Читаем Евангелие с художниками. Враги Иисуса

Вадим Гарин
Предыдущая часть:   http://proza.ru/2022/02/18/1676

Очерк 4. Конфликты. Оппозиция Иисуса. Первосвященники

Коллаж автора. Фото 1. Николай Ге (1831-1894). Эскиз «Христос перед Анной».
Написан в 1868 году из серии картин на евангельскую тему. Холст, масло, 44,7 х 67. Находится в Государственной Третьяковской галерее.

Фото 2. Итальянский художник Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255—1260 — 1319). «Иисус перед первосвященником Анной» совместно с «Отречением Петра» - алтарный образ «Маэста;» созданный в 1308—1311 годах по заказу сиенского кафедрального собора города Сиена.

Фото 3. Нидерландский  художник Геррит Ван Хонтхорст (1592-1656гг.) «Христос перед первосвященником». Картина написана ориентировочно в 1617 году, Холст, масло, Размер 272x183. Находится в музее Национальной галереи Лондона.

Фото 4. Н. Ге «Суд синедриона.Повинен смерти».  Написана в 1892 году. Является частью «Страстного цикла». Размеры 201,3х 297,5. Холст, масло. Находится в Третьяковской галерее*

                В третьей части очерка я остановился на торжественном въезде Иисуса в Иерусалим. Его с восторгом и пальмовыми ветками** приветствовала большая часть жителей города. После известия о воскрешении Лазаря, уже четыре дня лежавшего в гробу, часть иудеев уверовала в Него.
                Однако многие не поверили рассказам о невероятном чуде. Даже великим пророкам такое было не под силу. Неверующие считали Иисуса обманщиком,  затаили злобу на него  и поспешили сообщить синедриону*** в Иерусалиме о случившемся (Ин.11. 46). Воскрешение Лазаря переполнило копилку терпения духовной власти, тем более, что это чудо случилось у дверей столицы (Вифания находилась в трёх километрах) при свидетелях, которые широко оповестили о нём среди населения.

                Слухи об исцелениях Иисуса играли важную роль в его популярности среди населения. Я бы назвал их по тем временам определяющими.
                Дело в том, что в древности медицина практически не существовала и для простого народа, который болел теми же болезнями, что и сейчас, обратиться было не к кому.
                В древнем еврейском (и не только) обществе болезни воспринимались не как психофизиологическое явление, а исключительно как религиозное. Ветхозаветные священники врачебной практикой не занимались, а совершали искупительное жертвоприношение (Лев.14:19–21, 29) и свидетельствовали об исцелении (Лев.13:16, 18:37, 14:3). Отношение к  целителям, ветхозаветным врачам было крайне отрицательным. Например, о царе Асе в Ветхом Завете говорится, что он умер от того, что обратился за помощью к врачам, а не к Богу, есть и другие примеры.
                Болезни исцеляли словом Божьим ветхозаветные пророки Илия и Елисей. И по преданиям даже воскрешали только что умерших, а Елисей, говорят, делал это и после своей смерти, когда тело мертвеца касалось его костей. Понятно, эти чудеса совершали не сами люди, а только Бог через своих пророков, когда это служило Его цели.

                Слухи об исцелениях Иисуса распространился по всей Иудее. В результате за ним ходило множество народа. Они говорили, что Иисус сострадает им, когда людям плохо, и его чудесные исцеления показывают, что утверждения Иисуса о том, что Он сын Божий, справедливы! Часть народа уверовала в Его исцеления и спасение от грехов, вызывающих болезни, что подтверждало Его авторитет, силу и главное - божественность.

                В богословии всегда подчеркивается символическое значение исцелений. Действительно, если для иудеев болезнь являлась проявлением греха, то исцеление было зримым подтверждением способности Иисуса прощать грехи. Исцеляя больного, Иисус говорит: «прощаются тебе грехи твои», и болезнь исцелена! (Мк. 2:5)
                Всё это категорически роняло авторитет духовной власти Иудеи.
 
