Вера. 4. Живая, спасительная вера и вера мёртвая

Валентина Ульянова
Вера. Законы жизни
4. Живая, спасительная вера и вера мёртвая

Рассказ о том, как с детства воспитанный в вере Николай Воробьёв, позже игумен Никон, потерял её, повзрослев, и снова обрёл только по милости Божией, подводит нас к ещё одному аспекту вопроса веры: она может быть живая, одухотворяющая и руководящая всею жизнью человека, и – рассудочная, теоретическая, мёртвая, не оживотворяющая дух человека, ничего не меняющая ни в нём, ни в его жизни, какой она была в юности у игумена Никона Воробьёва. 

О том, что вера может быть тщетной, мёртвой, свидетельствует Св. Писание: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1 Кор. 15, 1-2); "и бесы веруют, и трепещут" (Иак. 2, 19).

Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Вера мертвая, признание Христа одним невольным умственным убеждением, может быть и принадлежностью бесов! такая вера послужит верующему только в большему осуждению его на суде Христовом. «Остави, что нам и Тебе, Иисусе Назарянине! вопиял дух нечистый Господу: пришел еси погубити нас: вем Тя, кто еси, Святой Божий» (Мк. 1:24). Вера в Евангелие должна быть живая; должно веровать умом и сердцем, исповедывать веру устами, выражать, доказывать ее жизнью. «Покажи ми веру твою от дел твоих» (Иак. 2:18), говорит Апостол хвалящемуся одною мертвою верою, одним голым знанием бытия Божия».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет, что причины мёртвой веры - невнимание к заповедям веры, неисправление пороков, пристрастие к земному, к своим страстям - нечистое сердце:

«Имуще таинство веры в чистой совести» (1 Тим. 3, 9). Чистого сердца требует святая, божественная, пренебесная вера христианская, чтобы благотворно воздействовать на все существо человека, а в нечистом сердце она обитать не может и производить благотворных перемен в нем не может, если человек не исправляется от своих пороков. Вот почему и в христианстве много званых, но мало избранных. Многие именуются христианами, но не многие в самом деле таковы, не многие творят плоды Царствия Божия; вот отчего и в христианстве много безбожников, вольнодумцев, суеверов, корыстолюбцев, сластолюбцев, блудников, пьяниц, воров и так далее. Не вера виновата, что христиане таковы, а носящие имя Христово на себе виноваты в своем невнимании к вере и ее правилам, в своей нечистоте и в своем пристрастии к земному, по которому они не могут вместить в своем нечистом сердце чистейшего небесного сокровища - веры Христовой и погибают у самого источника спасения. Горе нам неблагодарным, злонравным, суемудренным, суетным, сластолюбивым и ленивым!»

Господь призывает всех. Каждому в наиболее благоприятный момент его жизни Он даёт возможность уверовать, касаясь сердца светом благодати. Но не каждый принимает Его дары, и, даже уверовав, не каждый следует вере, и потому не каждый спасается. 

Св. Феофан Затворник описал видение, видимо, бывшее ему самому, в котором Господь показал в образах разное принятие людьми призывающей к вере благодати:

«Расскажу вам видение одного старца. Видел он поле широкое-широкое. По нему ходило множество людей разного рода. Ходили они по грязи, иной по колено и более, а думали, что ходят по цветам; сами были в лохмотьях, испачканные и уродливые, а думали, что они красавцы и в нарядах. Ни одного из них не было покойного, все в тревоге и хлопотах, в ладах или спорах и ссорах друг с другом... К востоку от них лежала поляна несколько возвышенная, покрытая травою и цветами, а им казавшаяся сухою, песчаною и каменистою. За сею поляною поднималась гора, прерываемая хребтами в разных направлениях, все выше и выше... Из-за горы виднелся необыкновенной красоты свет, ослепляющий и слепые очи открывающий. Лучи от сего света шли во множестве в шумную толпу, блуждавшую по грязному полю. В каждую голову упирал свой луч. Что же люди? Смотреть на свет из-за горы самим им и в голову не приходило. А что касается до лучей, то одни совсем не чуяли прикосновения их; иные, почувствовав беспокойный удар их, потирали только себе голову и, не поднимая головы, продолжали делать, что делали; иные поднимали голову и обращали взор назад, но тотчас опять закрывали очи и возвращались на прежнее. Некоторые, устремив очи свои по направлению луча, долго стояли в наблюдательном рассматривании света и любовались красотою его, но все стояли неподвижно на одном месте и наконец то от утомления, то будучи столкнуты другими, опять начинали шагать по той же дороге, по которой шли прежде. Редкие-редкие, покоряясь возбуждению луча и указанию его, оставляли все, направляли шаги к цветистой поляне и шли потом все далее и далее к горе и по горе к свету, осиявшему их из-за горы. Смысл видения понятен сам собою!..
Видите ли, что никого не оставляет возбуждающая благодать; только сами люди пусть не упорничают».

Св. Феофан Затворник открывает черты живой веры, замечая, что познание благовестия – это только начало веры:

"…душа впивает благовестие Евангелия… Здесь всему предшествует познание Господа нашего Иисуса Христа, или познание устроения спасения в Нем… Такое познание есть необходимое условие к рождению веры или точка, с которой начинается ее образование… 

Но не в сем еще вера. За познанием, искренно принятым, следует сердечное убеждение в истине Евангелия или в том, что спасение рода человеческого действительно устроилось так, как проповедуется, и что основания спасению людей иного нет и не может быть как в Господе — Иисусе Христе. Это сердечное убеждение составляет отличительное свойство веры. Многие знают умом домостроительство спасения, но не у всех них есть вера. Истинно верующий так привержен сердцем к вере во Христа, что не только небоязненно исповедует Его, но и стоит за сие исповедание до крови: оно дороже ему самой жизни.

