейс. Она вышла из лимузина, ей начали апплодировать. Увидев ее, Мэтью застыл, он достал дневник, и взглянул на фото. Конечно, за 28 лет, девушка сильно изменилась, но, мужчина не думал, на сколько. Раньше, как не странно, он хоть и читал ее книги, но, не представлял как выглядит автор. Мероприятие прохо-дило 2 часа, за это время, были множество номинации, в жанрах: мистики, фантас-тики и др. И вот, наконец, главная номинация – Лучший автор. Ведущий объявил 3-х номинантов, в которых была и Кристалл. В номинации «Лучший автор» победила конечно же Кристалл. Мэтью сильно за нее болел, и когда ее объявили победителем он чуть ли не вскрикнул, от радости. На сцену вышла Кристалл, она была просто богиней, в длинном блестящем платье. Девушка подошла, ей вручили букет, и награду. Она подошла к трибуне, и начала говорить:
-  Здравствуйте дорогие гости! Мне очень приятно, что вы дорогие гости, читаете мои книги, и я понимаю, что мои труды не напрасны. И я буду вас радовать до конца. Спасибо – послышались апплодисменты. Мэтью заметил, что у нее чудесный голос. После награждения, начался банкет. Кристалл принимала комплименты, поздравления от гостей, и даже от номинантов разных жанров. Девушка каждого обнимала, и поддерживала. К ней подошел Мэтью, и вручил ей цветы. Девушка улыбнулась, и поблагодарил его. Тут, он достал ее дневник, протянул, и сказал:
- Это кажется ваше?:
Увидев дневник, Кристалл растерялась, она взяла дневник, и сказала:
- Боже, откуда он у вас. Я его потеряла 28 лет назад – и не выдержав, расплака-лась. Мэтью обнял ее. Когда она успокоилась, Мэтью сказал:
- Могу я пригласить вас на ужин?:
- Конечно, и давайте на «ты». Меня зовут Кристалл Грейс – сказала девушка.
- А я Мэтью Филлипс. Я прочел несколько ва.. вернее твоих книг, мне очень понравились – сказал мужчина.
Кристалл:
- Спасибо. Мне очень приятно:
Вот так, судьба свела 2-х людей, а помог им простой дневник. Который пролежал на пляже, в песке целых 28 лет.
Судьба - одна из ключевых и универсальных категорий человеческой культуры, мифологема (Горан), онтологема (Лосев), описывающая фундаментальные отношения Человека и Мира. В ней выражены многовековой опыт «всенародного осмысления свободы и необходимости», попытка назвать те «силы, которые управляют мировым порядком и человеческим поведением». 3 главнейшие характеристики судьбы: тотальность, непознаваемость и независимость от человеческой воли. По выражению А. Ф. Лосева, «судьба есть нечто такое, что движет всем и в то же время непознаваемое». С одной стороны, «судьба ни с кем и ни с чем не считается», с другой, «судьбе, при всём предельном отчуждении от тех, кто находится под её воздействием, есть дело до каждого». Тем самым судьба - это внешняя сила, которая сводит человеческую личность к всеобщему безличному приговору, что делает её неким «небесным» аналогом земного тоталитаризма. Характеристики судьбы сплошь негативные: мрачная, бессмысленная, безжалостная, всесокрушающая, неотвратимая, слепая. Этим характеристикам соответствуют облики судьбы, в кото-рых она является человеку: смерть, высший суд, божественная воля, слепой случай, хаос. Если несколько определений, связанные со словом «судьба»:
1.Распределитель (Дистрибутор) - это греческие мойры и римские парки. Они наугад и вслепую распределяют возможные варианты жизни. В их действиях нет логики, зато много хаоса, поэтому для такой судьбы характерны женские образы. Каждый человек получает от них свою долю (часть), поэтому судьбу-распределитель называют уделом (участью).
2.Судьба Играющая - это также в основном женский образ: Тюхе, Фортуна. Её отличает непостоянство, случайный каприз, выбор фаворитов и злая насмешка над постоянными неудачниками. «Везёт / не везёт» - так описывает человек влияние на свою жизнь этого вида судьбы.
3.Режиссёр - судьба, наоборот, рациональная, имеющая цель (сценарий) своих действий. Каждый человек от этой судьбы получает роль во всемирном спектакле: у героев - главные, у посредственных - массовка. Эта роль называется предназначе-нием, предопределением.
4.Судьба-Заимодавец наиболее гуманна. Здесь предназначение заменяется призвани-ем, человек получает некий дар с условием правильно им распорядиться. Если это происходит, судьба к человеку благосклонна: он выполнил её задачу, но и человек не остаётся в накладе: ведь он реализовал свой талант.
5.Судьба в облике Судьи также судит человека по его поступкам. К сожалению, это часто делается по законам не человеческим, но небесным, которых человек может не знать. Поэтому возможны случаи, когда известный праведник получает наказание, а грешник - награду. Все же именно 2 последних облика судьбы наиболее совместимы со свободой воли.
I.Судьба на Древнем Востоке
Общей чертой в представлениях о судьбе в архаических цивилизациях Древнего Востока являлась ещё слабая выделенность личностного фактора, в результате чего человек мыслился во многом бессильным перед судьбой, чья власть нивелирует всех без различия.
II.Наиболее древние из известных сегодня представлений о судьбе зафиксированы в шумерских текстах III - начала II тысячелетия до н. э., где обозначались словом nam, которое, возможно, было связано с «Ангелом Смерти» (Nam-tar). Со смертью в первую очередь ассоциируется судьба и в шумерской поэме «Гильгамеш и Страна живых». Вместе с тем у шумеров появляются и позитивные представления о судьбе (нам-ду - «благоприятная судьба»), связанные с требованием «максимально соответ-ствовать своей сущности».