                - Иисуса надо срочно убрать, - постановили первосвященники и присоединившиеся к ним фарисеи на экстренно созванном совете.
                -  «Если этого не сделать и оставим Его так, то все уверуют в Него, - и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом»  (Ин 11:47-48).  А первосвященник Каиафа просто предложил убить Иисуса:
                - «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погибнет» (Ин. 11:50)

                Ну, с фарисеями и прочими священнослужителями, боявшимся потерять своё влияние, места, привилегии и богатства всё понятно, а за что же ненавидела Иисуса большая часть населения Иудеи? Пора разобраться в причинах этой вражды, которая закончилась так трагически.
                Если очень кратко, то дела и проповеди Иисуса, смущающие народ, конечно, были враждебны общественно-религиозной системе государства, и она бурно реагировала преследованием, в которое включилась значительная часть населения, оно и привело в итоге к казни на кресте.
                Вспомните Нагорную проповедь Иисуса: «А я говорю вам»… И она хоть и предназначалась для учеников, но обращена была к иудеям, жившим по законам Моисея! Каково было услышать евреям, что Иисус отвергает многое в священном писании или интерпретирует его так, что появляется совершенно иной смысл, а кроме того, богохульствует и нарушает закон? Отсюда и неприятие его учения многими правоверными иудеями.

                Евангелисты часто упоминали о стычках Иисуса с фарисеями, книжниками и др. Я воспользуюсь выдержками из книги митрополита Иллариона****. Он достаточно подробно описывает противостояние Иисуса и его врагов.

                «Конфликт между Иисусом и Его противниками, – пишет митр. Илларион, - лейтмотив всех четырёх Евангелий. Этот конфликт зародился вскоре после выхода Иисуса на проповедь и с течением времени только нарастал. Развязкой конфликта станет заговор первосвященников и старейшин против Иисуса, суд над Ним и вынесение Ему смертного приговора».

                Среди противников Иисуса упоминается восемь (!) категорий его врагов.

                «В первую очередь, это первосвященники – они в «Евангелиях и Деяниях апостольских встречаются сорок шесть раз во множественном числе, чаще всего, в паре с другими категориями (первосвященники и книжники, первосвященники и фарисеи, первосвященники и старейшины)».

                Что касается этого непонятного множественного числа, митрополит пишет, что «евангелисты, видимо, просто объединили всех высших священников храма, а не имели в виду служившего первосвященником Каиафу(Йосеф Бар-Кайяфа)и его тестя, бывшего до него первосвященником Анну».
                Скорее всего, так и есть. Однако не знаю как вас, а меня это здорово напрягло. Произошло раздвоение личности первосвященников! Как человек дотошный, я, конечно, посмотрел в религиозной иерархии древнего Израиля кто есть кто, тем более, что первосвященники Анна и Каиафа сыграли зловещую роль в судьбе Иисуса Христа.
                Первосвященник (в дословном переводе великий священник, или ха-коэн) – главный священнический сан. Он предполагал посвящение, которое сопровождалось помазанием елеем (Лев. 4:3,5,16). Имел специальное облачение  в соответствии «с предписаниями Бога». Бубенцы на одежде звенели, извещая, что он без опасности для жизни мог приближаться к Господу (!) Первосвященник имел твёрдые правила поведения и ритуальной чистоты (https://ru.wikipedia.org/wiki/%).

                Должность первосвященника давалась пожизненно и переходила по наследству.
                Первосвященник пользоваться огромным авторитетом и властью. Во времена Иисуса первосвященник председательствовал в синедрионе***** и в политическом плане являлся верховным вождём народа, но был подконтрольным оккупационным римским властям (Рим завоевал Палестину в 63г до н.э. и посадил марионеточное правительство династии Иродов).
                Действующим первосвященником во время Иисуса  был Каиафа, а его предшественник, если не считать временных и непродолжительных персонажей, его тесть Анна, от которого власть перешла к Каиафе.
                В силу  авторитета Анны он принимал активное участие в судебных делах, по сути не имея на то юридического права.

