У реки

Акбар Мухаммад Саид
                Глава 11 ( Кударка)

        Он не любил выходные. По субботам и воскресеньям Алана ездила помогать престарелой бабушке, которую очень любила, и которая  была её единственной защитой и опорой. Из рассказов Аланы он узнал, что будучи младшей сестрой ей всегда приходилось работать по дому с раннего утра и до поздней ночи. Если к бабушке она ездила с радостью, то к родителям шла неохотно, даже если в дни посещений у них гостила её любимая Бабу.
        Однажды она в порыве откровенности рассказала немного из своей жизни. О том, что ей приходилось донашивать одежду старшей сестры, которую родители обожали и баловали. А она себя ощущала Золушкой, так как была в роли " подай - принеси, помой, постирай, приготовь и тд". Старшая сестра приезжала в гости, сидела за столом и даже не думала ей помогать. После родов первенца она располнела и перестала ухаживать за собой. А мужа не любила. Ей был важен статус замужней женщины и не более того.  За ребёнком приглядывала Алана. Малыш начинал делать первые шаги, и потому за ним нужен был глаз да глаз, чтобы он не упал и не поранился. Придерживая малыша за ручки Алана в полусогнутом положении часами могла ходить с ним по квартире родителей, когда её сестра сидела за столом и общалась с родителями и бабушкой. Уборка квартиры, мытьё посуды, стирка да всё остальное было на Алане. Сестра с мамой могли стоять рядом с ней на кухне болтая о пустяках, однако не помогали. К вечеру ноги и спину ломило так, что она падала на кровать и засыпала мгновенно.
 Услышав это Акрам задумался и ответил ей:
- Ну вот видишь? Каждому по заслугам...
- Не поняла о чём ты. Объясни - спросила его Алана.
- Ты ведь сама сказала, что она после родов располнела и не ухаживает за собой? Так?
- Да, так. Стала полной и некрасивой. Да и ведёт себя, будто не девушка а взрослая женщина, которой больше ничего не нужно от жизни.
- Ну так вот - продолжил Акрам, она получила то, что заслуживала. Нелюбимого мужа, испорченную фигуру и жизнь без мечты, чаяний и надежд. А ты досталась мне в награду за все твои страдания. Каждый получил по заслугам.
 Алана обняла Акрама, зажмурилась и через какое - то время прошептала ему:
- Я поняла. Я только теперь поняла! Спасибо тебе. Теперь я не буду злиться на сестру, не буду больше жаловаться, буду делать всё и по дому, и ей помогать с ребёнком! Боже, какая же я счастливая, что у меня есть ты!
  По началу Акрам настаивал, чтобы Алана приезжала к нему и на выходные, но когда она ему объяснила ситуацию, понял и не стал больше затрагивать эту тему.
- Бабу очень хитрая - стала говорить с улыбкой Алана. Ничего - то у неё не болит, однако вечно жалуется. Ей просто внимания не хватает. Да и скучает она. И я тоже скучаю. А ещё ей нравится как я хозяйничаю у неё в доме и порой ворчу. Сразу становится ласковой и послушной. Хитрюга моя любимая. Она всю неделю меня ждёт и порой напоминает позвонив мне на телефон,что завтра суббота и чтоб я не забыла. Вот такая у меня Бабу.
В общем они решили так: Алана станет приезжать по субботам только утром на завтрак, так как Акрам мог не есть без неё весь день. Однажды в понедельник приехав и увидев понурого и изголодавшегося Акрама она подумает, что он заболел. А потом зайдя на кухню и увидев нетронутую еду на плите и в холодильнике, устроит небольшой семейный скандал.
- Это... Господи! Это что такое? Ты не ел? Ответь мне, когда ты ел в последний раз? Я в пятницу наготовила тебе на 2 дня! Еда нетронутой стоит на плите и в холодильнике!
- Не ругайся малыш, у меня не было аппетита.
- Не ругаться? Ты в своём уме? Получается ты не ел почти три дня?!
- Я кофе пил - ответил Акрам с виноватой улыбкой.
- Кофе не еда! Да ты еле на ногах стоишь! Быстро умываться, бриться и на кухню - приказала хозяюшка.
 Акрам умывался под струёй воды и улыбался. Он был счастлив.
-Пришла моя лебёдушка, пришла моя хозяюшка. И пусть ругает меня. Так мне и надо - ликовала его душа...
  С того дня рано утром в субботу она стала приезжать на завтрак, кормила его и уезжала к Бабу. Бывало и в воскресенье она так же могла приехать, но такое случалось очень редко.
  Как то раз Алана стала рассказывать про выходные в доме Бабу:
- Представляешь, приезжаю к Бабу, а там соседский сын. Я стала помогать по дому, он везде за мной по пятам. Прям как тень ходит за мной. И даже за стол не садится, пока я не сяду с ними. Бабу смеётся и говорит, кавалера мне привела в дом.
- Мне пора начать волноваться и ревновать? - хмуро произнёс Акрам.
