ЯКУТ

Иван Думанов
                           ЯКУТ

  Якут – это позывной бойца Российской Армии во время Специальной Военной Операции на Донбассе. Его настоящие имя и фамилию мало кто знал, да и не интересовались ими. Лицом он был похож на представителя одного из народов российского севера: якута, эвенка, манси или ещё какого-нибудь. А уважением в роте он пользовался практически всеобщим. Ещё бы! Равного ему по меткости снайпера в роте не было. Он мог поразить "гада" ( вражеского снайпера ), поджечь автомобиль на ходу, взорвать что-нибудь – в зависимости от задачи он заряжал свою особенную винтовку патронами то с пулей "болванкой", то с разрывной, то с зажигательной. Он вёл счет своим удачным выстрелам, и получалось, что от них, как минимум, взвод противника перестал существовать. 
  Ротный ( позывной "Ротор" ) ценил умение такого бойца и старался, во-первых, лишний раз не подвергать его жизнь опасности и, во-вторых, при подготовке любого столкновения с нациками или укропами тщательно выбирал для него, как и для миномётов, выгодную позицию, чтобы по рации можно было оперативно указывать ему цели для подавления. Якут через свой сверхбинокль отыскивал эти цели и успешно подавлял их. 
  Особенно важно и трудно было обезвреживать "гадов" – замаскированных вражеских снайперов, часто мешавших роте выполнять боевую задачу и губивших наших бойцов. 

  Однажды Якута спросили:
  — Как ты оказался здесь, где идут бои, где можно получить ранение и даже погибнуть?
  – Так оказался. Я – охотник-промысловик. Хорошо стреляю, бью зверя в глаз. У нас никогда не стреляют в человека. 
  –  А ты вон как стреляешь!
  – Стреляю не в человека – в зверя. Фашист убивает ребёнка, женщину, старика. Он – не человек, это зверь. Хуже зверя. У нас зверя, который нападает на человека, стреляют, чтобы он не убил людей. Оказался здесь защищать мирных людей от зверя. 
  — У тебя две медали. За что?
  — Не знаю. Я выполнял свою работу. 
  Такой вот рассказ, коротко и ясно. Понятней некуда. 

  Однажды во время боя за село "гады" не давали нашим бойцам не то, чтобы идти вперёд – голову поднять не давали.  Якут сумел нейтрализовать их, и село было взято. Но  "гнездо" Якута засёк противник и буквально засыпал его минами. Тогда осколком зацепило его левое плечо. Ротор отправил его в полевой госпиталь, чтобы там его быстренько и надёжно "подремонтировали". Снайпер, у которого болит рука, – это уже не совсем снайпер. 
  В госпитале врачи – мастера своего дела. Рана у Якута быстро заживала, уже сняли повязку и через два-три дня обещали выписать. 
  В один из этих дней в госпиталь привезли Ротора с серьёзным ранением ноги. Как только Якут узнал об этом, сразу же отправился навестить своего ротного. Тот был рад встрече. Якут расспрашивал его, как случилось ранение, как дела в роте, где теперь она занимает позицию и т. д. Ротор попросил его:
  – Расскажи о себе: откуда ты и как сюда попал? Как воюешь, я знаю. Есть семья, дети? Ты ведь совсем ещё молодой. 
  Якут повторил, как сюда попал. Семьи нет. Есть невеста Ксюша. Ждёт меня. Всегда ждёт, когда ухожу в тайгу. Иногда надолго. Возвращаюсь, иду к ней в гости. Она угощает пельменями, строганиной, даёт подарки: рукавицы, шапку, жилетку. Я ей дарю шкурки соболя, песца, белку – что удалось добыть. Она – хорошая. Здесь кончим, приеду – свадьба будет. И ты обязательно приходи – дорогим гостем будешь. Буду уезжать, обязательно напиши мне твой телефон. 
  Якут замолчал. За всё время пребывания в роте он никогда не произносил таких длинных речей. Но здесь ради раненного товарища он позволил себе многословие, как он сам считал. 
  За время пребывания в госпитале у Якута не только укрепилось уважение к ротному, но и появилось чувство привязанности к нему. 
  Как и обещали доктора, на третий день Якута выписали из госпиталя, и он вернулся в роту и приступил к своей "работе". Рука хотя и побаливала иногда, но это ему не мешало поражать цели. 
  Через три недели вернулся ротный. Хромал, ходил с палочкой, но командовал ротой исправно. Как-то он подошёл к Якуту и спросил:
  – Ну как рука? — Якут ответил:
  – Нормально. – И добавил, — я теперь начал новый счёт – уже 14. За тебя, командир. 
  Ротный усмехнулся:
  – Спасибо!
  Ему очень хотелось обнять Якута как друга, как брата, как близкого человека, но он только крепко-крепко пожал его руку.  

       Август 2022.