Три с минусом

Юрий Матусов
       
        Моя мама уходила на свою дальнюю работу очень рано, поэтому в школу меня собирала бабушка, которая всегда давала мне пакет с парой нарезок батона, намазанных вареньем. Почти все ученики приходили в класс с едой, которую поглощали в большую перемену. Никаких столовых в ту пору в школе не было.
        Кто с чем приходил я уже и не помню, но у Вали Васильева - моего соседа по парте - чаще всего был хлеб, как тогда говорили, просто «с таком».
        Валя учился не очень хорошо, но его все уважали за то, что он был чемпионом класса по игре в фантики. Игра в фантики в советские годы была одним из популярных детских развлечений. В игре использовались фанты от конфет. Для игры больше ценились фантики из твердой бумаги, от шоколадных конфет, таких как  "Белочка", "Петушок",  "Мишка Косолапый", "Каракум". Фантик  делили на 3 части, сгибали по длине к середине, а потом концы полоски надо было засунуть друг в друга для закрепления в виде прямоугольника.  Правила игры были очень просты:  по очереди (кто первый выясняли по жребию)клали  фантик на руку, а ладонью стукали по низу стола или подоконника, фантик подлетал и оказывался на столе. Надо было стукнуть так, чтобы он попал хотя бы на уголок фантика соперника, и тогда вы его забирали себе. Целью игры было забрать все фантики.
        Уж чего-чего, а фантиков теперь более, чем предостаточно, но сегодня компьютеры, мобильные телефоны и миниатюрные игровые гаджеты заменили старые добрые игры.
        Учился я хорошо. В основном получал пятёрки и четвёрки, но пару раз мне ставили тройку. У соседа-Вали чаще всего были тройки. А однажды ему поставили три с минусом. Что такое минус я не знал и попросил Валю показать мне его оценку, но он категорически отказался. И долгое время «три с минусом» было для меня интригующей тайной.
        Но однажды эта тайна для меня перестала быть секретом. В большую перемену, когда я достал  свои булки с вареньем, Валя вдруг сказал
- А давай махнёмся бутербродами. Тогда я покажу тебе «три с минусом».
        Я с готовностью согласился, получил вместо своего завтрака два куска хлеба «с таком» и был очень рад открытию мучившей меня тайны.
        В моей колонке на последней парте сидел хулиганистый второгодник Славка Ющук, которого все боялись, потому что он был здоровяк и любил делать всякие гадости. Одну из своих любимых  проделок он называл фокус-покус.
        Уже в зрелые годы я узнал, что выражение «фокус-покус» (немецкое «Hokuspokus», нидерландское  hocus-pokus и английское  hocus-pocus) означают одно и то же: обман, мошенничество. 
        В ту пору ученики приходили в школу со своими чернильницами-непроливайками, представлявшая собой стеклянный цилиндрический стаканчик, верхняя часть которого имела форму опрокинутого конуса с небольшим отверстием для пера. Благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании, чернильница-непроливайка позволяла носить готовые к использованию чернила при себе, что являлось весьма важным качеством до изобретения поршневых (заправляемых чернилами) и шариковых авторучек.
         Кстати, ручка с пером в Ленинграде называлась вставочкой. В других городах этого слова не знали. Поэтому, прочитав в романе Даниила Гранина «Бегство в Россию» фразу «…он взял вставочку и написал…», я  понял, что Гранин – писатель из Ленинграда.
        Так, вот. Славка на какой-то стройке брал карбид кальция (кристаллическое  вещество серого цвета). Он втихаря забрасывал его кому-нибудь в чернильницу. Начиналась бурная реакция с вонючими пузырями. Писать уже было невозможно. 
        Позавтракав, все выходили в коридор, а класс проветривали. Во время моего  отсутствия  Ющук бросил в мою чернильницу карбид. Её пришлось поласкивать в туалете. А на следующем уроке был диктант. Я не успел написать пару предложений  из-за того, что мне приходилось макать перо в чужую чернильницу, ожидая порой пока она будет свободна. 
        На следующий день учительница оглашала результаты проверки наших работ по диктанту и, дойдя до моей работы, сказала
- Ну, что ж ты, Юра? Всегда хорошо, а тут … ошибок нет, но не всё написал. Двойку я тебе уж ставить не буду, так что ставлю «три с минусом».