Бабушка Лиза. На смерть Елизаветы Второй

Борис Аксюзов
Когда Дениска в возрасте четырех лет впервые пошел в садик, он сразу повзрослел и стал очень серьёзным. И начал задавать маме вопросы, каких раньше никогда не задавал.
Однажды вечером по дороге домой он спросил её:
- Мама, а почему у меня нет бабушек? У всех детей в садике есть, а у меня нету..
Мама не могла сказать ему, что одна его бабушка умерла от голода в Ленинграде, а другая была расстреляна фашистами в Бабьем Яру близ Киева, и после долгого раздумья ответила коротко и неопределённо:
- Так уж получилось…
Она всегда говорила так, когда в их семье случались непонятные вещи. Например, когда она разбила старинную вазу, и папа пришел в ужас от этого, спросив её дрожащим шепотом: «Как ты могла?», она сказала: «Так уж получилось», и конфликт был исчерпан.
Денискин папа только на вид был строгим и требовательным, а на самом деле он любил играть с Дениской в паровозики и варить гречневую кашу, утверждая, что мама готовит её не так, как надо. Дома он бывал редко, потому что работал в Министерстве иностранных дел и всё время ездил в какие-то заграничные командировки. Возвращаясь из них, он привозил сыну игрушки, а маме – книги и журналы на английском языке, потому что она преподавала этот язык в школе. Так как вскоре этих игрушек стало очень много, Дениске они перестали нравиться, и он начал раздаривать их своим друзьям, которых у него тоже было много. А вот мама никому не давала даже почитать английские книги и журналы, и они вскоре заполнили все полки и этажерки в большой комнате, которую они называли гостиной. И тогда папа в первый раз привёз маме из командировки очень пахучие духи в красивой коробке. Мама была очень рада, и всем своим подругам мазала ими за ушами.
Папе это не понравилось, и он снова стал привозить журналы в ярких блестящих обложках. Дениска любил рассматривать в них картинки, на которых были нарисованы солдаты в огромных меховых шапках со старинными ружьями, двухэтажные красные автобусы и длинные собаки, бегущие по полям.
Заметив этот интерес, мама решила научить Дениску английскому языку, но он ему сразу не понравился, и тогда мама сказала: «Хорошо, подождем до лучших времен, если уж так получилось».
Он не знал, что такое «лучшие времена», и ему не хотелось ждать их, потому учить чужой язык было скучно. К тому же, он снова загрустил из-за того, что у него не было бабушек.
Однажды, когда мама вечером забрала его из садика, он достал из кармана красное яблоко и протянул его ей.
- Скушай, - сказал он. – Оно очень вкусное.
- А ты? – спросила мама – Давай напополам!.
. – У меня еще есть. Целых два.
- Откуда они у тебя?
- К Юле Терентьевой бабушка из деревни приехала. У нас в группе две Юли. Одна – Ручьёва, а другая – Терентьева. Так вот бабушка приехала к Юле Терентьевой. Привезла целый чемодан яблок и раздала их нам, каждому по три яблока.
Он помолчал, а потом добавил:
- А у меня нет бабушки… Ни в деревне, ни в городе… Так уж получилось..
Мама тоже загрустила и чуть не заплакала.
Когда он лёг спать, то услышал, как папа с мамой о чем –то долго говорили в своей спальне.
А через два дня папа снова уехал в заграничную командировку.
Он вернулся домой через неделю. Достал из сумки «Адидас» красную пожарную машинку на батарейках и запустил её по полу. Потом швырнул на стол какой-то яркий журнал и сказал маме: «Обязательно прочти здесь статью о вреде косметики. Тебе это будет полезно».
Затем они как-то странно переглянулись меж собой, и папа принялся доставать из сумки свои вещи и швырять их на диван. После чего он вынул с самого дна сумки большой цветной портрет в тонкой рамке, на котором была изображена пожилая женщина в красивом белом платье.
Папа встал и внимательно осмотрел стены гостиной.
- Тебе принести молоток и гвозди? – спросила мама.
- Не надо, - ответил папа. – Ты не следишь за достижениями современной науки и техники. На обороте этой картинки есть липучка, которая может удерживать на стене любые, даже очень тяжелые предметы.
Он залез на диван и прикрепил портрет на стене.
- Ровно висит? – спросил он.
- Да, ровно, - сказала мама.
