Вера. Законы жизни. 7. Утрата веры

Валентина Ульянова
Вера. Законы жизни
7. Утрата веры

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6), - свидетельствует апостол. Без веры невозможно спастись.

Свт. Николай Сербский говорит, что жизненно важно хранить в себе веру:

«Вера – основа любви. ...Но и когда охладеет в тебе любовь, если не прорастет и не принесёт плода радости, храни веру и жди. Храни веру любой ценой. И жди, даже если пройдут годы, пока не прорастёт из веры любовь. Потеряешь ли любовь – потеряешь много, потеряешь веру – потеряешь все. Потеряв любовь – потеряешь плод с дерева, потеряв веру – рубишь дерево».

Итак, верою человек принимает все дары благодати, а утратив её, по слову свт. Николая Сербского, теряет всё. Так страшна утрата веры, что вместе с нею теряются и все плоды подвигов, и спасение. Когда и кому угрожает это бедствие, как его избежать?

Вера живёт только благодаря действию Божией благодати. Поэтому, удалившись от Бога из-за грехов и страстей, человек может утратить и веру, если она не успела укорениться в сердце, стать живой и действенной связью с Богом. И тогда вера бывает подобна посаженному в сердце Богом и начавшему прорастать зерну, которое губит нерадение, несмирение, самонадеянность, пренебрежение заповедями ради страстей, гордость, превозношение человека.  От этой беды предостерегают святые отцы.

Преп. Симеон Новый Богослов предостерегает от легкомысленного отношения к дарам благодати:

«Зерном, конечно, Он назвал тебе царство небесное. Зерно же это есть благодать Божественного Духа. А поле — сердце каждого из людей, куда воспринявший Духа ввергает его внутрь, скрывая во внутреннейших частях, чтобы никто не видел его, и хранит его со всякою тщательностью, дабы оно выросло и, сделавшись деревом, поднялось к небу. Итак, если ты говоришь, что не здесь, но после смерти получат царство небесное все, горячо желающие его, то ты извращаешь слова Спасителя и Бога нашего. Ибо если ты не воспримешь зерна горчичного, о котором сказал Он, если не посеешь его на поле своем, то останешься вовсе без семени. Если же ты и воспринял семя, но заглушишь его терниями, или отдашь зерно на расхищение птицам, или оставишь свое поле по нерадению без орошения, и семя твое не взойдет, не вырастет и не принесет плода; то, скажи мне, какая тебе будет польза от этого семени? Когда же в иное время, если не теперь, ты получишь это семя? — После смерти, говоришь. Но ты уклоняешься от естественного порядка: на каком поле, спрошу я тебя, ты скроешь тогда зерно это? какими трудами будешь возделывать его, чтобы оно выросло? Поистине, брат, ты полон заблуждения и совершенно обольщен. Ибо это время есть время трудов, а будущее — время венцов». (Божественные гимны. Гимн 2) 

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Пинуфий) говорят надеющимся только на себя:

«Мужи евангельские и апостольские вполне чувствовали, что всякое добро совершается не иначе как с помощью Господа. Они исповедали, что своими силами или свободой воли они не могут сохранить невредимой даже свою веру. И поэтому молили Господа то помочь ей, то даровать ее. Если, таким образом, вера Петра имела нужду в помощи Божией, чтобы не ослабеть, то кто будет столь самонадеян и слеп, что для сохранения ее в себе думал бы не иметь нужды в непрестанном содействии Божием? Тем более, что Сам Господь в Евангелии сказал: "Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне" (Ин. 15, 4), и еще: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5)».   

Св. Иоанн Златоуст также учит, что вера нуждается в помощи Святого Духа:

«Вначале уверовать и покориться призыву зависит от нашего благорасположения. А после того, как вера уже внедрена, мы нуждаемся в помощи Святого Духа, чтобы она пребывала постоянной, непоколебимой и неизменной». 