- Да там ребёнок совсем, ты чего? - смеясь ответила Алана и показала ему фото паренька на телефоне.
Увидев мальчишку лет 6-7 Акрам выдохнул с облегчением и обняв любимую прошептал ей на ушки:
- Дети знают кого любить. Ты самая чудесная девочка на свете. Они сердцем чувствуют таких добрых людей как ты. Детей не обманешь...
 В понедельник он ждал её с нетерпением и уже начинал нервничать, как вдруг увидел её быстро идущую к его дому в каком то странном одеянии и бегом пошел открывать входную дверь. Прямо на пороге Алана объяснила, что у них горе. Умер родственник, и она обязана быть на похоронах. Они разговаривали прямо на пороге квартиры...
- Понимаешь, мне нужно там быть, иначе родственники меня начнут осуждать - говорила она тяжело вздыхая с грустным лицом.
- Да, понимаю конечно же. Прими мои искренние соболезнования - говорил он обнимая её. Похороны родственника пропускать нельзя...
- Но... Тут такое дело - мялась Алана. Понимаешь, у нас по традиции нужно целовать покойника, а я не хочу. Я жутко боюсь покойников - с ужасом в голосе произнесла Алана.
- Если я не ошибаюсь, целуют лишь близкие родственники? То есть обязаны целовать дети и внуки?
- У нас если родственник, ты должен поцеловать - со вздохом ответила она.
- Я считаю это не правильно - ответил Акрам. Если,  к примеру женщина беременна и она испугается? А если родственник умер от инфекционной болезни? Это тот случай, о котором я как - то говорил тебе. Если традиции и обычаи противоречат здравому смыслу, это глупые традиции и обычаи. Должны быть регламенты, говоря современным языком, которые регулируют старшие. Вот послушай:
Всему на свете есть предел, у лжи и даже правды.
Порой обидеть не хотел, но ранил горькой правдой.
И если даже это ложь, но ложь твоя во благо,
Ты сердце друга не тревожь, соври коль это надо...
- Поняла? - спросил он прочитав четверостишие.
- Кажется да - ответила Алана. Я подумаю и может быть что - то придумаю, чтобы не целовать его в гробу и чтобы родственники не обиделись на меня. Даже во времена Хайяма были такие ситуации или что - то похожее на этот.
 Акрам ничего не ответил ей на последние слова, и лишь крепче обнял...
    Прошло несколько дней. Как это уже стало традицией, они сидели на диване в гостиной после ужина и общались. Сегодня вечером Алана сама предложила потанцевать. Акрам сходил за гитарой и в свою очередь предложил поиграть неизвестные ей ритмы, чтобы она могла сравнить ритмы его народа с другими. Для начала он просто играл, а она слушала. А потом начал петь под незнакомый ей ритм. По началу у неё не получалось, но она не сдавалась. Видя как она старается, Акрам улыбался и радовался в глубине души. И вот наконец то она поймала волну и начала танцевать так, что даже видавший виды Акрам был удивлён. Ритм 7. 8 ( семь восьмых) достаточно сложный ритм. Но она смогла уловить его и в её танце снова были элементы Симд. Это было необычайно красиво!
- А я вот давно хотела спросить тебя - начала говорить Алана не останавливаясь. Если твои стихи закончатся, наверное нам придётся прекратить наши уроки танца?
- А почему ты так подумала - спросил удивлённый Акрам.И при чём тут мои стихи?
- Для меня эти танцы что - то личное, интимное даже сказала бы. Я под чужую дудку плясать не намерена. То есть под чужие стихи.
- Я думаю стихов достаточно, на твой век хватит - смеясь ответил Акрам.
- Ну сколько?- не отставала Алана? 50? 100? или может 200 стихов у тебя?
- Думаю чуть больше. Для тебя это так важно?
- Принципиально, да. Очень важно...
  Акрам прекратил играть, отложил гитару, встал и подойдя к Алане молча взял её за руку и повёл её в сторону кабинета.
- У нас что, перерыв? - спросила Алана.
- Антракт... Я тебе сейчас кое что покажу, но ты в начале дай мне слово...
- Какое?
- Нет, ты пообещай мне в начале - улыбаясь ответил Акрам.
- Снова что то придумал? - спросила улыбаясь Алана, но всё же дала слово и обещание, хоть и не знала о чём речь
- Запомню, и ты запомни, что...  ты дала слово, что не обвинишь меня в гордыне.
- В гордыне? Тебя? Что за ерунда? Да никогда - ответила Алана удивлённо.
- Ты дала слово - повторил Акрам и усадил её за кресло. А потом включил ноутбук и открыл какой то сайт. Указал молча пальцем и вышел из комнаты...
 Алана по началу не понимала что он хочет от неё. Стала смотреть на открывшуюся страничку и увидела колонки со стихами. А ниже странички. Их было более 350. Стала читать название стихов и среди них ей стали попадаться знакомые названия. Когда она нажала на страничку, она открылась во всей красе. Это был стих, который накануне ей читал Акрам после ужина . Это были его стихи. Все! Их было больше тысячи. И под каждой дата, авторство с его инициалами, год, месяц и даже время их публикации.