                Опять скажет читатель: всё непонятно – раз должность давалась пожизненно, то почему власть от первосвященника Анны при его жизни перешла к его зятю Каиафе?
                Анна (сокращенно от Анания или Анан, по-еврейски «милость») служил первосвященником девять лет — с 6 по 15 годы по Р. Х. Его назначил (!) на должность Квириний -  римский губернатор в Сирии (Иудея входила в губернию и губернатор, когда это было целесообразно для римской власти, вмешивался  в политические и религиозные дела, невзирая на законы Иудеи).
                Анна управлял паствой чрезвычайно круто и самоуверенно, без оглядки на римские власти. Даже выносил смертные приговоры, что являлось  юрисдикцией только римлян. Терпеть самоуправство Анны римляне не пожелали и Валерий Грат – прокуратор Иудеи (до Понтия Пилата) отстранил его от власти.
                По закону Иудеи претендовать на этот пост мог старший сын Анны (о сыновьях Анны упоминает Иосиф Флавий: Елеазар бен Анна; Ионафан бен Анна; Феофил бен Анна; Матиас бен Анна; Анна бен Анна).
                И в 16-17 годы, действительно, старший сын Елизар бен Анна краткосрочно исполнял обязанности первосвященника***** (studybible.ru›lexicon/btd/word/306/ - Большой Библейский словарь),  но Елизар не обладал качествами лидера, и Анна практически оставался у власти и продолжал своевольничать.
                А в это время набирал влияние Каиафа – зять Анны, который вошёл в большое доверие у римлян.  У него сложились прекрасные рабочие отношения с властями. Грант, видя рвение Каиафы служить Риму, поставил его на пост первосвященника. К тому же, внешне сохранялся закон Иудеи о преемственности должности первосвященника, так как он являлся родственником (зятем) первосвященника Анны.
                Каиафа занимал должность первосвященника продолжительное время: с 18 по 36 год по Р.Х. то есть во времена служения Иисуса. (Преемник Грата Понтий Пилат сохранил его в качестве первосвященника).
                Однако Анна и при Каиафе обладал значительной властью и влиянием. Он стал настоящим «Серым кардиналом» Иерусалима.
                Поэтому совершенно не случайно его имя  всегда стоит наравне с именем действующего первосвященника (и в народе считался тоже первосвященником, как и Каиафа), что и подтверждает евангелист Лука, повторяя не раз «При первосвященниках Анне и Каиафе…»  (Например, Лк.3:2)*****

                Образ первосвященников Анны и Каиафы (особенно Анны) не привлёк большого внимания художников и скульпторов. Известны несколько картин с сюжетом первого допроса Иисуса Анной после ареста его в Гефсиманском саду.
                В первую очередь, меня заинтересовал эскиз Николая Николаевича Ге «Христос перед Анной». Сюжет эскиза соответствует Евангелию: после ареста Иисуса в Гефсиманском саду его связали и отвели сначала в дом к Анне, несмотря на ночное время, что само по себе говорит о его весе и значении в обществе.
                На эскизе в левом углу Ге расположил разбуженного Анну, вышедшего из спальни в халате и тюрбане (мицнефет – евр.). Из-за его спины выглядывает супруга Анны, стоящая на пороге комнаты в белом одеянии. Образ размыт, дан слабым контуром и только подчёркивает важность фигуры бывшего первосвященника.  Слева от женской фигуры спиной к зрителю склонился слуга со свечой в напольном подсвечнике. Справа композицию эскиза уравновешивает фигура связанного Иисуса в тёмной одежде и немногочисленная стража. На эскизе два главных персонажа: Анна и Иисус. Свет от светильника падает на первосвященника, подчёркивая его значимость, однако несмотря на несколько затемнённую фигуру Иисуса, читается его решимость и правота.
                По позе первосвященника видно, что Анна не собирается вести допрос – он даже не присел. Это, скорее, приватный интерес к противнику. Его интересуют ученики Иисуса (много ли его последователей) и его учение. Он стоит и ждёт краткого ответа, чтобы ещё до суда иметь представление, кто перед ним, и что именно он проповедует. Поза Анны надменна – он вопрошает!
                Иисус не уклоняется от ответа:
                - «Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил» (Ин.18:12–14,;19–24).
                Он не пытается оправдаться перед Анной.  Его спокойная поза, поднятая голова говорит, что, по сути, Он уходит от разговора с ним, предлагая ему вместо этого, допросить свидетелей, и над всем этим читается твёрдое нежелание Иисуса оправдываться. Он утвердился в желании быть осуждённым, потому что Его цель заключается не в том, чтобы выжить, но в том, чтобы умереть и исполнить волю Отца. Жалко, что эскиз не перешёл в написание картины.

