Наследник. Охота на слова

Александр Ерошкин
В словаре Владимира Даля это слово – НАСЛЕДНИК – мы найдём в гнезде глагола НАСЛЕДИТЬ, но с  ЯТЬ в корне. Оно многозначно и часто употребляется.

НАСЛЕДИТЬ где или на чем, наследовать пск. твер. натоптать следов, набегать, покинуть следы;- кого, найти след, напасть на след.
Коли наследил, так и выследил бы.
Наследиться, последить за чем или за кем досыта. Уж я наследился за этим зайцем, полно; не до ночи его следить. Наслеженье ср. окончат. наслед м. об. действ. по знач. глаг. Наследом, по наследу идти, следом, по следу, следить за кем, идти вслед. Он наследком за нею ходит, по пятам. Искать скотину наследком.
Наследчик м. кто наследил кого, нашел след. Наслед ж. следы от грязных ног. Наклал в избе наследей. Наследях нареч. пск. твер. живым, свежим, поличным следом, по горячим следам.
Наследие, наследье, наследство ср. имущество, переходящее, по смерти одного владельца, к иному, по родству, завещанью или по закону. Наследье ни дар, ни купля.
Наследовать что от кого или по ком, или церк. наследити, быть наследником, иметь право на наследство или получать его; оставаться владельцем имущества по смерти кого.
Сын наследует отцу, но отец не наследует сыну. Я наследовал долг этот от брата.
Наследовать кого, симб. навещать или посещать.
Наследоваться, переходить или передаваться по наследству. Имение это наследуется племянником владельца. Наследованье ср. действ. по глаг., полученье наследья, вступленье в права наследующего. Монахи от права наследования устраняются. Наследом, по наследству, наследственно.
Наследный, более употреб. отност. владетельн. особ, наследственный и наследующий: наследное государство, — престол, — князь.
Наследственный, получаемый, полученный по наследству; принадлежащий кому по праву наследства. Это родовое, наследственное именье. Это наследный или наследственный грех.
Наследник м. наследница ж. кто наследует, по праву или на деле. Законные наследники остались в стороне, а все именье перешло к другим. Наследник прямой, по прямой, нисходяцией линии. В народе употрбл. наследчик, наследчица. Долг первый наследник. Мать при сыне не наследница (не вотчиница). наследников, наследницын, им принадлежащий; наследничий, наследнический, к ним относящийся.
Наследок м. наследье, доля, часть, на кого-либо по наследству приходящаяся.
Наследыш м. чей, человек или животное, доставшееся кому по наследству, на обязанность или воспитанье кого, особ. ребенок.
|| Наследки м. мн, последки, следствия, последствия. По наследкам дело знать. Также см. поднаследник Толковый словарь живого великорусского языка

Самое ценное наследие – это опыт. И в старину старшие поколения пытались в меру возможностей научить всему молодых. 

Наш сосед дядя Коля работал кочегаром, но у него под кроватью стоял небольшой деревянный сундучок, от которого пахло резиной и свежей кожей. В сундучке была сапожная лапа, сапожный молоток, шилья, крючки, мотки дратвы, нитки, куски гудрона и даже кусочки мыла, чтобы делать дратву. А ещё коробочки с деревянными и металлическими гвоздями. Своему сыну Юрке он давал задания подготовить дратву, нарезать деревянные гвоздики, но запрещал без него вытаскивать сундучок и рыться в нём. Иногда дядя Коля подбивал подковки на туфли или сапоги, надставлял каблуки, подшивал валенки… Он говорил, что мог бы сшить сапоги или парадные туфли, но таких заказов не было, потому он занимался мелким ремонтом. И обучил этому своего сына Юрку, который был старше меня на один год.


А вот у меня с пяти лет была своя коса, и старший брат научил меня затачивать косу, отбивать её и косить так, чтобы оставлять травы.


Неоценимый опыт получил я в детстве от своих соседей-кержаков. Шёл август 1960 года. Покос мы выкосили, сено собрали в копны. Надо вывозить, но не было машины. Заявку подали через трансагентство, но очередь была до середины сентября. Пошёл я в центр города  в книжный магазин, его готовили к переезду в новое помещение. Я  побродил по торговым рядам базара и ни с чем собирался идти домой. И тут недалеко от входа на рынок  вижу большую солдатскую машину. Я подошёл к стоявшему рядом солдату и спросил, не поедут ли они за сеном. Тот обрадовался, и мы поехали.