*
Всему на свете есть предел, у лжи и даже правды.
Порой обидеть не хотел, но ранил горькой правдой.
И если даже это ложь, но ложь твоя во благо,
Ты сердце друга не тревожь, соври коль это надо...
*
 Это был не Хайям... Вскочив она побежала к нему. Он стоял у окна и смотрел на небо. Обняв его со спины, она произнесла:
- Я думала это рубаи Хайяма. Извини,я ж не знала... У тебя там тысячу или даже больше стихов. И они все твои! Почему же ты не говорил мне об этом раньше?
Произнеся это она ущипнула Акрама. Потом обняла прижавшись к его спине щекой.
- А если бы ты узнала сразу что это мои стихи а не Хайяма что -то бы изменилось?
- Ничего, наверное. Вернее ничего - ответила она. Но там тысячи стихов!
- Будешь танцевать для меня до старости. Попала ты, Кударка, факт - ответил Акрам и повернувшись поцеловал милую в бровь...
   Он полулежал на диване обнимая Алану и вдыхал аромат её волос.
- Всё забываю спросить тебя, что это за аромат? Что - то знакомое, едва уловимое, но никак не могу вспомнить - спросил он.
- Гиацинт - ответила она. Тебе нравится?
- Очень. Тонкий аромат, тебе под стать. Минутку, кое что вспомнил:

 Гиацинт твоих волос, в сердце радость мне принёс....
- Твои стихи? Сразу скажи, а то опять... - сконфуженно сказала Алана.
- Нет, не мои. Это Фраги. Был такой великий поэт.
 Алана привстала и прикусив пальчик снова спросила:
-Фраги? Никогда не слышала о нём.
- Не двигайся! Остановись мгновение - вдруг сказал Акрам и его удивлённые глаза были широко открыты.
 Алана прикусив пальчик  замерла.
- Я только теперь понял! Ты Менгли! Чёрт меня побери! Вот я глупый!
- Менгли? Это ещё кто - снова удивившись спросила Алана.
- Погоди минутку, я тебе сейчас расскажу...и спою...
*
Свой пальчик розовый кусая,
Смущается Менгли-ханум.
Тугие косы расплетая,
Смущается Менгли-ханум.
А ты гори, смотри, влюбленный;
В беседу с бровью насурьмленной
Вступает локон расплетенный,
Смущается Менгли-ханум.
Хочу заговорить -немею,
Стою как нищий перед нею.
Сказать : Открой лицо не смею.
Смущается Менгли - ханум.
Душа владычица отрада,
Прошу тебя бежать не надо.
Но благодатная от взгляда,
Скрывается Менгли - ханум.
*
Когда он начал петь, Алана встала и медленно стала раскачиваться в такт, а потом будто поплыла в танце... Акрам пел и смотрел на неё, и представлял себя на концерте. Ему казалось, что его Менгли танцует ему сейчас свой танец любви и парит над землёй и по небу кружит над ним...
   Прозвучали последние ноты и Алана замерла лебёдушкой посреди комнаты. Акрам стал тихо аплодировать ей и прошептал:
- Обожаю...
 Алана величественно прошлась, подошла к нему, поклонилась и глядя в даль, как бы сквозь него сказала:
- Знаешь, я сейчас будто плыла по небу. А потом мне казалось, что лечу, а там внизу ты поёшь. Странно, такое чувство, что душа отделилась от тела, и я будто бы видела себя, нет, нас со стороны! Такая песня! Мне очень понравилась. Твоя?
- Да, моя. Когда- то очень давно мне один приятель подарил книжку " Шахир". Он сам был музыкантом, учился в Ташкентской консерватории по классу джаза. Вечерами мы с ним играли на гитаре, импровизировали. Он обучал меня джазовым расщеплённым аккордам. Давал советы, слушал мой голос, говорил, что ему очень нравится стиль моего пения. И вот в этой книге и были эти стихи о Менгли. Так звали любимую Махтума кули. Это классик Туркменской поэзии. Фраги это его псевдоним. И вот как то вечером Дима пришел ко мне, так его звали, и мы начали играть. Я прочёл ему стих и наиграл на гитаре. Так как новые аккорды мне удавались с трудом, по началу у меня не получалось. Но Дима снова помог. Он показал как правильно нужно ставить пальцы. Буквально через пол часа песня полилась. Знаешь, я впервые тогда увидел глаза удивлённого профессионала. А Дима был мастер высокого класса. Одним словом, песня родилась и я начал петь её по вечерам, стал репетировать. Позже мне удалось её записать на студии.
- А почему ты назвал меня Менгли? Что у нас общего с ней - спросила Алана и снова прикусила пальчик.
 Акрам притянул её к себе, взял руку, поцеловал пальчик и ответил:
- Вот таким вот пальчиком, когда - то много веков назад прикоснулась Менгли до сердца Фраги. А теперь ты, Кударка, потревожила моё...