III. В Древнем Египте судьба (шаи) считалась определённой с самого рождения человека и выражалась в сосчитанных наперёд годах его жизни. Однако египтяне признавали за богами возможность пересматривать уже принятые решения о судьбе того или иного человека в зависимости от своей милости или немилости («Пусть он <бог> не считает моего шаи» - молили они). При этом, как и в Месопотамии, степень благосклонности бога зависела и от самого человека, от его образа жизни.
Наиболее персонифицирована судьба была у хеттов. Ею ведали 2 богини-пряхи: Истустая и Папаия. Сохранились воззвания к ним о продлении лет жизни хеттского царя, который символически предстательствовал за весь народ, всю страну.
Судьба в античном мире
Основные слова для обозначения судьбы в гомеровском эпосе - ;;;; и ;;;;; (оба в значении «часть, доля»), которые скорее всего восходят к минойско-микенским хтоническим божествам. Считается, что это были богини-пряхи, чей образ возник из древнего индоевропейского обычая ткать магическую одежду-оберег к рождению ребёнка. У Гомера персонифицированные Айса и Мойра (пока в единственном числе) повышаются в статусе и становятся космическими божествами жребия, чьему решению подчиняются даже верховные боги - Посейдон, Зевс, Аид: «На трое все разделено было, и каждый получил свою долю». У Гесиода образ гомеровской Мойры растраива-ется. Теперь одна богиня - Клото - прядёт, другая - Лахесис - отмеряет, третья - Атропос – перерезает нить жизни. Одновременно в лирике (ярче всего у Пиндара) усиливается тенденция подчинить мойр воле богов, конкретно Зевса (Зевс-Мойра-гет). Противоположной позиции придерживается Эсхил, чьи «трёхликие» мойры и «помнящие» эриннии управляют космической необходимостью - «ананкой». Категории необходимости (ананки) и вселенской справедливости (дике) получили дальнейшее развитие у древнегреческих философов: Фалеса, Анаксимандра, Парменида, и нашли своё законченное выражение в понятии логоса у Гераклита. Напротив, у поздних поэтов (начиная с Архилоха) усиливается роль слепого случая (тюхе). У Софокла Тюхе приобретает черты рока, а в эллинистическую эпоху сближается с римской Фортуной, которая также связана с жребием, но уже не в качестве воли богов, а в виде случайного броска костей.
Судьба в представлениях славян
Первоначально само слово бог в древнерусском языке имело значение «доля». Наряду с доброй долей, как персонификацией счастья в мифологических и фольклорных текстах выступают злая (несчастная, лихая) доля, недоля, лихо, горе, злосчастие, беда, нуж(д)а, бесталаница, кручина, бессчастье, злыдни, как воплощения дурной доли. Поверья о Доле связаны с осмыслением индивидуальной судьбы как части, некоторого количества блага, счастья, которым свыше наделяется человек при рождении и которое ему выдаётся из общего, принадлежащего всем социуму объёма счастья. Другое персонифицированное воплощение счастья - встреча (др.-рус. устръча), противопоставляемая невстрече (серб. «Срећа и Несрећа» в сербской народной поэзии). Сречу представляли в виде красивой девушки-пряхи, которая прядёт золотую нить человеческой судьбы. Она помогает людям в сельскохозяйстве-нных делах, в удалых забавах. Антитезой Срече является Несреча - седая старуха с потухшим взглядом. Несреча тоже пряха, но прядёт она слишком тонкую, обрывающу-юся нить.
Судьба в представлениях китайцев
В классической китайской культуре понятие судьбы передаётся единственным иероглифом ; m;ng (мин) и означает предопределение, допускающее возможность свободы. Фатальная необходимость, присущая европейскому пониманию судьбы, отсутствует, так как предполагагается, что предопределение можно изменить или уклониться от него. Древнекитайские философы (Конфуций, Мэн-цзы) считали долгом «благородного мужа» познавать все «веления Неба», но следовать только правиль-ным. В современном китайском языке к знаку мин добавляется ; y;n (юнь), в котором заложена идея движения, перемен. Тем самым понятие судьбы ещё более релятивизируется: судьбу можно изменить, во многом она - во власти человеческих усилий, главное - вести себя правильно, хорошо. А вот фактор случайности китайцы с судьбой совершенно не связывают, обоз-начая его отдельным словом кит. ;, пиньинь ;u, палл. оу, буквально: «слу-чайный, неожиданный».
Судьба у арабов
У доисламских арабов бытовали два представления о судьбе: мана – конкретный удел, персональная доля каждого, и дахрун - безличное время, властвующее целиком над миром. В Коране они преимущественно отрицаются в пользу новой концепции судьбы - кадар - божественного предопределения, абсолютной воли Аллаха. Заменяя собой слепую языческую судьбу, Аллах, в понимании мусульман, воплощает высшую справедливость, пусть и не всегда понятную человеку. Переждать превратности неведомой воли божества и дождаться его справедливой милости помогает мужествен-ное, благочестивое терпение.
Судьба в христианском мире
В Экклезиасте (Ветхий завет), говорится о том, что есть «время умирать». Однако далее, в Экклезиасте, записан следующий совет: «Не погрязай в пороке и не становись глупым. К чему тебе умирать не в своё вре-мя?» Это показывает, что время смерти человека не предопределено.