                Почему мне более близки образы работ Н.Ге? (о других художниках скажу ниже). Видимо, потому, что у художника они появляются в размышлениях, это мне особенно близко - только этим и занимаюсь всё свободное время! Салтыков-Щедрин говорил, что «Ге оставляет полную свободу размышлять и даже сам дает повод для разнообразнейших выводов и умозаключений»! Так что я не одинок в таком мнении.
                Художник всю жизнь стремился ставить перед собой самые сложные вопросы, волнующие человечество на протяжении веков. Ге, в отличие от других, «читал Евангелие не как божественную книгу, а как трагедию обыкновенного Сына человеческого, который ужаснулся и изумился тому, как с ним обошлись». Об этом говорят все его работы из Евангельского цикла. Картины «Тайная вечеря», «Что есть истина?», «Голгофа», «Распятие» вызывали у зрителей самые разные отзывы – от восторженных до крайне отрицательных. Они волновали, заставляли размышлять, и это было главное».
                Был ли Ге верующим христианином? Скорее всего, нет. Это доказывает содержание его долгих бесед с Л. Толстым, переписка, его дружба с писателем, преданным анафеме православной церковью. У художника был свой взгляд на евангельские события, совпадающие с взглядами Толстого.
                Читая биографию Николая Ге и разбирая его творчество, я неожиданно наткнулся на высказывание профессора, доктора искусствоведения Глеба Поспелова (1930-2014гг.):
                «Ге, как и многие из российской интеллигенции, в сущности не был верующим христианином. Всё здание христианских догматов о Воскресении воспринималось им головой, а не сердцем».
                Ге всю жизнь искал истину, а я изучая религию, ищу свою правду, не вступая в споры и никому её не навязывая.

                Так кто из художников, кроме Н.Ге, писал о первом допросе Иисуса первосвященником Анной? Их немного, видимо, из-за незначительности происходившего, учитывая последующие события. Хотя некоторые из них обратили на него своё внимание.
                В числе первых итальянский художник Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255—1260 — 1319) - один из виднейших представителей сиенской школы. Картина написана в 1311 году. На ней видим сидящего на кресле пожилого, но ещё крепкого первосвященника Анну, вопрошающего Иисуса. Вид его грозен, он протянул к связанному Иисусу руку и спрашивает Его об учениках. Позади Него небольшая стража и рядом с Иисусом разгневанные слуги. Один из них поднял руку и сейчас ударит Иисуса. Почему он решил это сделать? (об этом пишет Иоанн). Есть два объяснения: этот слуга в момент привода Иисуса усомнился в  Его виновности. Тогда первосвященник ответил ему и другим:
                Неужели и вы прельстились?.. Но этот народ невежда в законе, проклят он (Ин. 7:45-49). Тогда этот слуга, чтобы его не обвинял Анна и не подозревал в расположении к преступнику, ударил Иисуса по щеке.
                Вторая версия говорит о том, что Иисус вместо того, чтобы отмалчиваться – отвечает дерзко, и преданный Анне слуга ударил Его из-за неуважения к первосвященнику.
                А митрополит Илларион трактует эту пощёчину так:
                -«Однако тут присутствует сопоставление рассматриваемого эпизода со словами из Нагорной проповеди и Проповеди на равнине искусственно. Образ щеки из Нагорной проповеди не следует понимать буквально: он использован метафорически и призван проиллюстрировать основополагающий принцип непротивления злу насилием, невоздаяния злом за зло, отказа от закона справедливого возмездия».