Портрет Дениске очень понравился, потому что женщина, изображенная на нем, по-доброму улыбалась, а шляпка на ее голове была похожа на шляпку их воспитательницы Алевтины Петровны, которая тоже была доброй.
- Кто это? – спросил он
- Это Елизавета Вторая, королева Англии - пояснила мама,
- Великобритании, - поправил её папа.
- Это слишком длинно для ребенка, - возразила мама.
Дениска, долго смотрел на портрет, замирая от радости, что теперь он будет видеть его каждый день, а потом спросил:
- А можно, она будет моей бабушкой?
Папа с мамой снова переглянулись, и папа ответил, но очень неуверенно:
- Я думаю, что можно. Но пока она не будет знать об этом. Когда ты подрастешь и научишься говорить и писать по-английски, ты напишешь ей, что у тебя нет бабушки и ты бы очень хотел, чтобы она… усыновила тебя. Хотя слово «усыновила» не совсем подходит в данной ситуации, но в русском языке нет глагола «увнучить».
- Не забивай мозги ребёнка глупостями, - строго сказала мама. – Пусть он считает, что Елизавета Вторая – его бабушка, если она ему так понравилась
Дениска надолго задумался, а потом задал вопрос, волновавший его больше всего: .
- Мама, а как мне её теперь называть?
- Вообще-то, её зовут Елизавета…
- Георгиевна, - подсказал папа, - Но ты можешь называть её просто бабушкой Лизой.
На следующее утро Дениска выскочил из детской так стремительно и радостно, что кот Матвей испугался и поспешно убрался под диван.
- Привет, бабушка Лиза! – закричал Дениска, обращаясь к портрету.
Но мама тут же поправила его:
- Ты должен сказать: «Good morning, Granny!», что означает «Доброе утро, бабуля!»
В садике за завтраком он шепнул Юле Терентьевой, сидевшей с ним рядом:
- У меня теперь есть бабушка. Она – королева Англии.
Юля считала, что королевы бывают только в сказках и, желая показать, что она тоже любит пофантазировать, ответила ему гордо:
- Ну и что? А я выйду замуж за принца.
Вскоре папа привез из командировки еще один портрет бабушки Лизы, который повесили в Денискиной комнате. На нем она была в белом красивом платье, но с синей лентой через плечо и с короной на голове.
- А почему вы повесили у меня портрет с короной? – спросил Дениска.
- Для того, чтобы ты помнил, что это не только твоя бабушка, но и королева Великобритании, - ответила мама.
- … и Северной Ирландии, - добавил папа.
Но бабушкин взгляд на этой фотографии был по-прежнему ласковым и улыбающимся, и Дениска решил, что в тот момент, когда её снимали, она думала о нём, а не о своем королевстве..
Теперь, проснувшись утром и открыв глаза, он сразу видел перед собой этот портрет и тихо говорил, уже по-английски:
- Good morning, Granny!
Разговоры в садике о Денискиной бабушке, которая к тому же была королевой Великобритании и Северной Ирландии, возникали очень часто и не могли не быть услышанными воспитательницей Алевтиной Петровной.
Она была опытной воспитательницей и знала, сколь беспредельна фантазия её питомцев. Но на этот раз сочинительство Дениски показалось ей слишком уж изощренным, и в её душе возник какой-то неосознанный протест против таких высоких измышлений.
- А почему твоя бабушка не приезжает навестить тебя? – спросила она однажды на прогулке, подсев к Дениске, одиноко копавшемуся в песочнице.
- Она очень занята, - ответил он. – У нее много государственных дел. Так говорит мой папа.
- Понятно, - задумчиво сказала Алевтина Петровна. – Государственные дела – это тебе не уборка квартиры и не приготовление завтрака. И даже не выращивание редиски на даче в Малаховке. А вы собираетесь навестить бабушку?
- Собираемся. Мы поедем к ней, как только я подрасту и научусь хорошо говорить на английском языке.
- Я думаю, что кроме этого ты должен хорошо знать придворный этикет.
- А что это такое?
- Это правила вежливого обращения к высокопоставленным особам и поведения за столом. Я, например, заметила, что ты сих пор неправильно пользуешься столовыми приборами во время еды, и бабушка может подумать о тебе как о невоспитанном мальчике.
В воскресенье за обедом он сказал маме:
- Алевтина Петровна говорит, что, если я собираюсь поехать к бабушке, мне надо научиться правильно пользоваться столовыми приборами. Это как?