О тех несчастных, что утрачивают веру, можно сказать словами апостола: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2, 19).

Кандидат богословия Андрей Горбачев замечает по поводу тех, кто отступил от веры:

«…переживание Божественного присутствия становится основой жизни верующего человека и делает невозможным отречение от веры в Бога, поскольку невозможно отрицать то, что является основой твоей жизни. Он не может сказать о Боге: «не знаю Его», поскольку в этом случае он будет «лжец» (ср. Ин. 8:55).

Следовательно, можно предположить, что бывший протоиерей Александр Усатов... не имел опыта общения с Богом. Поэтому и отречение от веры в Бога для него не столько отречение, сколько признание, констатация факта. Зачем только нужно было столько лет притворяться?

В 1959 году произошел похожий случай с профессором Ленинградской духовной академии Александром Осиповым, также бывшим протоиереем и также отрекшимся не только от Церкви, но и от веры в Бога. Вот что писал об этом игумен Никон (Воробьев):

«Несчастный Александр своими словами о молитве показал, что он никогда ни разу не помолился, а, следовательно, никогда и не верил в Бога. Он и отрекается не от Бога, не от христианства, а отрекается от того представления о религии, которое он имел»». (Андрей Горбачев. Пандемия атеизма. Записки катехизатора)

"Утрата веры" означает, что человек не стяжал живой веры, не имел подлинной духовной, благодатной жизни, когда верующую, кающуюся душу посещает Господь Своей благодатью, удостоверяя её в Своём прощении, Своей помощи и любви. Это значит, что вера его была умственной, теоретической, не одухотворённой живым опытом богообщения.

Преп. Макарий Великий пишет, что живая вера, в отличие от рассудочной, спасает от грехопадения:

«Так и в духовном; иное дело — одним ведением и умом объяснять себе сказанное, а иное дело — существенно, на самом деле, с несомненностию, во внутреннем человеке и уме иметь сокровище, благодать, вкушение и действие Святого Духа. Произносящие одни только слова мечтают и надмеваются своим умом. А наше слово, как сказано, и наша проповедь «не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2, 4). И в другом еще месте говорит Апостол: «конец же завещания есть, любы от чиста сердца, и совести благия, и веры нелицемерныя» (1 Тим. 1, 5). Такой не падает». (Беседа 27)

А свт. Игнатий (Брянчанинов) пишет, что если стяжавшему живую веру случиться и пасть во грех, то он всё равно не теряет её и она бывает залогом его восстания от греха:

«Верующий во Христа, если и умрет смертью греховною, то опять оживет покаянием (Ин. 11:25). И видим многих из святых, ниспавших с высоты святости в бездну тяжких грехов, потом при помощи веры и внушаемого ею покаяния, высвободившихся из смрадной и темной бездны, восшедших снова на высоту чистоты и святости».   

Сказав так об одном грехопадении, св. Игнатий (Брянчанинов) предостерегает, что произвольное, постоянное пренебрежение верностью заповедям, служение страстям уничтожает веру:

«Вера является в человеке от исполнения Евангельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увядает и уничтожается по мере пренебрежения ими. 

К вере способна только та душа, которая решительным произволением отверглась греха, направила всю волю и силу свою к Божественному добру».

"Без самоотвержения человек не способен к вере; его падший разум противоборствует вере, требуя дерзостно отчета у Бога в Его действиях и доказательств в открываемых Им человеку истинах... Потому-то Господь возвестил всем желающим сопричислиться и последовать Ему живою верою: "Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю" (Мф. 16, 24 - 25). 