 Дома матери не было. Я сообщил соседям и обратился к дяде Васе Храмову, а тот собрал трёх соседей на двух мотоциклах. С тросами, невольками, ключами, пилами, топорами, граблями  и даже вилами мы отправились в лес. Даже еду с собою взяли. В общем, я впервые ехал за сеном в качестве хозяина, но, на мою радость,  всё в свои руки взял дядя Вася. А когда стали сено перекладывать на машину, мне пришлось стоять на возу с граблями, а рядом со мною был, кажется, дядя Саша с метровой гладкой палкой в руках. Он показывал куда класть, и палкой придерживал навильники сена. У меня с граблями сперва так не получалось, он подсказывал, подхваливал, когда я принимал сено правильно. Прежде мне приходилось  ездить за сеном на лошади и тоже стоять на возу, но только в этот раз мне всё время подсказывали, как правильно. В тот день я выслушал немало похвалы в свой адрес, а потом мне сказали, чтобы я готовился ехать за сеном для других. Раза три я ездил с этими мужиками за сеном. В 1961 году мы переехали жить в другой район города, но и там соседи знали, что я могу стоять на возу, и меня приглашали из года в год до окончания института.

А потом навыки, приобретённые мною в детские и юношеские годы, пригодились мне и для работы в пионерских лагерях, и при организации школьных походов, да и после,  когда мы обзавелись садовым участком.

Я рос без отца. Старший брат не всегда жил с нами, потому мне приходилось во всём помогать матери и дома, и на её работе. Конечно, иногда с завистью смотрел на знакомых ровесников, которые имели массу времени, могли собираться стайками, петь под гитару, устраивать танцы, гонять на велосипедах, а после на мотоциклах. У меня всегда было много обязанностей по дому, мне всегда не хватало времени на книги, на тишину библиотек,  и только после школьного выпускного вечера я позволил себе бродить всю ночь с одноклассниками. Мать работала сторожем, и подоить и отправить корову в табун было моей обязанностью.

То, чему я научился в детстве, чем зарядился в молодые годы,  помогло мне и в учёбе, и в уборке урожая в подшефных совхозах, и в стройотрядах, да и в целом в жизни. По рассказам старших, взрослых, да и по прочитанным книгам я знал, что многим приходилось куда сложнее, чем мне. И в народной среде сыновей, как правило, не баловали, спрос с каждого был  не просто   строгим, а очень строгим.

Сегодня первоочередной задачей ставят воспитание, подразумевая под этим обеспечить ребёнка не столько питанием, сколько другими материальными благами: отдельной комнатой в квартире, компьютером, смартфоном, музыкальными инструментами, спортивными формами и спортивным инвентарём, и родители себе во многом отказывают себе, чтобы обеспечить необходимым детей. По материальным запросам дети теперь считаются главными в семье, чуть ли не выше родителей. И они быстро привыкают к этому и считают себя равными родителям.

А ведь в крестьянских семьях авторитет матери с отцом  был абсолютным. Даже если  родители не были едины во взглядах на воспитание и обучение ребёнка, они никогда не демонстрировали это публично,  а потому у дитя  не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону, или столкнуть их лбами.

На первом месте стояла задача обучить, научить, поручить, добиться, чтобы дети выполняли свои обязанности без пререканий, без дополнительных напоминаний. Чтобы никто не перечил отцу или матери в ответ на их требования. В то же время за успешно выполненное задание ребенка всегда хвалили и поощряли, всячески подчеркивая, в чём его заслуга. Я рос без отца, потому особенно  внимательно следил, что и как делают взрослые мужчины. Я знаю, что многие из них склонны подсмеиваться, подшучивать, ёрничать над тем, кто слаб и неопытен. На ЧТЗ, допустим, рассказали, как в годы  строительства парню из деревни давали ведро и отправляли в соседний цех за электричеством. Одного знакомого журналиста, вроде бы опытного, отправили на телевидение добывать перфорацию. В шофёрских, журналистских, строительных байках такие случаи любят обсасывать. А вот среди знакомых мне кержаков-староверов таких шуток не было. С детьми они говорили по-серьёзному, пустяками не загружали, требовали исполнения безукоризненного.