Мама рассердилась и назвала Алевтину Петровну женщиной, которая суёт свой нос куда не следует. Раньше мама никогда так не говорила при Дениске, потому что была очень вежливой и хорошо воспитанной. Но после этого разговора она всё же начала учить Дениску, в какой руке надо держать вилку и нож.
Через год, когда Дениске исполнилось пять дет, на своем дне рождения он ел отбивную котлету, как заправский аристократ. Гости удивлялись и завидовали, так как их дети не могли так лихо управляться с ножом и вилкой и вытирать рот белоснежной салфеткой.
Но это было не главное, чему он научился за этот год.
Теперь Дениска мог читать и писать по-русски, правда, печатными буквами, и говорить на английском языке. С прекрасным лондонским прононсом он здоровался и прощался с родителями, спрашивал об их здоровье и, как истый англичанин, любил побеседовать о погоде.
И однажды он решил написать письмо бабушке Лизе, причём, сделать это втайне, так как папа ругал его, когда он вместо «молоко» писал «малако», а мама считала, что палочки в его печатных буквах не совсем перпендикулярные.
Дениска сел за свой столик в детской, взглянул на портрет бабушки с короной на голове и написал:
«Здравствуй, бабушка Лиза!»
Слово «здравствуй» он написал правильно, потому что папа однажды сказал ему, что оно произошло от слова «здравый», то есть, «здоровый», и Дениска это запомнил.
«Мне уже пять лет, - написал он дальше, - Я уже могу писать и говорить на английском языке» . Слово «английском» он тоже написал правильно, так как перед ним лежала книга, на обложке которой было написано: «Учебник английского языка для малышей»
Потом Дениска задумался из-за того, что теперь надо было написать о самом главном, а он не знал, как. Думал он долго, и его даже потянуло в сон, но затем он вдруг вспомнил, как совсем недавно папа был в командировке целый месяц и прислал им телеграмму. Мама сначала прочла телеграмму сама, всплакнула, а потом протянула её Дениске: «»Прочти. вслух, так лучше запоминается».
И Дениска прочел: «Очень соскучился потому что я вас очень люблю».
И он старательно вывел:
«Я тебя очень люблю и хочу к тебе приехать»
И подписал:
«Твой внук Денис Иванов»
Он вложил письмо в конверт без марки и закричал отцу, который ужинал на кухне:
- Dad!
Он решил позвать его по-английски, чтобы сделать приятное маме.
- Что тебе, сын? – откликнулся папа.
- А ты знаешь адрес бабушки Лизы?
- Конечно, знаю. А зачем он тебе?
- Просто интересно, где она живет. И друзья меня в садике об этом спрашивают, а я не знаю.
- Тогда слушай.
- Не говори быстро, я запишу.
- Хорошо, пиши: «Лондон, Бу-кин-гем-ский дворец»
- И всё?
- И всё.
- Спасибо
Но адреса на конверте он не написал, услышав, как мама сказала папе:
- Зачем ты это сделал? Пора положить конец этой сказке, А иначе, Денис скоро вырастет, и будет считать нас обманщиками.
Папа ей ничего не ответил, а Дениска не понял, о какой сказке идет речь и почему он будет считать папу и маму обманщиками, если они никогда его не обманывали.
Прошло двадцать лет.
Молодой журналист – международник Денис Евгеньевич Иванов получил задание вылететь в Лондон, чтобы сделать репортаж о ежегодном выезде Королевы в Парламент и её тронной речи.
К нему был прикреплен опытный фотожурналист Лев Борисович, уже не раз принимавший участие в съёмках этой церемонии.
Именно по его настоянию, они заранее выехали на место, отведенное для прессы и заняли там удобную позицию.
Когда вдалеке показался церемониальный кортеж, Денис заволновался: сможет ли издалека он хоть краешком глаза увидеть в карете Елизавету Вторую. Теперь он думал о ней только как о Королеве, забыв, что когда-то называл её бабушкой Лизой.
Но когда золотая карета поравнялась с ними, он вздрогнул, увидев в её окне пожилую женщину в красивом белом платье с короной на голове, точно такую, какой она была изображена на портрете, висевшем в его комнате. И он, улыбнувшись, невольно прошептал:
«Good morning, Granny!»
И ему показалось, что Королева услышала его и, тоже улыбнувшись, чуть заметно махнула ему рукой в белой перчатке.