Падение столько усвоилось всему существу человеческому, что отвержение этого падения соделалось отвержением как бы жизни. Без этого отвержения невозможно стяжать веры – залога вечной, блаженной, духовной жизни; кто ж захочет оживить страсти сердца или тела, наслаждаться ими, захочет оживить свой разум падший, тот отпадает от веры. …

Вера – дверь к Богу. Нет другой двери к Нему: "без веры невозможно угодити Богу" (Евр. 6:6). Эта дверь постепенно отворяется пред тем, кто очищает себя непрестанным покаянием; широко отверзта она пред чистым сердцем; затворена она для грехолюбца". (Аскетические опыты. Том I. Вера и дела) 

Св. Феофан Затворник говорит о рассудочности, несмирении и гордости как причинах неверия:

«Вера, действительно, есть Божий дар, но неверующие не безответны… По крайней мере, все знают, что безверие всегда от духа гордого, и что вера более всего требует покорности ума под свое иго». 

«"Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него". Как же это принимать, как дитя? А вот как: в простоте, полным сердцем, без раздумываний. Рассудочный анализ неприложим в области веры. …рассудок - сколько ни рассуждает, силы веры не постигает. Вера сама дает созерцания, которые в целом представляют веру, всецело удовлетворяющею всем потребностям естества нашего, и обязуют сознание, совесть, сердце принять веру. Они и принимают, и приняв, не хотят уже отстать от нее. Тут происходит то же, что с вкусившим приятной и здоровой пищи. Вкусив однажды, он знает, что она пригодна и принимает ее в ряд питающих его веществ. Химия, ни прежде, ни после, не помощница ему в этом убеждении. Убеждение его основано на личном опыте, непосредственно. Так и верующий знает истинность веры непосредственно. Сама вера вселяет в нем непоколебимое убеждение, что она вера. Как же после того вера будет верою разумною? В том и разумность веры, чтоб непосредственно знать, что она вера. Рассудок только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере, а главное кичит, и отгоняет благодать Божию: зло в христианстве первой важности». 

Блж. Августин говорит о страстях как главной причине неверия:

«Никто не отрицает Бога, как только тот, кто заинтересован в том, чтобы Его не было».

Н. Е. Пестов призывал всячески оберегать веру:

«Вера может потеряться (у сознательно не кающегося в своих грехах). Она будет слабеть, если человек будет добровольно и близко обращаться с неверующими людьми и читать литературу, написанную атеистами. …Что же касается людей со слабой верой или сомневающихся, то подобная литература может навсегда погубить и вытравить у них начатки веры. …

Как и всякая другая добродетель, вера есть нежный цветок, если душу сравнивать с садом. Этот цветок надо взращивать, лелеять и вместе с тем тщательно оберегать от многих опасностей». (Николай Евграфович Пестов. Современная практика православного благочестия. Том I. Часть третья. Раскрытие сокровищ и красот души) 

Преп. Макарий Великий, говоря о свободе верных, описал и рабство неверующих, предостерегая:

«как люди благочестивые суть над всеми владыки: так слабые в вере и грешники в полном смысле суть рабы; и огонь их жжет, и камень и меч умерщвляют, а напоследок, будут господствовать над ними демоны». (Беседа 15) 

От чего да избавит нас Господь! Итак, святые отцы учат нас, что веру, эту искру божественной благодати, которую возжигает в душе Господь, надо беречь, как самый драгоценный дар, и не давать её задуть ветрам страстей или задушить ленивому равнодушию. Если по силам стараться поступать по её велениям, она постепенно Божией помощью возгорится в пламя, которое изменит всего человека, очистит душу и сотворит в ней Царствие Божие. 



Ссылки на все статьи цикла:
1. Вера - благодатное созерцание сердца http://proza.ru/2022/09/08/1048
2. Рождение веры – Божий дар http://proza.ru/2022/09/08/1145
3. Тайны принятия или отторжения веры  http://proza.ru/2022/09/08/1210
4. Живая, спасительная вера и вера мёртвая http://proza.ru/2022/09/09/813
5. Возрастание веры – плод исполнения заповедей   http://proza.ru/2022/09/09/1153
6. Вера – приемница и вместилище даров благодати   http://proza.ru/2022/09/10/823
7. Утрата веры   http://proza.ru/2022/09/10/914