Когда мы учились в первом классе,  на первой же неделе в школьном дворе помогали взрослым убирать в сарай напиленные и наколотые дрова: выстраивались цепочкой и по конвейеру передавали по одному полену. А в третьем классе мы уже пилили дрова. Я приносил из дома свою двуручную пилу, был момент, когда я пилил вместе с директором школы, который удивился, что у меня лоб не потный. И даже потрогал его рукой. На это я ответил, что потеют лентяи, и предложил ему попилить чурку вместе со мною. И он не отказался.

Для справки. Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребенка» и актам Международной организации труда, признан незаконным.

Нашим дедам и  прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь хорошо подготовленными и умелыми в разных делах?

«Отец сына худому  не научит», - говорили в старину. Для детей были чётко определены трудовые обязанности.

Кстати, возраст измеряли семилетиями.

Первые семь лет – ДЕТСТВО или «младенчество». Малышей называли «дите», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.

Во вторые семь лет наступало ОТРОЧЕСТВО: ребенок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.

Третья семилетка – ЮНОСТЬ. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.
 
В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, теплыми, непромокаемыми.

Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи, и прочих необходимых в хозяйстве вещей.

Пословица «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком. Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причем они приобретали четкое половое разделение.

Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сестрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжелой работе девочек не привлекали. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле – основа существования деревни. В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряженную в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведет борозду». Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вел лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая.

С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Уход за скотиной - тоже важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.

Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».

Промысловые занятия были  распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надежным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство. Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить ее острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель, и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным ее членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились.

Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и четкие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.

Было еще два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причем не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя. Эту часть текста о возрастных семилетках я позаимствовал на сайте «Крамола».

Со словом НАСЛЕДНИК  написано очень много стихов. Например, при выносе  в 1961 году из Мавзолея тела Сталина флюгерные стихи «Наследники Сталина» написал Евгений Евтушенко. Говорят, что Александр Твардовский,  редактор «Нового мира», назвал их антисоветской агиткой и посоветовал молодому автору никому её не показывать.

А завершить эту растолковку я хочу стихами Ивана Парамонова. Он почти мой земляк, уроженец Оренбургской области (1962). Выпускник МГУ им. М. В. Ломоносова (1997). Лауреат Всесоюзного поэтического конкурса "Глагол" (1991-93). Успешно сотрудничал в центральных, столичных и независимых изданиях. Победитель конкурса "Золотое перо Оренбуржья" (2017). Член Союза журналистов России.


НАСЛЕДНИКИ ОКТЯБРЯ

              100-летию Революции посвящается


Не страшен маршрут и опасный, и скользкий,
Пусть даже герои мы все на словах.
Поможет бессмертный значок комсомольский
И ветхозаветный наш бог ДОСААФ.

И что нам угрозы от дядюшки Сэма,
И что нам соблазны любые, когда
Идем от предтечи Вээлкаэсэма
Мы все, и над нами со шлемом звезда.

На нас епитимья, а, может быть, схима,
Библейские ризы пророков и жертв,
Приятые от Осоавиахима
Почти кружевами брабандских манжет.

Мы выросли в соколов, воронов, "Чаек",
Мы голуби мира в руке Пикассо.
На душах мы носим следы чрезвычаек,
И нас не распяло судьбы колесо.

Еще режиссер не скомандовал: «Снято!»
И мы в лихолетье – как рыба в воде,
Что смотрим на мир родниково и свято
Крещеными чадами Энкавэдэ.

Быть может, мы чисты, а, может, не чисты,
Не все избежали своих катастроф.
Но мы пограничники, то есть чекисты,
Несущие свет пионерских костров.

И все по призыву вольемся в шеренги,
Не зря проходили священный обряд.
И не обмелели еще наши реки,
И в нас не убить никогда октябрят.

Пора перемен – как по рылу поленом,
Но каждый из нас в совокупности член.
Сочтем родословную мы по коленам
И примем достойно удар перемен.

Не вмиг перечислите всех поименно,
Но в нас этот ил благодатный осел.
И, словно архангелы, кроют знамена
Омытых купелями эСэСэСэР.
2017.