Верх же совершенства веры составляет живейшее личное убеждение, что Господь как всех, так и меня спас; как со всех снял проклятие, так и с меня; как всех есть Живот, так и мой. 

«Истинно верующий, — говорит святитель Тихон, — исповедует со апостолом: верою живу Сына Божия, возлюбившего мене и предавшего Себе по мне (Гал. 2, 20). …В такой вере все существо христианского блаженства заключается», ибо от нее возрождается в сердце действительное ощущение спасения в Господе, чувство свободы от проклятия и гнева Божия, сознание собственного примирения с Богом в Господе Иисусе Христе. 

«Такая вера, — говорит святитель Тихон, — освобождает от греха, клятвы, ада, приносит с собою веселье духовное, радость о Господе Спасителе, о благости и человеколюбии Его собственно к себе, мир и спокойствие совести.

Все спасительные действия веры, о коих упоминается в Священном Писании, принадлежат такой именно вере»". 

Н. Е. Пестов указывает несколько условий жизни веры - уверенность в возможности общения с Богом, в Его Промысле, исполнение воли Божией, Его заповедей, духовная любовь:

«В чем сущность живой веры? При ней имеется уверенность в бытии Бога и в возможности с Ним общения: «Ищущим Его воздает» (Евр.;11, 6)». Но одной такой веры, однако, недостаточно. …

Помимо уверенности в Промысле Божием имеется и еще несколько условий, чтобы вера была спасительной. 

Ап. Иаков говорит: «И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19). Однако бесы при этой вере и при ожидании себе возмездия («трепетании») все же остаются вне спасения. В чем же спасительная вера? 

Ап. Иаков учит, что «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2, 17). 

Здесь он требует непременного добавления к вере дел богоугождения — исполнения воли Бога и Его заповедей. 

Апостол Павел добавляет к этому: «Если я имею... всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» (1 Кор. 13, 2).

Итак, любовь и дела любви оживляют веру, мертвую без них. Поэтому ап. Павел ставит в основу спасения не одну способность к вере в Бога, но три способности человека — верить, надеяться и любить. Он говорит: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 13)». (Н.Е. Пестов. Современная практика православного благочестия. Том I. Часть третья. Раскрытие сокровищ и красот души)

Преп. Арсения (Себрякова) писала, что вера необходимо должна включать действенное доверие Промыслу Божию, Его благости:

«Верить необходимо не только в существование Бога Творца и в спасение, дарованное нам через Иисуса Христа, но надо верить неизменно, во всех обстоятельствах жизни, как бы тяжело ни было, что Бог милосерд, хочет нашего спасения и, видя, зная не только в чем временное наше благо, но и вечное, ведет нас к нему, как любящий, но мудрый отец своих детей, направляя их с одинаковой любовью, лаской и строгостью. Поэтому надо принимать с упованием как милость Божию (прося только Его помощи) всякое испытание или искушение, извне ли оно приходит, от наших ли немощей или от людей – орудий Божиих для нашего спасения, и часто обоюдного»».

Глубокую характеристику живой веры, животворящей и преображающей, даёт прот. Валентин Свенцицкий:

««Не оставлю вас сиротами, приду к вам» (Ин.;14,;18). И воистину Господь приходит в сердце каждого верующего человека, воистину каждый верующий человек никогда не чувствует своего одиночества. Это постоянное чувствование любви Божией воспламеняет и в наших сердцах любовь ко Христу, к миру как к созданию Божию, к людям, ко всей жизни. Страдания земные мы переживаем как спасительную Голгофу, и жизнь для нас – не беспорядочное чередование приятных и неприятных событий, а крестный путь, которым мы идем в вечное Царство Божие. Мы всегда имеем очи сердца нашего обращенными в вечность, и потому все земное само по себе не имеет для нас цены и кажется нам суетой. Все это делает нас свободными. Ибо где Дух Господень, там и свобода. А самое главное чувство наше, совершенно недоступное неверующим людям, – Воскресение Христа. Его можно сравнить с тем, что испытывает человек, приговоренный к смертной казни и неожиданно получивший освобождение. По-новому сияет для него небо, по-новому дышит его грудь, по-новому видит он всю окружающую жизнь. Мир во зле лежит, но мы торжествуем потому, что Христос победил мир. Жизнь – страдание, но мы радуемся потому, что Христос воскрес, и страдания больше не существует. Все умирает, все предается тлению, но мы ликуем, потому что уничтожена смерть и за преходящим тленным миром открывается вечная жизнь, новое небо, новая, преображенная земля».



                (Продолжение следует)
Ссылки на все статьи цикла:
1. Вера - благодатное созерцание сердца http://proza.ru/2022/09/08/1048
2. Рождение веры – Божий дар http://proza.ru/2022/09/08/1145
3. Тайны принятия или отторжения веры  http://proza.ru/2022/09/08/1210
4. Живая, спасительная вера и вера мёртвая http://proza.ru/2022/09/09/813
5. Возрастание веры – плод исполнения заповедей   http://proza.ru/2022/09/09/1153
6. Вера – приемница и вместилище даров благодати   http://proza.ru/2022/09/10/823
7. Утрата веры   http://proza.ru/2022/09/10/914