                Следующей картиной, привлекшей моё внимание, оказалось полотно голландского художника Геррита Ван Хонтхорста (1592-1656гг.) «Христос перед первосвященником».
На картине крупным планом изображён сидящий за небольшим столом первосвященник Анна и стоящий перед ним Иисус со связанными руками. Видно, что Анну подняли с постели. Он в наспех наброшенном халате и в тюрбане на голове. Слева от него горит свеча в подсвечнике. За его спиной домочадцы. Слева от Христа в темноте можно разглядеть слуг первосвященника. Стража не показана. Анна – очень пожилой худой человек с полуоткрытым ртом. На картине он не несёт никакой величественности. Нос с горбинкой, рука с указательным пальцем направлена вверх. Первосвященник спрашивает Иисуса, много ли у него учеников. Спрашивает не как властитель, а как задиристый и любопытный старый священник. Так, во всяком случае, мне показалось. Иисус, несмотря на арест, спокоен: решение им принято. Поза расслабленная: всё произошло так, как хотел Отец – он выполнил его волю. Картина написана в жанре бытовой живописи, этим она меня и привлекла.
                Остальные работы по теме меня не заинтересовали.

Продолжение http://proza.ru/2022/10/28/1711

Примечания:

* Картина Н.Н. Ге «Суд синедриона.Повинен смерти» была запрещена к экспозиции президентом Императорской академии художеств великим князем Владимиром Александровичем, и Ге увез ее в свое имение. После кончины художника его сын переправил две последние работы отца, в том числе «Суд Синедриона», Льву Толстому в Ясную Поляну. В 1897 году "«Суд Синедриона» был передан в дар Третьяковской галерее, годом позже он был на время помещен в экспозицию, а затем перенесён в запасники. Сейчас находится на реставрации.

**Под пальмовой ветвью обычно подразумевают перистый лист финиковой и других похожих пальм. Пальмовая ветвь имеет несколько значений. Листья финиковых пальм использовались как символ долговечности в Малой Азии в погребальных ритуалах, клались на могилы вместо венков, принятых у европейских народов. В другом значении пальмовая ветвь - символ мира и спокойствия, наравне с оливковой ветвью. Также в восточной традиции пальмовые ветви означают почтение и преклонение, в еврейской - символизируют победу.
Традиция отмечать победителей пальмовой ветвью существует со времён Древней Греции и Рима. Так, древние греки посылали гонца с пальмовой ветвью для извещения о победе. Победителям Олимпийских игр вручалась, наряду с венком из ветвей оливы, и пальмовая ветвь.
К 33 году н.э. пальмовые ветви использовались для приветствия любой более или менее популярной фигуры.
В христианской культуре ветка пальмы символизировала вечность и победу над смертью.

***Синедрион – верховный религиозно-общественно-политический орган В Иудее. Первоначально Санхедрин или, в огреченной форме, Синедриона.  Состоял из 71 члена (священников и мирян) и возглавлялся первосвященником. Во времена иудейской династии Хасмонеев (II–I века до Р.Х.) цари часто совмещали с царскими функциями служение первосвященников. Во времена Иисуса первосвященником синедриона был Каиафа.

**** Митрополит Иларион (Алфеев). «Иисус Христос : жизнь и учение : в 6 кн. / - Москва : Изд-во Сретенского монастыря : Эксмо, 2016-. / Кн. 1: Начало Евангелия. - 2016. - 799 с.
В настоящее время послан синодом в Венгрию с титулом митрополита Будапештского и Венгерского.

Автор благодарен Владимиру Теняеву, за дружеское редактирование очерка.